город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2019 г. |
дело N А32-12374/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Татулян Сусаны Владимировны: Письменного А.Н. по доверенности от 24.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2019 по делу N А32-12374/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Татулян Сусаны Владимировны (ИНН 231703321212, ОГРН 304231732900052) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), при участии третьих лиц: администрации Адлерского внутригородского района города Сочи и администрации муниципального образования город Сочи о признании незаконным отказа, об обязании
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Татулян Сусана Владимировна (далее - ИП Татулян С.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества, управление), в котором просила:
- признать незаконным решение от 19.02.2019 N 09/2832 об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:96 для размещения элементов благоустройства территории;
- возложить обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения (согласования) для размещения элементов благоустройства земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:96 без предоставления и установления сервитута, для целей связанных со строительством временных сооружений, благоустройства прилегающей территории, поступившее 13.02.2019 N ОГ-178, в целях соблюдения возможности реализации права, установленного статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 27.09.2019 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества в КК и РА обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление сослалось на то, что постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 не установлен порядок предоставления в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 земельных участков, являющейся федеральной собственностью. Таким образом, судом не принято во внимание, что у Межрегионального территориального управления отсутствовали законные основания для выдачи разрешения использовать земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402030:96 для размещения элементов благоустройства территории. Межрегиональное территориальное управление полагает, что в данном случае договор на размещение объекта по своей правовой природе представляет договор аренды, и таким образом, положения Постановления N 627 противоречат статье 39.6 Земельного кодекса РФ, предусматривающий исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". Наличие у лица разрешения на использование земельных участков позволяет ему использовать земельный участок без принятия со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления решения о предоставлении земельных участков или заключения с указанными органами каких-либо договоров.
Определением от 10.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Адлерского внутригородского района города Сочи и администрация муниципального образования город Сочи.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 23.12.2019 в составе суда произведена замена находящейся в очередном ежегодном отпуске судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Татулян Сусаны Владимировны возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения по доводам представленного отзыва, представил копии сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи и градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:96, которые приобщены судом к материалам дела.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель с целью благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, принадлежащему ему на праве собственности 13.02.2019 обратился в адрес управления о согласовании элементов благоустройства земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:96 без предоставления и установления сервитута, для целей связанных со строительством временных сооружений, благоустройства прилегающей территории к соседнему участку, на котором находится торговый комплекс "Оганес" по ул. Демократической, 38/2, Адлерского района города Сочи.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402030:96 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись о регистрации права от 22.05.2006 N 23-23-22/008/2006327).
Письмом от 19.02.2019 заявителю отказано в согласовании элементов благоустройства по причине отсутствия порядка такого согласования.
Полагая, что отказ в согласовании элементов благоустройства является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соотвтетствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 ЗК РФ.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень). В соответствии с пунктом 4 названного Перечня к таким объектам относятся элементы благоустройства.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения указанных объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края утверждены постановлением от 06.07.2015 N 627 (далее - Порядок N 627).
Согласно пункту 1.3 данного Порядка N 627 заявление о заключении договора на размещение объекта подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации или Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
Уполномоченными органами на принятие решения о заключении (об отказе в заключении) договора на размещение объекта, заключение договора на размещение объекта является, в том числе федеральный орган исполнительной власти, наделенный нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, - в случае размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Российской Федерации (под. 1 п.1.4 Порядка N 627)
Согласно пункту 2.2. Порядка N 627 уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение о заключении договора на размещение объекта, которое оформляется правовым актом уполномоченного органа, либо решение об отказе в заключении договора на размещение объекта с указанием оснований для отказа, которое оформляется в форме, установленной правовым актом соответствующего уполномоченного органа.
Пунктом 2.1. Порядка N 627 предусмотрено, что в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления уполномоченный орган запрашивает следующую информацию:
о соответствии размещения объекта документам территориального планирования и градостроительного зонирования - от органа архитектуры и градостроительства городского округа или муниципального района;
о наличии или отсутствии возражений относительно размещения объекта на землях или земельных участках - от органа, осуществляющего полномочия по предоставлению соответствующих земельных участков;
о местоположении земель или земельного участка (части земельного участка) для размещения объекта относительно особо охраняемых природных территорий регионального значения или иных территорий, сопряженных с использованием рекреационных ресурсов, водных объектов, - от органа исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченного на осуществление государственного управления в области охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий регионального значения. В случае нахождения земель или земельного участка (части земельного участка) в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения или иных территорий, сопряженных с использованием рекреационных ресурсов, водных объектов, о возможности размещения объекта с учетом установленного режима использования соответствующей территории.
Срок представления запрашиваемой информации не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления в соответствующий орган запроса.
В случае поступления заявления в орган, который в соответствии пунктом 1.4 раздела 1 Порядка не уполномочен на принятие решения о заключении (об отказе в заключении) договора на размещение объекта, заключение договора на размещение объекта, такое заявление в течение 3 рабочих дней со дня поступления возвращается заявителю с указанием причины возврата.
В соответствии с пунктом 2.13. Порядка N 627 решение об отказе в заключении договора на размещение объекта принимается в случае, если:
1) заявление и (или) документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям, установленным уполномоченными органами, указанными в пункте 1.5 раздела 1 Порядка;
2) к заявлению не приложены документы, включенные в перечни, утвержденные уполномоченными органами, указанными в пункте 1.5 раздела 1 Порядка;
3) земельный участок, на котором планируется размещение объекта, предоставлен физическому или юридическому лицу;
4) размещение объекта не соответствует документам территориального планирования, градостроительного зонирования, требованиям нормативных документов, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения;
5) вид объекта, указанного в заявлении, не соответствует видам объектов, установленным Перечнем;
6) получена информация от органа, осуществляющего полномочия по предоставлению земельного участка, предназначенного для размещения объекта, о наличии обоснованных возражений относительно размещения объекта на соответствующих землях или земельном участке;
7) опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, испрашиваемого для размещения объекта, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка;
8) в отношении земельного участка, испрашиваемого для размещения объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
9) объект, в отношении которого предлагается заключить договор на размещение, отсутствует в схеме (схемах) размещения объектов (далее - схема (схемы)) или не соответствует схеме (схемам) в случае, если утверждение схемы (схем) в отношении данного объекта предусмотрено пунктом 4.1 раздела 4 Порядка;
10) размещение объекта, а также деятельность, связанная с эксплуатацией такого объекта, не соответствует установленному режиму использования особо охраняемых природных территорий или иных территорий, сопряженных с использованием рекреационных ресурсов, водных объектов;
11) в отношении испрашиваемого к размещению объекта имеется ранее поступившее заявление от другого лица, отвечающее требованиям, предъявляемым к форме и содержанию заявления, а также с приложенными документами, включенными в перечни, которые утверждены уполномоченными органами, указанными в пункте 1.5 раздела 1 Порядка.
Из материалов дела следует, что предприниматель с целью благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, принадлежащему ему на праве собственности, 13.02.2019 обратился в адрес управления о согласовании элементов благоустройства земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402030:96 без предоставления и установления сервитута, для целей связанных со строительством временных сооружений, благоустройства прилегающей территории к соседнему участку, на котором находится торговый комплекс "Оганес" по ул. Демократической, 38/2, Адлерского района города Сочи.
К заявлению были приложены копии свидетельства предпринимателя, ИНН, внешний вид (эскиз), сведения о земельном участке, копии страниц паспорта заявителя и доверенного лица.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402030:96 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись о регистрации права от 22.05.2006 N 23-23-22/008/2006327).
Письмом от 19.02.2019 заявителю отказано в согласовании элементов благоустройства. Основанием для отказа послужило отсутствие порядка такого согласования.
Предприниматель обратился с заявлением в целях благоустройства указанного земельного участка и размещения на нем цветников, газонов, вазонов, лавочек, устройство пешеходных дорожек с покрытием брусчаткой. Эскиз согласован отделом архитектуры, благоустройства и санитарного контроля администрации Адлерского внутригородского района города Сочи и департаментом оформления и дизайна городской среды администрации города Сочи (имеются соответствующие штампы на эскизе).
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402030:96 расположен в зоне ОЦ-1 - жилая и общественно деловая зона.
Согласно пункту 11.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи благоустройство допускается в любой территориальной зоне.
Использование испрашиваемого предпринимателем земельного участка под размещение элементов благоустройства малых архитектурных форм - клумб, скамеек не противоречит действующему законодательству.
При этом, конкретные мероприятия и объекты благоустройства территории определяются в соответствии с правилами благоустройства территории поселения (городского округа), принятие которых относится к вопросам местного значения муниципальных образований (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Кроме того, учитывая вышеизложенное, а также, что возможность реализации права, установленного статьей 36.33 ЗК РФ, не поставлена в прямую зависимость от наличия или отсутствия принятого нормативного акта, то отсутствие правового механизма по рассмотрению подобного рода заявлений, не должно приводить к нарушению законных прав граждан и юридических лиц, вытекающих из положений главы V.6 ЗК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый отказ противоречит действующему законодательству и нарушает права предпринимателя.
Довод о том, что в данном случае договор на размещение объекта по своей правовой природе представляет договор аренды, и таким образом, положения Постановления N 627 противоречат статье 39.6 Земельного кодекса РФ, предусматривающий исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", судебной коллегией отклоняется.
Как указано выше, предприниматель обратился с заявлением о согласовании элементов благоустройства, что не противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлению N 1300. Действия предпринимателя направлены на благоустройство спорного земельного участка.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2019 по делу N А32-12374/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12374/2019
Истец: Татулян С. В.
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ АДЛЕРСКОГО ВНИТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА СОЧИ И АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД СОЧИ, Администрация муниципального образования город Сочи