город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2024 г. |
дело N А32-1124/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителей:
от Министерства обороны Российской Федерации: Мироненко Е.А. по доверенности N 207/4/53д от 03.10.2022,
от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Жареновой О.В. по доверенности N 24 от 09.01.2024, рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, иск общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Заря" (ИНН 2304067762, ОГРН 1152304000496)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892),
при участии третьих лиц: федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5047041033, ОГРН 1035009568736), федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892),
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Заря" (далее - истец, общество, управляющая компания, ООО УК "Заря") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей за период с 01.06.2021 по 07.08.2022 в размере 13007,27 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2023 иск удовлетворен, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просил отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом не дана правовая оценка обстоятельству, на которое Управление ссылалось в отзыве на исковое заявление, в том числе сделаны недостоверные выводы по результатам исследования письменных доказательств.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.11.2022 N 99/2022/507913277, предоставленной истцом, а также выписке из ЕГРН от 26.06.2023, правообладателем помещения с кадастровым номером 23:40:04080882:705, с 13.11.2020 номер государственной регистрации 23:40:0408082:705-23/231/2020-1 является ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, однако указанный факт не нашел отражение в решении суда, оставлен без внимания. При этом Минобороны России передало на праве оперативного управления ФГАУ "Центральное управления жилищно-социальной инфраструктуры комплекса" Минобороны России 08.08.2022 в качестве правообладателя, что подтверждает факт отсутствие полномочий собственника у МТУ Росимущества.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение), МТУ Росимущества является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Таким образом, Росимущество выступает от имени Российской Федерации в соответствующих имущественных отношениях по остаточному принципу (если соответствующее полномочие по управлению федеральным имуществом не передано иному федеральному органу исполнительной власти), следовательно, не является в данных правоотношениях компетентных органом, выступающим от имени Российской Федерации.
Определением от 11.01.2024 суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьего лица федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд определение от 01.02.2024 привлек к участию в деле в качестве третьего лица Министерство обороны Российской Федерации.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд определение от 14.03.2024 определил в качестве государственного органа, представляющего интересы Российской Федерации как собственника имущества по данному делу Министерство обороны Российской Федерации.
От ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, ФГУА "Росжилкомплекс" и Минобороны России в апелляционный суд поступили отзывы.
Минобороны России подало ходатайство о передаче дела по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержал заявленное ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд г. Москвы.
Представитель ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России поддержал свою правовую позицию.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 139/1 по ул. Островского в г. Геленджик принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, в качестве которой выбрано ООО УК "Заря".
В силу части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно частям 1, 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Условия договора на управление многоквартирным домом устанавливаются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
10.02.2021 на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 10.02.2021, между ООО УК "Заря" и собственниками помещений в многоквартирном доме N 139/1 по ул. Островского в г. Геленджик заключен договор на управление многоквартирным домом (далее - договор на управление).
Предметом договора на управление является, в том числе, выполнение ООО УК "Заря" работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 139/1 по ул. Островского в г. Геленджик.
Согласно п. 3.3.1, 3.3.3, 4.1 договора на управление собственник обязуется вносить плату за содержание, текущий ремонт, коммунальные и прочие услуги.
В соответствии с п. 7.1 договор управления заключается на срок 3 года. В отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом, направленного другой стороне, договор считает пролонгированным на тот же срок и тех же условиях.
Во исполнение обязательств по договору управления многоквартирным домом управляющая компания заключила договоры с ресурсоснабжающими и специализированными организациями, а также приступила к исполнению обязательств по содержанию и ремонту общего имущества.
Собственник спорного нежилого помещения не вносил плату за коммунальные платежи за период с 01.06.2021 по 07.08.2022, размер задолженности составил 13007,27 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Как следует из материалов, согласно пункту 5 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России реорганизовано путем присоединения к нему среди прочих Армавирской квартирно-эксплуатационной части района.
На основании передаточного акта от 01.04.2011 от Армавирской КЭЧ района на баланс учреждения передано имущество, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Островского, д. 139/1.
В марте 2017 года вышеназванный жилой дом был разукреплен на отдельные квартиры, после чего спорный объект недвижимости поставлен на бюджетный учёт учреждения 17.04.2017, что отражено в инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 65544.
Согласно выписке из ЕГРН 13.11.2020 зарегистрировано право собственности ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России. На основании заявления об исправлении технических ошибок в записи ЕГРН 13.11.2020 внесена запись прекращении права собственности учреждения. 16.01.2021 внесена запись N 23:0:0408082:705-23/231/2021-2 о регистрации права собственности Российской Федерации. При этом право оперативного управления учреждения не регистрировалось, что отражено в выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости.
Согласно приказу директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 06.06.2022 N 1743 жилое помещение, расположение по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Островского, д. 139/1. кв. 9, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России.
Во исполнение приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 06.06.2022 N 1743, между ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России и ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России подписан акт приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от 11.07.2022.
08.08.2022 зарегистрировано право оперативного управления ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", согласно которому осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
В деле отсутствуют доказательства того, что Министерство обороны Российской Федерации передавало Росимуществу реализацию полномочий собственника в отношении спорного объекта.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Таким образом, Росимущество выступает от имени Российской Федерации в соответствующих имущественных отношениях по остаточному принципу (если соответствующее полномочие по управлению федеральным имуществом не передано иному федеральному органу исполнительной власти).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Согласно разъяснению, данному в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13, неправильное определение в исковом заявлении государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения, оставления без движения. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет в судебном акте ответчиком Российскую Федерацию в лице надлежащего федерального органа государственной власти, наделенного полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде.
В связи с указанным разъяснением апелляционный суд привлек к участию в деле Министерство обороны Российской Федерации.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в письменных объяснениях признал факт управления спорным имуществом Министерством обороны Российской Федерации, пояснив, что Минобороны России, действующее от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации, в качестве наймодателя, заключило договор найма служебного помещения N ЮРУЖО-13/386-2018 от 02.10.2018.
Поскольку суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, рассмотрев иск к Российской Федерации, представленной неполномочным органом государственной власти, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку ответчик в лице компетентного государственного органа не был извещен о месте и времени рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Поскольку представитель Минобороны России письменно ходатайствовал о передаче дела для рассмотрения по месту нахождения Министерства, и поскольку у названного Министерства нет филиалов и представительств, а равно отсутствуют иные специальные основания территориальной подсудности спора Арбитражному суду Краснодарского края, дело для рассмотрения по существу следует направить в Арбитражный суд города Москвы.
Вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.02.2023 по делу N А32-50735/2021.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2023 по делу N А32-1124/2023 отменить.
Дело передать для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1124/2023
Истец: ООО УК "Заря", ООО Управляющая компания "Заря"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Межрегиональное ТУ Росимущество в КК и Респ. Адыгея
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ООО Управляющая компания "Заря", Федеральное государственное автономного учреджения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)"МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации