Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 декабря 2019 г. N 16АП-5413/19
г. Ессентуки |
|
31 декабря 2019 г. |
А61-4551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исрепиловой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.10.2019 по делу N А61-4551/2019, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ОГРН 1161513054890, ИНН 1513061265) к ответчику - индивидуальному предпринимателю Гаппоеву Ахсару Дациевичу (ОГРН 319151300000434, ИНН 150600989020) о взыскании 510 112 руб. 80 коп. при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" - представитель Никоненко О.Л. (доверенность от 11.03.2019),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество, ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ") обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Гаппоеву Ахсару Дациевичу (далее - предприниматель, ИП Гаппоев А.Д.) о взыскании задолженности по оплате поставленного газа за период с 01.09.2018 по 30.09.2018 и с 01.12.2018 по 31.12.2018, рассчитанную по мощности газоиспользующего оборудования в сумме 452 348 рублей 42 копеек, пени за период с 26.10.2018 по 05.08.2019 в сумме 57 764 рублей 38 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу, что истцом не доказано вмешательство предпринимателя в работу узла учета газа, следовательно не доказан факт искажения сведений прибором учета.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение от 25.10.2019 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор поставки газа от 20.10.2017 N 39-2-3246/18-22 (далее - Договор), по условиям которого поставщик обязуется с 01.01.2018 по 31.12.2022 включительно поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, либо газ, добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ПАО "Газпром", а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ.
Договорной объем поставки газа согласован сторонами в пунктах 2.2., 2.3 договора.
Согласно пункту 4.12. договора объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного-принятого газа по каждой точке подключения, которые подписываются Сторонами на территориальных участках (абонентских пунктах) Поставщика, в которых также отражаются ежесуточные сведения (Приложение N 1).
При несогласии Покупателя с определением объема поданного-принятого газа он подписывает акт и приложение к нему, изложив особое мнение.
Месячный акт поданного-принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 (газ), выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 4.14. Договора месячные акты поданного-принятого газа и сводный акт поданного-принятого газа оформляются не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным.
Покупатель обязуется обеспечить явку своего представителя на территориальный участок (абонентский пункт) Поставщика для своевременного получения актов поданного-принятого газа, товарных накладных на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 (газ) и счетов-фактур, для подписания и произведения оплаты в сроки, определенные договором.
Согласно пункту 5.5.4. договора окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с пунктом 5.4. Договора на основании товарной накладной по форме ТОРГ12 (газ), и ранее произведенными авансовыми платежами.
Порядок учета газа определен сторонами в разделе 4 договора.
Согласно пункту 4.1. договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленному у покупателя.
При неисправности или отсутствии узлов учета газа поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по узлам учета газа покупателя.
При отсутствии либо неисправности узлов учета газа, по которым производится определение количества газа, а также отсутствии или нарушении действующих знаков поверки, отсутствии или нарушении пломб, установленных Поставщиком на байпасах узлов учета, местах присоединения узла учета к газопроводу, корпусе счетчика и/или счетного механизма, составных частях узла учета, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, при измерении объемного расхода газа при рабочих условиях выше верхнего (максимального) значения диапазона измерений узла учета газа, при наличии признаков несанкционированного вмешательства в работу узла учета газа, наличии механического повреждения узла учета или его составной части, истечении срока поверки узла учета или его составной части, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения, либо по соглашению сторон.
Под неисправностью узла учета газа стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета, не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма.
Покупатель обеспечивает сохранность установленных на узле учета газа пломб госповерителя и поставщика.
В соответствии с пунктом 4.2 договора определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам узла учета газа, указанного в техническом соглашении, подписанном сторонами (Приложение N 4), в соответствии с требованиями ГОСТ 8.899-2015, ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение действия договора.
Согласно пункту 4.4. договора период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок Покупателя в соответствии с пунктом 4.1. договора, исходя из 24 часов их работы в сутки, принимается сторонами с первого числа месяца, в котором обнаружено нарушение или с даты проведения Поставщиком последней проверки (если проверка проводилась в указанном месяце).
В силу пункта 4.8. договора ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.
Узел учета считается принятым в эксплуатацию после оформления акта приемки узла учета газа в эксплуатацию с соответствующим заключением. Владелец узла учета газа обязан предоставлять Поставщику копии паспортов, оригиналы свидетельств на средства измерений и узел учета газа с отметкой о поверке, проектную документацию, паспотра с разрешающей документацией Ростехнадзора на газопотребляющее оборудование. Владельцы турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков также обязаны представлять Поставщику акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ 8.740-2011 (по форме Приложения Г к указанному ГОСТу), выданный федеральным государственным учреждением - центром стандартизации, метрологии и сертификации.
Покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика в присутствии уполномоченных или назначенных приказом ответственных лиц покупателя возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведение необходимой документации, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него.
В подписанном сторонами техническом соглашении от 20.10.2017 (Приложение N 4 к договору) согласован следующий состав узла учета газа: ВК-G40 N 15179020.
В качестве газопотребляющего оборудования в техническом соглашении от 20.10.2017 указаны: горелка инфракрасная ГИИВ 3,65 мощностью 0,355 нм3/час; три Теплогенератора Write-warm DXA75 мощностью 7,9 нм3/час, 20 Теплогенераторов ТГИИБ мощностью 0,355 нм3/час.
Истцом в материалы дела представлен акт проверки узла учета газа потребителя BK-G40 от 17.09.2018 N 3-180917-1, в соответствии с которым установлено: - до счетчика имеется отвод Д-15 мм с установленной заглушкой и пломбой ГГВ 00029773; - пломба на свечу до УУГ - ГГВ 000400600; - отвод после счетчика газа Ду-15 мм опломбирован пломбой ГГВ 00047197; - отвод после счетчика газа Ду-25 мм установлена пломба ГГВ 00039351; - на узле отсутствует привидение к стандартным условиям; - пломба завода-изготовителя не соответствует требованиям завода-изготовителя; - документация на узел учета газа не представлена.
Также истцом представлен акт проверки узла учета газа N 10-181217-1 от 17.12.2018, в соответствии с которым установлено: - на момент проверки не представлен паспорт на узел измерения расхода газа с отметкой о проверке; - отсутствует пластиковая пломба желтого цвета завода-изготовителя на корпусе счетчика газа в правом верхнем углу; - узел измерения расхода газа не соответствует требованиям ГОСТ Р 8.741-2011 и договора поставки газа (отсутствует корректор объема газа); - для подключения газопотребляющего оборудования используется тройниковое соединение; - для монтажа газопровода применены металлопластиковые трубы; - нижняя часть свинцовой пломбы завода-изготовителя имеет следы механического воздействия; - установлено и подключено несертифицированное газопотребляющее оборудование.
В указанных актах проверки также отражено, что представителем ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" произведена фото- и видеофиксация выявленного нарушения.
Согласно пункту 4.1. договора одним из оснований определения количества поставляемого газа по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок является наличие механического повреждения узла учета или его составной части.
На основании указанных актов проверки истец произвел начисление объема потребленного ответчиком газа с 01.09.2018 по 30.09.2018 и с 01.12.2018 по 31.12.2018 по мощности газопотребляющего оборудования.
Акты поданного-принятого газа за сентябрь и декабрь 2018 года ответчиком не подписаны, особое мнение при несогласии с объемами газа ответчиком в порядке пункта 4.12. договора поставки газа не изложено. При этом указанные акты направлены истцом в адрес ответчика почтой.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец 05.08.2019 направил ответчику претензию с просьбой погасить задолженность, оставленную без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Кроме того, отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа N 162), Правилами учета газа, утвержденными Минэнерго России 13.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа N 961), обязательными для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пункту 2.1 Правил поставки газа N 162, поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающий газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа (пункт 22 Правил поставки газаN 162).
Узлом учета газа (узел измерений) является совокупность средств измерений и обработки результатов измерений, измерительных трубопроводов, вспомогательных и дополнительных устройств, которые предназначены для измерения, регистрации результатов измерений и расчетов объема газа, приведенного к стандартным условиям (пункт 3.6. ГОСТ Р 8.740-2011).
Таким образом, узел учета - это обобщающее понятие совокупности средств измерений (приборов учета), обеспечивающих учет количества газа, контроль и регистрацию его параметров.
Пунктом 23 Правил поставки газа N 162 предусмотрено, что при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа N 162 ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.
В силу пункта 26 Правил поставки газа N 162 каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.
Согласно пункту 1.6 Правил учета газа N 961 средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В силу пункта 2.9 Правил учета газа N 961 измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.
Согласно пункту 3.9 Правил учета газа N 961 при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Аналогичное положение стороны установили в пункте 4.1 договора поставки газа от 20.10.2017 N 39-2-3246/18-22.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации; защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
В силу пункта 8 части 3 статьи 1 Закон N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в том числе, при учете количества газа.
В статье 2 Закона N 102-ФЗ определено понятие средство измерений как техническое средство, предназначенное для измерений; технические требования к средствам измерений - требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохранения их метрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности результата измерений, предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, а также требования, обеспечивающие безопасность и электромагнитную совместимость средств измерений. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Подтверждение соответствия этих методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется в процессе утверждения типов данных средств измерений. В остальных случаях подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений (статья 5 Закона N 102-ФЗ).
Следовательно, учет количества газа должен осуществляться сертифицированным, поверенным приборам учета газа в соответствии с аттестованной методикой измерений, а также требованиями Правил поставки газа N 162 и Правил учета газа N 961, а при неисправности (отсутствии) прибора учета газа покупателя, его несоответствии требованиям нормативных актов, поставщик газа имеет право в соответствие с действующим гражданским законодательством осуществить расчет поставленного покупателю газа по мощности газопотребляющего оборудования.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, в данном случае на покупателе газа лежит бремя доказывания исправности его средств измерений и соответствие требованиям технических нормативных документов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что основанием для предъявления иска являются акты проверки узла учета газа от 17.09.2018 N 3-180917-1, от 17.12.2018 N 10-181217-1.
Ответчик в отзыве на исковое заявление пояснил, что за сентябрь и декабрь 2018 года истцом начислена задолженность исходя из проектной мощности газоиспользующего оборудования, в то время как за октябрь и ноябрь 2018 года объем газа соответствует текущему потреблению (по показанию счетчика). Истец, ссылаясь в акте проверки на непригодность узла учета газа для коммерческих расчетов за потребляемое количество газа, не представил доказательств устранения неисправностей и допуска его к применению, в последующем учитывает текущее потребление (по счетчику).
Доказательства того, что установленные в актах проверки от 17.09.2018, 17.12.2018 нарушения счетчика повлияли на достоверность учета количества потребляемого ответчиком газа, истцом в материалы дела не представлены.
В данном случае суд апелляционной инстанции считает, что истец не представил доказательств того, что имеются основания для производства расчета газопотребления на основании пункта 23 Правил поставки газа N 162, пункта 3.9 Правил учета газа N 961, пункта 4.1 договора поставки газа от 20.10.2017 за сентябрь, декабрь 2018 года исходя из проектной мощности газопотребляющих установок.
Не представлено доказательств и о том, что узел учета газа ВК-G40 N 15179020, не соответствуют требованиям Закона N 102-ФЗ и ГОСТ Р 8.740-2011.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в материалах дела не имеется ни одного доказательства, подтверждающего неучтенное газопотребление либо неисправности или отсутствие средств измерений у ответчика.
Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется, а поэтому правомерно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют доводы искового заявления и отклоняются апелляционным судом по вышеизложенным основаниям, так как судом первой инстанции им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что апелляционная жалоба общества не содержит мотивированных доводов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу чего апелляционный суд рассматривает жалобу ответчика, как поданную по формальным основаниям.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства настоящего дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.10.2019 по делу N А61-4551/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4551/2019
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ"
Ответчик: Гаппоев А. Д.