город Томск |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А03-374/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Павловой Ю.И., |
|
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микаелян Ж.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта (07АП-10490/2019) на решение от 02.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-374/2018 (судья Гуляев А.С.)
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" (ИНН 2226008301, ОГРН 1022200565364, г. Бийск) к Федеральному агентству железнодорожного транспорта, г.Москва, с участием качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Западно-Сибирской железной дороги, г. Барнаул, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (ИНН 2221172516, ОГРН 1092221004040), г. Барнаул, об обязании образовать земельный участок,
без участия представителей лиц, участвующих в деле (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному агентству железнодорожного транспорта (далее - ответчик). в соответствии с которым просит обязать Федеральное агентство железнодорожного транспорта образовать земельный участок, площадью 1900 15,3 кв.м., под зданием, расположенным по адресу: Алтайский край, г. Бийск, пер. Клубный, 3, путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 22:65:010201:1, находящегося в федеральной собственности, по следующим координатам поворотных точек границ:
Номер поворотной точки |
f, м |
Координаты (МСК 22 зона 3) |
|
X |
Y |
||
н 1 |
0,10 |
510106,91 |
3280880,67 |
н 2 |
510066,88 |
3280887,18 |
|
нЗ |
510066,57 |
3280885,80 |
|
15 |
510056,11 |
3280842,02 |
|
16 |
510083,47 |
3280839,44 |
|
17 |
510090,44 |
3280840,28 |
|
18 |
510098,96 |
3280839,66 |
|
19 |
510101,65 |
3280839,46 |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Западно-Сибирской железной дороги, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай.
Решением от 02.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении искового заявления в связи с предъявлением иска к ненадлежащему ответчику, ссылаясь, в том числе на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права; заявитель указывает, что судом сделана необоснованная ссылка на недействующий п. 5.3.18 Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, поскольку в редакции, действовавшей до 07.06.2018, п. 5.3.18 был изложен в иной редакции; также указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Решение считает законным и обоснованным.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили. На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы отзыва на неё, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает обжалуемы судебный акт не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с выпиской из Единого реестра недвижимости (далее - ЕГРН) здание с кадастровым номером 22:65:013905:71, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Бийск, пер. Клубный, д. 3 является собственностью Муниципального образования город Бийск Алтайского края с 04.04.2008.
Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке федеральной собственности с кадастровым номером 22:65:010201:1, находящемся по адресу: Алтайский край, г. Бийск, пл. Привокзальная, д. 2, который предоставлен на праве аренды ОАО "РЖД" сроком на 49 лет в соответствии с договором аренды N 25 от 29.06.2014 (в редакции дополнительных соглашений от 21.07.2018 и от 12.02.2015, заключенных с Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Алтайскому краю.
Считая, что земельный участок под зданием с кадастровым номером 22:65:013905:71 ошибочно включен в полосу отвода на железнодорожном транспорте, истец обратился к МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай и ОАО "РЖД" с письмами о согласовании раздела земельного участка с приложением к ним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из письма МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай N ЕХ-4984 от 27.09.2017 следует, что предоставленный ОАО "РЖД" на праве долгосрочной аренды земельный участок с кадастровым номером 22:65:010201:1 находится в границе полосы отвода железной дороги, изменение которой недопустимо.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора дарения (пожертвования), при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пунктом 3 статьи 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусмотрено, что приобретение муниципальным образованием права собственности на здания, строения и сооружения, является безусловным основанием возникновения права муниципальной собственности на соответствующие земельные участки.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 данного Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Пункт 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, и Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц, предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в полосе отвода и относящихся к землям железнодорожного транспорта, только на условиях срочного (временного) пользования.
Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.
Размеры полосы отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с названными нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
В целях разрешения вопросов: какова необходимая ширина полосы отвода железной дороги на отрезке от земельного участка с кадастровым номером 22:65:013905:183 до участка с кадастровым номером 22:65:013905:72 в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 N 126; попадает ли земельный участок площадью 1900 кв.м., под зданием, расположенным по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Бийск, пер. Клубный, 3, образуемый в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в полосу отвода железных дорог, рассчитанную в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 N 126; определения вариантом (варианты) образования земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания (клуб) с кадастровым номером 22:65:013905:71 (объект муниципальной собственности г. Бийска), расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, пер. Клубный, 3 с учетом полосы отвода железной дороги, рассчитанную в соответствии с нормами, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 N 126, судом первой инстанции по настоящему делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно представленному в материалы дела заключению эксперта N 48 от 21.02.2019, эксперт пришел к следующим выводам:
- расположение участка полосы отвода железной дороги на отрезке от земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) 22:65:013905:183 до участка с КН 22:65:013905:72 не создает препятствий в безопасной эксплуатации железной дороги, так как находится на расстоянии более 50 метров от железнодорожных путей;
- зона специального охранного назначения, на отрезке от земельного участка с КН 22:65:013905:183 до участка с КН 22:65:013905:72, не требуется;
- защитная зона от железнодорожных путей при существующем расстоянии более 50 м. согласно п. 6.8 СНиП 2.07.01-89 является достаточной.
Ширина полосы отвода на отрезке от земельного участка с КН 22:65:013905:183 до участка с КН 22:65:013905:72, где находится спорный земельный участок, в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 N 126 не требуется.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с КН 22:65:010201:1 выявлены следующие недостатки:
- в границу полосы отвода железной дороги включен проезд по пер. Клубный, относящийся к местам общего пользования;
- включен проезд от площади Привокзальной к земельным участкам по ул. Вали Максимовой, относящейся к местам общего пользования;
- не включена часть огороженного земельного участка здания клуба железнодорожников станции Бийск.
Формирование земельного участка с КН 22:65:01020161, с выявленными недостатками является реестровой ошибкой.
Земельный участок площадью 1900 кв.м, под зданием по адресу: пер. Клубный, 3 не попадает в полосу отвода железных дорог.
Экспертом предложен следующий вариант образования земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания (клуб) с кадастровым номером 22:65:013905:71 (объект муниципальной собственности г. Бийска), расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, пер. Клубный, 3, с учетом полосы отвода железной дороги, рассчитанной в соответствии с нормами, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 N 126:
Координаты поворотных точек границ земельного участка:
Номер поворотной точки |
f, м |
Координаты (МСК 22 зона 3) |
|
X |
Y |
||
н 1 |
0,10 |
510106,91 |
3280880,67 |
н 2 |
510066,88 |
3280887,18 |
|
нЗ |
510066,57 |
3280885,80 |
|
15 |
510056,11 |
3280842,02 |
|
16 |
510083,47 |
3280839,44 |
|
17 |
510090,44 |
3280840,28 |
|
18 |
510098,96 |
3280839,66 |
|
19 |
510101,65 |
3280839,46 |
В силу статей 64, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение правомерно признано судом первой инстанции надлежащим доказательством, поскольку получено с соблюдением требований статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы эксперта достоверны, не содержат противоречий, в заключении имеется подписка эксперта о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, поэтому оснований сомневаться в обоснованности заключения у суда не имелось.
Ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы в ходе рассмотрения дела не заявлялось.
Приняв во внимание названные нормы права, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что земельный участок, занятый зданием с кадастровым номером 22:65:013905:71, по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Бийск, пер. Клубный, 3, не относится к свободным земельным участкам на полосе отвода по смыслу подпункта 3 пункта 2 статьи 90 ЗК РФ и не отвечает признакам, позволяющим отнести его к подлежащим включению в полосу отвода на железнодорожном транспорте, поскольку свободен от каких-либо объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Доводу заявителя о том, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта является ненадлежащим ответчиком по делу, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается в полном объеме.
Согласно пункту 5.35(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество принимает в установленном законом порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 5.3.18 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет полномочия по принятию решений об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, в целях установления границ полосы отвода железных дорог.
Учитывая, что земельный участок, на котором расположен находящийся в муниципальной собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером 22:65:010201:1, находится в границах полосы отвода железной дороги, образование спорного земельного участка в пределах полосы отвода фактически является решением об изменении границы полосы отвода, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Росжелдор уполномочен на образование испрашиваемого земельного участка.
Ссылка суда первой инстанции на п. 5.3.18 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 NN 397 в устаревшей редакции не привело к неправильным выводам и принятию незаконного и необоснованного судебного акта.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 02.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-374/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
Ю.И. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-374/2018
Истец: МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае.
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога, Сибирское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федеральное агенство железнодорожного транспорта