г. Вологда |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А13-5966/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Кириллов на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 сентября 2019 года по делу N А13-5966/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Петрофонд" (ОГРН 1147847407707, ИНН 7816599430; адрес: 192007, Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 150, офис 403; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования город Кириллов (ОГРН 1053500469296, ИНН 3511005237; адрес: 161100, Вологодская область, Кирилловский район, город Кириллов, улица Ленина, дом 49; далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении операций на лицевых счетах администрации, в связи с неисполнением исполнительных листов серии ФС N 016155078, серии ФС N 020434910, выданных Арбитражным судом Вологодской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление финансов Кирилловского муниципального района (ОГРН 1143533000071, ИНН 3511006216; адрес: 161100, Вологодская область, Кирилловский район, город Кириллов, улица Преображенского, дом 4; далее - управление), муниципальное казенное учреждение Кирилловского муниципального района "Центр бухгалтерского учета" (ОГРН 1183525031183, ИНН 3511006985; адрес: 161100, Вологодская область, Кирилловский район, город Кириллов, улица Гагарина, дом 94; далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены, на администрацию возложена обязанность не позднее пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), до момента исполнения требований исполнительных листов серии ФС N 016155078, серии ФС N 020434910, выданных Арбитражным судом Вологодской области, также с администрации в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлине в сумме 3 000 руб.
Администрация с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции представленным в дело доказательствам. Указывает на отсутствие финансовой возможности оплаты задолженности по исполнительным листам.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2017 года, определением от 23 мая 2018 года по делу N А13-3108/2016 с администрации в пользу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Петрофонд" (далее - ЗАО "УК "Петрофонд") взысканы задолженность по контракту в сумме 1 447 944 руб. 89 коп., судебные расходы в сумме 6 173 руб. 87 коп.
По данному делу Арбитражным судом Вологодской области выданы исполнительные листы от 06.12.2017 серии ФС N 016155078, от 28.05.2018 серии ФС N 020434910.
Определением суда от 17 сентября 2018 года по делу N А13-3108/2016 произведена замена взыскателя ЗАО "УК "Петрофонд" на общество.
Общество обратилось в администрацию с заявлениями от 11.12.2017, от 25.10.2018 о принятии к исполнению вышеуказанных исполнительных листов.
Заявления получены администрацией 18.12.2017, 06.11.2018.
Исполнительные документы в трехмесячный срок не исполнены.
Считая, что оспариваемое бездействие администрации противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Из содержания исполнительных листов, предъявленных обществом в администрацию, усматривается, что задолженность по контракту и судебные расходы по делу N А13-3108/2016 взысканы с администрации за счет казны муниципального образования город Кириллов.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В порядке пункта 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) администрация создана в форме муниципального казенного учреждения и действует на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к учреждениям.
В силу пункта 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Администрация является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов и уполномоченным на совершение действий по обращению взыскания на средства бюджета поселения по денежным обязательствам казенных учреждений поселения, что следует в том числе из пункта 1 Порядка по исполнению судебных актов и решений налогового органа по обращению взыскания на средства бюджета городского поселения город Кириллов по денежным обязательствам казенных учреждений поселения, а также на средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений, утвержденного постановлением администрации от 12.02.2019 N 19 (далее - Порядок).
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ определено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
На основании приведенных норм суд первой инстанции верно заключил, что с учетом положений пункта 2 статьи 41 Закона N 131-ФЗ администрация как орган местного самоуправления является муниципальным казенным учреждением, а в силу норм БК РФ исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, осуществляется по правилам статьи 242.5 БК РФ.
Пунктом 3 названной статьи Кодекса установлено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно пункту 5 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, в обжалуемом решении верно отражено, что само по себе неисполнение должником требований в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ.
При таких обстоятельствах ввиду неисполнения судебного решения в отведенный срок администрация обязана была принять временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах в порядке, определенном пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств.
Как справедливо отмечено судом в обжалуемом решении, недостаток бюджетного финансирования не указан в действующем законодательстве в качестве основания для неприменения вышеуказанных положений БК РФ, в связи с чем ссылки администрация на дифицитный характер бюджета не имеют правового значения.
Поскольку материалами дела подтверждается тот факт, что в установленный срок администрация не предпринимала мер к исполнению судебных актов, не приостановила операции по расходованию средств на лицевом счете должника, и ответчик не доказал тот факт, что им приняты достаточные и необходимые меры для исполнения судебных актов в установленный БК РФ срок, оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы администрации обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Само по себе несогласие администрации с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 сентября 2019 года по делу N А13-5966/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Кириллов - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5966/2019
Истец: ООО "Петрофонд"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Кириллов
Третье лицо: МКУ "Центр бухгалтерского учета", Управление финансов Кирилловского муниципального района