г. Пермь |
|
09 января 2020 г. |
Дело N А60-40243/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 октября 2019 года
по делу N А60-40243/2019,
принятое судьей Страшковой В.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "Горные технологии" (ИНН 6658141481, ОГРН 1026602317576)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6660155435, ОГРН 1026604972426),
о признании недействительным решения N 075S19190015566 от 20.05.2019,
установил:
Закрытое акционерное общество "Горные технологии" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - Управление, фонд) от 20.05.2019 N 075S19190015566 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления N 075S19190015566 от 20.05.2019 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. На фонд возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Горные технологии". В порядке распределения судебных расходов с Управления в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Управление не согласно с выводами суда об отсутствии правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности; в рассматриваемом случае, исправленные сведения СЗВ-СТРАЖ с типом ДОП за 2017 год представлены 18.03.2019, то есть с нарушением установленного пятидневного срока для исправления недостоверных сведений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка полноты и своевременности представления обществом сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). В ходе проверки установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год на 76 застрахованных лиц направлены обществом в фонд 22.01.2018, то есть в установленный срок. Однако они не были приняты и разнесены на лицевые счета застрахованных лиц в связи с наличием ошибки по коду 50 (несоответствием количества застрахованных лиц в форме СЗВ-СТАЖ количеству, заявленному в форме ОДВ-1), о чем страхователю 23.01.2018 направлено уведомление об устранении ошибок и протокол проверки отчетности с указанием на ошибку. 24.01.2018, 05.02.2018 и 01.03.2018 ситуация повторилась: представленная форма СЗВ-СТАЖ содержала недостоверные данные, страхователю направлены уведомления об устранении ошибок.
05.03.2018 обществом представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2017 год "ИСХ" на 4 застрахованных лиц. Указанные сведения приняты и разнесены на лицевые счета застрахованных лиц.
18.03.2019 страхователем представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2017 год с типом "ДОП" на 72 застрахованных лица. Сведения приняты и разнесены на лицевые счета застрахованных лиц.
Придя к выводу, что достоверные сведения на 72 застрахованных лица представлены обществом с нарушением установленного срока, Управление составило 09.04.2019 акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 075S18190012825.
По результатам рассмотрения акта управлением вынесено решение от 20.05.2019 N 075S19190015566 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 36 000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-стаж за 2017 год.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 11 данного закона обязано ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже застрахованных лиц.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п утверждена форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", а также порядок ее заполнения.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Судом установлено и фондом не оспаривается, что общество направило сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год 22.01.2018, то есть заблаговременно до истечения установленного законом срока. Однако данные сведения приняты не были, страхователю направлен протокол проверки отчетности от 23.01.2018 со ссылкой на ошибку по коду 50 (л.д.17). Впоследствии общество несколько раз до истечения установленного срока (до 01.03.2018) направляло сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, а фонд не принимал им, направляя аналогичные протоколы проверки отчетности.
После получения 18.03.2019 заказной почтой письменных разъяснений фонда от 07.03.2019 общество представило сведения на 72 застрахованных лица, которые были приняты фондом 18.03.2019 (л.д.32-37). Однако по факту несвоевременного представления этих сведений фонд привлек общество к ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения персонифицированного учета в системе ОПС представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР).
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается ПФР.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N766н).
Согласно пункту 32 данной Инструкции в случае заключения страхователем с территориальным органом ПФР соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа ПФР, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом ПФР.
Поскольку сведения о страховом стаже по форме СЗВ-СТРАЖ за 2017 год на всех 76 застрахованных лиц направлены обществом по телекоммуникационным каналам в установленный законом срок, оснований для привлечения его к ответственности не имелось.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ и пункту 32 Инструкции N766н при представлении сведений в электронной форме соответствующий орган ПФР направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
Однако данными нормативными актами не предусмотрено, что только в случае подтверждения фондом приема сведений они считаются представленными.
Напротив, как уже указано в настоящем постановлении, датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа ПФР, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом ПФР (пункт 32 Инструкции N 766н).
Направление обществом сведений о страховом стаже за 2017 год 22.01.2018 подтверждено отчетом и протоколом самого фонда.
В решении о привлечении страхователя к ответственности Управлением не указано, на каком правовом основании оно имело право не принимать направляемую ему отчетность. В частности, не обосновано, что расхождение между формами ОДВ-1 и СЗВ-СТАЖ по количеству застрахованных лиц является основанием для отказа в принятии отчетности СЗВ-СТАЖ, поскольку это расхождение не может быть устранено путем корректировки формы ОДВ-1 (л.д.38).
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам ПФР предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Инструкция N 766н (пункт 37) предусматривает, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФР, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФР, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФР о представлении соответствующих исправлений представляет уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции N 766н).
Как уже указано в постановлении, после получения 18.03.2019 по почте письменных разъяснений фонда (л.д.32) общество в этот же день представило уточненные сведения на 72 застрахованных лица, которые были приняты фондом. До этого обществу направлялись лишь протоколы об отказе в принятии отчетности и уведомления об устранения ошибок, не содержащие указания на конкретную ошибку, допущенную обществом (л.д.17-27).
Верховный Суд Российской Федерации не раз указывал, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности (например, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960).
В настоящем случае фондом не доказано, что расхождение количества застрахованных лиц в разных формах отчетности явилось результатом недобросовестного поведения общества, а не следствием технической ошибки, возникшей при отправке-приеме информации в электронном виде.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о необоснованном привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Взыскание с фонда государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 октября 2019 года по делу N А60-40243/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40243/2019
Истец: ЗАО "ГОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВЕРХ-ИСЕТСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ