г. Санкт-Петербург |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А56-68085/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда М. Л. Згурская
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И. С. Хариной, после перерыва - А. К. Сизовым
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, иск ООО "ГК Вагонсервис"
к АО "Ростерминалуголь"
о взыскании штрафа
при участии:
от истца: Постников А. А. (доверенность от 30.12.2023)
от ответчика: Покровская В. С. (доверенность от 23.08.2023)
от 3-его лица: Озеров М. В. (доверенность от 08.02.2024)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" (ОГРН 1125476122540, ИНН 5407478128, адрес: 630099, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Депутатская, д. 46, офис 1163; далее - ООО "ГК Вагонсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Ростерминалуголь" (ОГРН 1024701420787, ИНН 4707012248, адрес: 188480, Ленинградская обл., Кингисеппский р-н., г. Кингисепп, ул. Химиков, д. 5В; далее - АО "Ростерминалуголь", ответчик) о взыскании 83 200 руб. штрафа за задержку вагонов под выгрузкой, а также 3 328 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 22 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
31.08.2023 истцом через систему Мой Арбитр представлены возражения на отзыв ответчика, в которых истец в соответствии со статьей 49 АПК РФ увеличил требования и просил взыскать с АО "Ростерминалуголь" 85 600 руб. штрафа за задержку вагонов под выгрузкой, а также 3 424 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 22 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением от 18.09.2023 в виде резолютивной части суд взыскал с АО "Ростерминалуголь" в пользу ООО "ГК Вагонсервис" 83 200 руб. штрафа за задержку вагонов а также 3 328 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 22 000 руб. расходов по оплате услуг представителя, то есть без учета увеличения размера исковых требований.
Исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление N12), и норм части 6.1 статьи 268 АПК РФ апелляционная инстанция перешла к рассмотрению дела в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, и привлекла к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "РЖД" в лице Октябрьской железной дороги (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 2).
В судебном заседании представитель ООО "ГК Вагонсервис" поддержал заявленные требования, представитель АО "Ростерминалуголь" против удовлетворения иска возражал.
Как указывает истец, в январе 2023 года на стацию Лужская в адрес ответчика прибыли железнодорожные вагоны, принадлежащие ООО "ГК Вагонсервис".
Однако грузополучатель своевременно не принял меры по организации выгрузки груза из подвижного состава.
По данному факту составлены акты общей формы.
В связи с нарушением ответчиком предусмотренного статьей 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) срока оборота вагонов, в соответствии со статьей 100 Устава истцом начислен штраф в сумме 85 600 руб.
Претензия истца от 04.05.2023 N ГКВС-346 с требованием оплатить штраф, оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ООО "ГК Вагонсервис" в суд с настоящим иском.
Согласно статье 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
В соответствии со статьей 99 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Статьей 100 Устава предусмотрен штраф за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. Задержка вагонов менее 15 мин. в расчет не принимается, а задержка свыше 15 мин. до одного часа принимается за один час.
Исходя из пунктов 4.5, 6.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов из вагонов - это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции в отношении конкретного вагона, указанного в памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 4.1 Правил N 26 установлено, что время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В результате реформы, произошедшей после принятия Устава, перевозчик перестал быть единственным владельцем вагонов.
Если организация является оператором подвижного состава, ее права при использовании принадлежащих ей вагонов не должны отличаться от прав перевозчика.
Понятие оператора железнодорожного подвижного состава приведено в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и абзаце тридцатом статьи 2 Устава.
Согласно указанным нормам оператор подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
В пунктах 4, 6, 7 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 N 626, предусмотрено, что операторы железнодорожного подвижного состава участвуют в осуществлении перевозочного процесса с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином праве железнодорожных вагонов и контейнеров и осуществляют взаимодействие с перевозчиками и иными физическими и юридическими лицами на основании соответствующих договоров. Операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам (клиентам) для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок. Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними договора. Взаимодействие оператора с перевозчиками при осуществлении перевозочного процесса с использованием железнодорожных вагонов и контейнеров оператора регламентируется заключаемыми между ними договорами, которые могут предусматривать технические, экономические и информационные условия их взаимодействия.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный абзацем шестым статьи 62 Устава, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
Предусмотренный абзацем шестым статьи 62 Устава штраф представляет собой законную неустойку, право требования которой принадлежит кредитору независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что истец не подтвердил статус оператора вагонов N 56655020, N 52753175.
Указанный довод ответчика опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Вопреки доводам ответчика, истец представил в материалы дела доказательства, подтверждающие статус оператора и право законного владения спорными вагонами.
Право законного владения истцом вагоном N 56655020 подтверждается следующими документами: договор аренды вагонов от 23.12.2016 N А 392/16, акт приема-передачи вагонов от 04.07.2022 N84, счет-фактура от 31.01.2023 N00000004, приложение к акту, плате приложение к актy, платежное поручение.
Право законного владения истцом вагоном N 52753175 подтверждается следующими документами: договор 01.01.2017 N 002/01-17, счет-фактура от 31.01.2023 N 535, акт оказанных услуг от 31.01.2023 N 535, платежное поручение, справка о вагоне из АБД ПВ.
Оказание истцом услуг по предоставлению вагонов третьим лицам (статус оператора) подтверждается следующими доказательствами: договор на оказание услуг от 01.07.2022 N ГКВС-106/2022, по которому истец предоставляет вагоны для осуществления заказчиком (ООО "Промугольсервис") перевозок (заказчик ООО "Промугольсервис" указан в накладных в качестве грузоотправителя); протокол согласования цены от 01.01.2023 N 9, которым согласовано направление Ерунаково З.-Сиб - Лужская (эксп.).
В соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), технология функционирования железнодорожной станции и пути необщего пользования отражены в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания (далее - ЕТП).
В ЕТП АО "Ростерминалуголь" и станции Лужская Октябрьской железной дороги определены технологические сроки оборота вагонов, перерабатывающая способность, интервалы подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ответчика.
Согласно пункту 2.3 Правил N 26 договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - ЕТП. Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Кроме того, в указанных договорах (при среднесуточном грузообороте свыше 100 вагонов) устанавливается максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов.
Между ОАО "РЖД" и АО "Ростерминалуголь" заключен договор от 06.04.2018 N ЭП/17/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги (далее - договор N ЭП/17/М).
В соответствии с пунктом 7 договора N ЭП/17/М сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования владельца, готовые в подаче вагоны (деле - вагоны) подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных приемоотправочных путей N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7 транзитно - выставочного парка Северный станции Лужская (далее - выставочные пути). Состав считается готовым к подаче на выставочный путь, когда с ним завершены все технологические операции и подано уведомление о подаче вагонов в соответствии с пунктом 6 настоящего договора.
Пунктом 8 договора N ЭП/17/М установлено, что количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается исходя из длинны выставочных путей, не более: для пути N 1 - 89 вагонов, для пути N 2 - 71 вагон, для пути N 3 - 69 вагонов, для пути N 4 - 77 вагонов, для пути N 5 - 72 вагона, для пути N 6 - 72 вагона, для пути N 7 - 72 вагона.
Пунктом 14 договора N ЭП/17/М для холодного периода с 01.12. по 31.03 для 75-76 вагонов (согласно количеству вагонов по памятке при ем о сдатчика на подачу вагонов 846) в подаче предусмотрен временной интервал в размере 3 часа 15 минут.
Дополнительным соглашением от 30.11.2022 к договору N ЭП/17/М установлены технологические сроки оборота вагонов, которые составляют для холодного времени для группы вагонов в количестве 75, 76 (согласно количеству вагонов по памятке на подачу вагонов 846) временной интервал в размере 5,94 часов на группу вагонов включительно.
В соответствии с Правилами N 26 учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Последним абзацем статьи 119 Устава предусмотрено, что для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В пункте 64 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Приказ Минтранса России от 27.07.2020 N 256 (далее - Правила N256), указано, что акт общей формы составляется и подписывается одним уполномоченным представителем перевозчика, который его составил, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 65 настоящих Правил, в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом общей формы, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно пункту 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 256 акты общей формы, связанные с оформлением предоставления железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе, пользованием вагонами, принадлежащими перевозчику, нахождением вагонов на железнодорожных путях общего пользования, предоставлением железнодорожных путей вне перевозочного процесса, составляются владельцем инфраструктуры отдельно на начало и окончание простоя вагонов, пользования вагонов и подписываются уполномоченными представителями владельца инфраструктуры и перевозчика. В случае если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, то акты составляются и подписываются только перевозчиком.
В соответствии с пунктом 77 Правил N 256 акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, составляются перевозчиком в день их обнаружения и представляются для подписания на станции назначения - грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 78 Правил N ЭП/17/М грузополучатель, владелец железнодорожного пути необщего пользования обязаны подписать составленный акт и в срок не более двадцати четырех часов с момента получения возвратить его составившему лицу. При несогласии с содержанием акта общей формы пользователи услугами железнодорожного транспорта вправе изложить свое мнение в акте общей формы или приложить его к акту общей формы.
В силу пункта 7 договора N ЭП/17/М, если задержка уборки вагонов с приемовыставочных путей произошла по вине ответчика, то должен составляться акт общей формы, подписываемый двумя сторонами: ОАО "РЖД" и ответчиком.
Исходя из вышеизложенного, акты общей формы, оформляемые на станции назначения в отношении подачи/уборки вагонов на пути ответчика должны быть составлены и подписаны двумя сторонами ОАО "РЖД" и ответчиком.
Пунктом 13 договора N ЭП/17/М определено, что для расчета плат принимаются временные интервалы, установленные пунктом 14 договора.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 договора N ЭП/17/М ОАО "РЖД" подает вагоны на пути необщего пользования ответчика по уведомлению с записью в книгу уведомления о прибытии груза формы ГУ-2ВЦ. Сдаваемые на железнодорожный путь ответчика вагоны подаются локомотивом ОАО "РЖД" на один из железнодорожных приемовыставочных путей парка Северный станции Лужская. Состав считается готовым к подаче на выставочный путь, когда завершены все технологические операции и передано уведомление о готовности к подаче вагонов ответчику.
Истец не предоставил в материалы дела уведомление о готовности перевозчика подавать спорные вагоны на момент составления актов общей формы.
Материалы дела содержат акты N 23/1221, N 23/1833, N 23/1834, N 23/1947 подписанные только ОАО "РЖД" в электронном виде, без ячеек (строки) для подписания ответчиком. Акты составлены ОАО "РЖД" в лице парка Отправочный в одностороннем порядке для удостоверения факта занятости путей парка Северный.
Согласно пояснениям ОАО "РЖД", в рассматриваемом случае обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности АО "Ростерминалуголь" перед ОАО "РЖД", отсутствовали, вагоны находились на путях общего пользования станции Лужская в ожидании подачи на выставочные пути парка Северный, в связи, с чем акты общей формы не подпись представителю ответчика не предъявлялся.
Кроме того, в представленных актах ОАО "РЖД" указано, что интервал подачи ответчиком не нарушался. Согласно памятке приемосдатчика N 846 вагоны с выстовочного пути ОАО "РЖД" были приняты АО "Ростерминалуголь" 26.01.2023 в 20 часов 20 минут. Согласно памятке приемосдатчика N 875 вагоны были возвращены ОАО "РЖД" на выставочный путь 27.01.2023 в 16 часов 25 минут.
Памятки приемосдатчика подтверждают довод ответчика об отсутствии его вины в нахождении вагонов в парке Отправочный, поскольку в период с 17.01.2023 по 26.01.2023 ответчик обрабатывал вагоны без нарушения технологического срока оборота вагонов и интервалов подачи.
Таким образом, истцом не представлено доказательств вины ответчика в задержке выгрузки спорных вагонов.
Таким образом, вагоны находились под ответственностью АО "Ростерминалуголь" по истечении технологического срока оборота вагонов в течении 14 часов 05 минут.
Учитывая, что вагоны находились под ответственностью ответчика 14 часов 05 минут, основания для начисления штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 62 Устава, отсутствуют.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждено наличие оснований для начисления ответчику штрафа по статьи 62 Устава, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2023 по делу N А56-68085/2023 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" (ОГРН 1125476122540, ИНН 5407478128, адрес: 630099, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Депутатская, д. 46, офис 1163) в пользу акционерного общества "Ростерминалуголь" (ОГРН 1024701420787, ИНН 4707012248, адрес: 188480, Ленинградская обл., Кингисеппский р-н., г. Кингисепп, ул. Химиков, д. 5В) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68085/2023
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГК ВАГОНСЕРВИС"
Ответчик: АО "Ростерминалуголь"
Третье лицо: ОАО "РЖД" в оице Октябрьской железной дороги