г. Саратов |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А57-1574/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 08.04.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 10.04.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Междугородняя международная телефонная станция" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2023 года по делу N А57-1574/2023 (судья Мамяшева Д.Р.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Междугородняя международная телефонная станция" (119180, г. Москва, вн.тер.г. м.о. Якиманка, ул. Большая Полянка, д. 30, кв. 289, ОГРН 1056405053352, ИНН 6452913127),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Саратовской области (410005, г. Саратов, ул. Железнодорожная, д. 61/69, ОГРН: 1216400012180, ИНН: 6452148067), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ОГРН: 1046415400338, ИНН: 6454071860),
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Междугородняя международная телефонная станция" - Демидов И.А., представитель по доверенности от 01.09.2022 года (срок доверенности 2 года), имеет высшее юридическое образование;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Саратовской области - Карабанов О.В., представитель по доверенности от 05.12.2023 года N 03/18/06535 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование; Сетюкова Д.Д., представитель по доверенности от 18.09.2023 года N 03-18/04969 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование;
от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Уткин Д.И., представитель по доверенности от 19.07.2022 года N 05-12/133 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование; Федулова Н.М., представитель по доверенности от 04.10.2023 года N 05-12/081 (срок доверенности 1 год).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Междугородняя международная телефонная станция" (далее - ООО "ММТС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 21 по Саратовской области, налоговый орган) и Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, Управление) по непринятию мер по письменному обращению ООО "ММТС" от 21 октября 2022 года N 394, об обязании Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области устранить допущенные нарушения, рассмотреть и принять меры по письменному обращению ООО "ММТС" от 21 октября 2022 года N 394, прекратив выездную проверку ООО "ММТС" на основании решения Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области от 27.05.2022 N12/02.
Данное заявление принято к производству и рассматривалось в рамках дела N А57-1574/2023.
Также, ООО "ММТС" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области по непринятию мер по письменному обращению ООО "ММТС" N 124 от 20.03.2023, об обязании Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области устранить допущенные нарушения, рассмотреть и принять меры по письменному обращению ООО "ММТС" N 124 от 20.03.2023, прекратить выездную проверку ООО "ММТС" на основании решения Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области от 27.05.2022 N 12/02.
Данное заявление принято к производству и рассматривалось в рамках дела N А57-13472/2023.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 16.11.2023 дело N А57-1574/2023 объединено с делом N А57-13472/2023, с присвоением делу N А57-1574/2023.
После объединения дел, в соответствии статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ООО "ММТС" уточнило заявленные требования и просит признать незаконными бездействия Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области по непринятию мер по письменным обращениям ООО "ММТС" от 21.10.2022 N 394, от 24.10.2023 N 124 и обязать налоговый орган устранить нарушения прав и законных интересов ООО "ММТС", прекратив выездную проверку на основании незаконного решения Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области от 27.05.2022 N 12/02, отменив данное решение (т. 11 л.д. 9).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2023 года заявленные требования ООО "ММТС" в части признания незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Саратовской области от 27.05.2022 N 12/02, оставлены без рассмотрения. В удовлетворении остальной части заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Междугородняя международная телефонная станция" требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Междугородняя международная телефонная станция" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования ООО "ММТС" удовлетворить в полном объёме.
Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области в порядке ст. 81 АПК РФ представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых налоговые органы просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представителем УФНС России по Саратовской области в судебном заседании заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из письма УФНС России по Саратовской области от 18.04.2022 N 11-16/01951ДСП@.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Таким образом, закон возлагает на апелляционные суды обязанность повторно рассмотреть дело, проверив и выяснив, все фактические обстоятельства.
В связи с этим апелляционный суд считает необходимым приобщить указанный документ к материалам дела, как необходимый для полного и всестороннего рассмотрения спора.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по Саратовской области решением от 27.05.2022 N 12/02 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Междугородняя международная телефонная станция" назначено проведение выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов, сборов, страховых взносов за период 01.01.2019 по 31.12.2021. Данное решение направлено в адрес налогоплательщика 27.05.2022 и получено им 06.06.2022 (т. 1 л.д. 70-71).
Проверка проведена налоговым органом в период с 27.05.2022 по 19.05.2023, что следует из акта проверки от 18.07.2023 (т. 2 л.д. 5).
ООО "ММТС" в адрес МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области направлен запрос от 17.06.2022 N 212, в котором налогоплательщик указывает, что он относится к субъектам малого предпринимательства. В настоящее время введён мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. С учётом Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 N 1520, проведение налоговых проверок в отношении общества возможно только при согласовании с вышестоящим налоговым органом. Общество просит представить заверенную копию решения (приказа, указания) должностного лица ФНС России, на основании которого принято решение о проведении выездной налоговой проверки от 27.05.2022 N 12/02 (т. 1 л.д. 80).
В ответ на данное заявление МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области в адрес ООО "ММТС" направлено письмо от 28.06.2022 N 03-15/0002550, в котором со ссылками на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" указано, что законодательством не установлены ограничения на проведение мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Также в данном письме указано, что решение о проведении выездной налоговой проверки от 27.05.2022 N 12/02 направлено в адрес общества по ТКС 27.05.2022 и им получено 06.06.2022. Направление каких-либо иных документов, помимо решения о проведении выездной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено (т. 1 л.д. 82-85).
Проведение проверки налоговым органом приостанавливалось на основании решения от 10.06.2023 N 12/02/1 в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (т. 1 л.д. 72). Решением от 21.10.2022 N 12/02/2 проведение выездной налоговой проверки возобновлено с 21.10.2022 (т. 1 л.д. 77).
ООО "ММТС" в адрес МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области направлен запрос от 21.10.2022 N 394, в котором Общество повторно излагает свою позицию о том, что проведение налоговых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства возможно только по согласованию с вышестоящим налоговым органом. Также в данном запросе общество просит разъяснить причины возобновления проведения выездной налоговой проверки (т. 1 л.д. 95).
МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области письмом от 27.01.2023 N 12-18/00335 разъяснила налогоплательщику, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и подпунктом 4 пункта 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ положения указанных законов не применяются к организации и осуществлению налогового контроля. Законодательством не установлены ограничения на проведение мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, относящихся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (т. 1 л.д. 96-98).
ООО "ММТС" считая данный ответ налогового органа необоснованным, обратилось в УФНС по Саратовской области с жалобой на бездействие МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области. В данной жалобе Общество указывает на то, что в письме МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области от 27.01.2023 N 12-18/00335 ответа на вопрос фактически не содержится, запрошенная информация не представлена (т. 1 л.д. 35).
Решением УФНС России по Саратовской области от 17.03.2023 признаны незаконными действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области, выразившиеся в том, что обращение ООО "ММТС" от 21.10.2022 N 394 рассмотрено Инспекцией с нарушением срока, установленного частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан". В остальной части жалоба ООО "ММТС" оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д. 42-46). При этом, Управлением отмечено, что содержащиеся в письме Инспекции от 27.01.2023 N 12-18/00335 разъяснения соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, письмо Инспекции получено представителем общества по доверенности. Доводы Заявителя о том, что ответ на запрос не представлен и заявление фактически не рассмотрено, отклонены Управлением как необоснованные (т. 1 л.д. 45).
ООО "ММТС" вновь направляет в адрес МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области заявление от 24.03.2023 N 124, в котором указывает на то, что решением от 17.03.2023 жалоба общества признана обоснованной, а бездействие сотрудников МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области признано незаконным. В связи с изложенным, общество просит принять меры и прекратить выездную налоговую проверку ООО "ММТС", проводящуюся на основании решения от 27.05.2022 N 12/02 (т. 1 л.д. 99).
На данное заявление Инспекцией в адрес общества направлен ответ от 19.04.2023 N 12-18/02020, в котором указано, что решение о проведении налоговой проверки принято МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области в соответствии с нормами налогового законодательства. Основания для прекращения выездной налоговой проверки отсутствуют (т. 1 л.д. 100-101).
ООО "ММТС" 20.04.2023 обратилось в УФНС по Саратовской области с жалобой, в которой указывает на то, что его обращение от 24.03.2023 N 124 Инспекцией не рассмотрено, в связи с чем, общество просит признать незаконным бездействие МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области по нерассмотрению письменного обращения от 24.03.2023 N 124 и обязать инспекцию рассмотреть и принять меры по письменному обращению от 24.03.2023 N 124 (т. 1 л.д. 110).
Решением УФНС России по Саратовской области от 11.05.2023, жалоба ООО "ММТС" на действия (бездействие) должностных лиц МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области оставлена без удовлетворения. При этом, УФНС России по Саратовской области указано, что решение Инспекции от 27.05.2022 N 12/02 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "ММТС" принято в соответствии с нормами налогового законодательства. Основания для прекращения выездной налоговой проверки отсутствуют. Оспариваемые действия (бездействие) должностных лиц соответствуют законодательству и не нарушают прав и законных интересов налогоплательщика (т. 1 л.д. 105-109).
Кроме того, общество 20.10.2023 обратилось в УФНС России по Саратовской области с апелляционной жалобой на решение от 27.05.2022 N 12/02 о проведении выездной налоговой проверки. Данная жалоба содержала ходатайство о восстановлении срока на её подачу (т. 7 л.д. 159-161).
УФНС России по Саратовской области вынесено решение от 27.10.2023 N 15-17/023934@ об оставлении жалобы без рассмотрения в связи с пропуском срока на её подачу, в восстановлении срока на подачу жалобы отказано (т. 7 л.д 162).
Полагая, что ООО "ММТС" подпадает под действие моратория на проведение налоговых проверок, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку налоговым органом по всем обращениям налогоплательщика даны в письменном виде ответы-разъяснения, которые решениями УФНС России по Саратовской области оставлены без изменения, основания для признания незаконными бездействия Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области отсутствуют. Требование о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Саратовской области от 27.05.2022 N 12/02 оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или о его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, требование заявителя о признании действий (бездействий) инспекции незаконными может быть удовлетворено при наличии совокупности двух обстоятельств:
Действия (бездействия) налогового органа являются незаконными,
действия (бездействия) инспекции нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано выше, ООО "ММТС" письмами (заявлениями) от 17.06.2022 N 212, от 21.10.2022 N 394, от 24.03.2023 N 124 обратилось в Межрайонную ИФНС России N 21 по Саратовской области указав, что общество относится к предприятиям малого бизнеса, на которые распространяется действие моратория на выездные проверки, установленного Постановлением Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520, в связи с этим просит прекратить выездную налоговую проверку назначенную решением Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области от 27.05.2022 N 12/02.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела исследован вопрос об исполнении налоговым органом обязанности по рассмотрению обращений граждан. Установленные обстоятельства подробно изложены судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте.
При этом, суд руководствовался положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 N 1520 "Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
При этом, суд пришёл к выводу о том, что из указанных положений следует, что введенный в 2022 году Постановлением Правительства РФ N 1520 мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не распространяется на налоговый контроль.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской в письмах от 28.06.2022 N 03-15/0002550, от 27.01.2023 N 12-18/00335, от 19.04.2023 N 12-18/02020 в ответ на обращения ООО "ММТС" (от 17.06.2022 N 212, от 21.10.2022 N 394, от 24.03.2023 N 124) даны аналогичные разъяснения.
Решениями УФНС России по Саратовской области от 11.05.2023 и от 17.03.2023 жалобы ООО "ММТС" на бездействие налоговых органов в части содержания ответов оставлены без удовлетворения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку налоговым органом даны в письменном виде ответы-разъяснения, которые решениями УФНС России по Саратовской области от 17.03.2023, от 11.05.2023 оставлены без изменения, следовательно бездействий со стороны Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области, не допущено.
Относительно доводов Общества о незаконности решения от 27.05.2022 N 12/02 о проведении выездной налоговой проверки суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Судом установлено, что обществом до обращения в суд с заявленными требованиями, решение Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области N 12/02 от 27.05.2022 о проведении выездной налоговой проверки, в вышестоящий налоговый орган не обжаловалось.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу 19.10.2023 ООО "ММТС" обратилось в УФНС России по Саратовской области с жалобой о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области от 27.05.2022 N 12/02 о проведении выездной налоговой проверки.
УФНС России по Саратовской области вынесено решение от 27.10.2023 N 15-17/023934@ об оставлении жалобы без рассмотрения в связи с пропуском срока на её подачу, в восстановлении срока на подачу жалобы отказано.
В соответствии с пунктом 66 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" пропуск налогоплательщиком установленных Кодексом сроков на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган свидетельствует о несоблюдении налогоплательщиком обязательного досудебного порядка обжалования соответствующих решений налоговых органов и означает невозможность их оспаривания в суде.
В связи с установленными судом обстоятельствами, заявленные требования ООО "ММТС" в части признания незаконным и отмене решения Межрайонной ИФНС России N 21 по Саратовской области от 27.05.2022 N 12/02 правомерно оставлены судом первой инстанции без рассмотрения.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что решением Минцифры РФ от 25.05.2022 ООО "ММТС" выдан документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2022 N 83 Правительству Российской Федерации поручено принять меры к освобождению аккредитованных IT-организаций от налогового контроля на срок до трёх лет. Судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 N 448 установлен мораторий на проведение государственного контроля (надзора) в период 2022-2024 годы в отношении IT-организаций, к которым относится и ООО "ММТС".
При рассмотрении данного довода судебная коллегия апелляционной инстанции исходит из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 83) Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные, в том числе, на освобождение аккредитованных организаций от налогового контроля, валютного контроля и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до трех лет (абзац пятый подпункта "г" пункта 1 Указа Президента РФ N 83).
Правительством Российской Федерации 24.03.2022 было принято постановление N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 448).
В пункте 1 Постановления Правительства РФ N 448 установлено, что в отношении объектов контроля аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, включенных в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", в 2022 - 2024 годах не допускается осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (за исключением проведения профилактических мероприятий в виде консультирования, информирования, самообследования, а также осуществления федерального государственного контроля (надзора), указанного в пункте 2(1) настоящего постановления).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 448 в отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, проведение которых не допускается в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления и дата начала которых наступает после вступления в силу настоящего постановления, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
На основании пункта 4 Постановления Правительства РФ N 448 проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, проведение которых не допускается в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, не завершенных на день вступления в силу настоящего постановления, не допускается.
Такие контрольные (надзорные) мероприятия, проверки подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений.
Постановление Правительства РФ N 448 вступило в силу со дня его официального опубликования - 25.03.2022.
Вместе с тем в силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пункта 4 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данных Федеральных законов не применяются к осуществлению налогового контроля.
Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 83) Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные, в том числе, на освобождение аккредитованных организаций от налогового контроля, валютного контроля и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до трех лет (абзац пятый подпункта "г" пункта 1 Указа Президента РФ N 83).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации направило в адрес Федеральной налоговой службы письмо от 18.03.2022 N 03-02-06/21331, в котором просило приостановить до 03.03.2025 включительно в отношении организаций, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 N 929 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя, заместителя руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы.
Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@, в отношении организаций, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 N 929 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (заместителя руководителя) Федеральной налоговой службы, приостанавливается до 03.03.2025 включительно.
В этом же письме отмечено, что выездные налоговые проверки в отношении данной категории налогоплательщиков, решения о проведении которых вынесены до получения территориальными налоговыми органами настоящего письма, поручается завершить в установленном порядке. Продление срока таких выездных налоговых проверок в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 89 НК РФ, или приостановление по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 89 НК РФ, не осуществляется. При необходимости для проверки обоснованности доводов, приводимых в возражениях по акту выездной налоговой проверки, за налоговым органом в соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ сохраняется право принятия решения о проведении в установленные сроки дополнительных мероприятий налогового контроля. Назначение и проведение выездных налоговых проверок в отношении аккредитованных IT-организаций возможно только с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (заместителя руководителя) Федеральной налоговой службы. Для обоснования назначения выездной налоговой проверки нижестоящим налоговым органом в вышестоящий налоговый орган должен быть направлен мотивированный запрос.
Пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что порядок государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" государственную аккредитацию организаций в области информационных технологий проводит Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России).
Как следует из материалов дела, решением Минцифры России от 25.05.2022 N АО-20220525-4805179024-3 ООО "ММТС" была предоставлена государственная аккредитация организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (т. 11 л.д. 66).
Возражая против доводов апелляционной жалобы, налоговый орган указывает на то, что УФНС России по Саратовской области в адрес МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области направлено срочное письмо от 18.04.2022 N 11-16/01951дсп@ об оперативном включении ООО "ММТС" в план выездных налоговых проверок 2 квартала 2022. Во исполнение данного указания УФНС России по Саратовской области Инспекцией назначена рассматриваемая налоговая проверка.
Оценивая доводы сторон, апелляционная коллегия исходит из того, что рассматриваемый мораторий на проведение налоговых проверок не распространяется на проверки, назначенные с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, что следует из письма Федеральной налоговой службы от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@.
В данном случае выездная налоговая проверка в отношении ООО "ММТС" назначена не с согласия, а по прямому указанию вышестоящего налогового органа.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что МРИ ФНС России N 21 по Саратовской области при назначении решением от 27.05.2022 N 12/02 выездной налоговой проверки не допущено нарушение действующего законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований Общества не имеется.
Приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба ООО "ММТС" удовлетворению не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 1500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 декабря 2023 года по делу N А57-1574/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Междугородняя международная телефонная станция" (ОГРН 1056405053352, ИНН 6452913127) излишне уплаченную платежным поручением от 17.01.2024 N 545866 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации..
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1574/2023
Истец: ООО "ММТС"
Ответчик: МИФНС России N21 по Саратовской области, МИФНС России N21 по СО
Третье лицо: УФНС России по Саратовской области