город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2020 г. |
дело N А32-37377/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Решетовой В.А.,
при участии:
от истца - представитель Горошенко И.О., доверенность от 16.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 августа 2019 года по делу N А32-37377/2016
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 77085003727)
к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417),
о взыскании платы,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество " Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 184 344 рублей 36 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2017 по делу N А32-37377/2016 изменено.
Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Взыскать с ООО "РН-Морской терминал Туапсе" в пользу ОАО "Российские железные дороги 120619 руб. 72 коп. задолженности, 3236 руб. 20 коп. расходы по госпошлине. В остальной части иска отказать".
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.12.2018 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 по делу N А32-37377/2016 в части отказа в иске оставлено без изменения, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 в остальной части по делу N А32-37377/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2019 в иске отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период вагоны с нефтепродуктами находились на железнодорожных путях общего пользования по независящим от общества причинам, что в силу требований части 18 статьи 39 УЖТ РФ освобождает общество от внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Не согласившись с принятым судебным актом, апеллянт обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- неправомерен и противоречит материалам дела вывод суда о том, что причиной задержки подачи вагонов явилась занятость путей необщего пользования в связи с невыполнением ответчиком технологических норм на выгрузку груза, поскольку истцом данные требования не заявлялись
- ответчик не предоставил в материалы дела уведомления о готовности вагонов к подаче (приему).
- в адрес ответчика поступают вагоны в количестве, которое он не может своевременно обработать, что и является причиной скопления вагонов на путях общего пользования, поскольку в адрес ответчика продолжали прибывать вагоны, но они не могли быть поданы на пути ответчика из-за их занятости ранее поданными вагонами
- неправомерен и противоречит действующему законодательству вывод суда о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи, по причинам, зависящим от грузополучателя
- неправомерен и противоречит материалам дела вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "РЖД" не предоставило в материалы дела доказательства, подтверждающих занятость путей необщего пользования в периоды, указанные в актах общей формы
- неправомерен и противоречит материалам дела вывод суда о том, что из-за задержки уборки порожних вагонов истец* неправомерно начислил плату.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что ответчик находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие представителя ответчика в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13.07.2010 открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (перевозчик) и общество с ограниченной ответственностью "РН-Туапсенефтепродукт" (пользователь) заключили договор N 10/4, по условиям которого перевозчик обязался осуществлять подачу, расстановку на места погрузки (выгрузки) и уборку вагонов локомотивом перевозчика с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих обществу (пользователю).
Согласно пункту 9 договора перевозчик письменно уведомляет пользователя о готовности вагонов к уборке. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 2 часов, но не более 3 часов с момента получения уведомления.
Одновременно с уведомлением пользователь предъявляет оформленные пересылочные накладные на порожние вагоны парка перевозчика, а на порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику, и на груженые вагоны - железнодорожную накладную и другие предусмотренные нормативными правовыми актами документы в соответствии со статьей 25 Устава.
При отсутствии у пользователя возможности нахождения порожних вагонов на местах выгрузки по причине оформления перевозочных документов, при наличии эксплуатационной возможности на станции Туапсе и по согласованию с перевозчиком допускается уборка вагонов на пути общего пользования станции Туапсе.
В этом случае пользователь вносит перевозчику плату за нахождение вагонов на путях общего пользования станции Туапсе по ставкам Тарифного руководства N 2 до момента оформления перевозочных документов.
Данные факты оформляются актом общей формы с указанием времени нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе.
Пунктом 16.8 договора установлено следующее: за время ожидания подачи или приема вагонов, принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от пользователя, пользователь вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава, Тарифным руководством N 2.
За время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от пользователя, пользователь вносит перевозчику плату за пользование вагонами в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Железная дорога, ссылаясь на простаивание с 20.12.2015 по 23.01.2016 на путях общего пользования вагонов, прибывших в адрес общества, по причинам занятости путей необщего пользования в связи с невыполнением пользователем технологических норм на выгрузку груза, установленных пунктом 11 договора N 10/4, оформила акты общей формы и произвела расчет платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
ОАО "РЖД" составило акты общей формы от 20.12.2015 N 5/1387, 5/1389, 5/1387, от 21.12.2015 N 5/1395, 5/1397, от 30.12.2015 N 5/1701, 5/1701, от 31.12.2015 N 5/1756, 5/1755, 5/1701, от 01.01.2016 N 5/19, 5/22, от 02.01.2016 N 5/73, от 06.01.2016 N 5/209, 5/210, 5/220, 5/218, от 14.01.2016 N 5/422, 5/426, 5/427, 5/439, 5/423, 5/441, 5/436, 5/440, от 15.01.2016 N 5/461, 5/467, 5/462, 5/468, 5/460, 5/469, 5/448, 5/466, 5/446, 5/485, 5/492, 5/482, 5/480, 5/494, 5/451, 5/465, 5/456, 5/490, 5/491, 5/454, 5/488, 5/464, 5/678, 5/650, 5/655, от 16.01.2016 N 5/512, 5/523, 5/522, 5/505, 5/515, 5/497, 5/503, 5/498, 5/654, 5/656, от 18.01.2016 N 5/643, 5/636, 5/640, 5/614, 5/569, 5/612, 5/607, 5/621, 5/641, 5/651, 5/653, 5/652, 5/606, 5/647, 5/610, 5/648 от 19.01.2016 N 5/667, 5/671, 5/683, 5/675, 5/680, 5/687, 5/674, 5/676, 65/685, 5/679, 5/677, 5/659, 5/670, 5/666, 5/665, 5/664, 5/658, 5/662, от 20.01.2016 N 5/691, от 21.01.2016 N 5/740, 5/742, 5/775, от 22.01.2016 N 5/810, 5/816, 5/822, 5/826, 5/782, 5/814, 5/828, 5/808, 5/811, 5/809, 5/807, 5/825, от 23.01.2016 N 5/842, 5/833, 5/841, 5/843, 5/846, 5/829, 5/849, 5/856, 5/857, 5/820, 5/858, 5/861, 5/860, 5/844, 5/862, в которых отражено время простоя спорных вагонов на путях общего пользования.
На первой странице представленных актов отражено, что причиной задержки вагонов является занятость путей необщего пользования в связи с невыполнением ответчиком-грузополучателем норм на выгрузку вагонов. На второй странице актов отражено, что вагоны, готовые к подаче, находятся на путях общего пользования в связи с занятостью фронта выгрузки.
Акты подписаны обществом с возражениями, сводящимися к тому, что ответчик осуществляет выгрузку вагонов с соблюдением технологических норм выгрузки.
Поскольку общество не обеспечило прием груза и вагонов, допустило простой вагонов на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная СКВ по причине занятости путей необщего пользования в связи с невыполнением технологических норм погрузки, открытое акционерное общество "РЖД" начислило плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования согласно пункту 16.8 договора и таблице N 1 тарифного руководства в сумме 184344 руб. 36 коп. рублей 24 копейки (с учетом НДС 18%).
В претензии от 22.03.2016 N 418 железная дорога предложила обществу уплатить 184344 руб. 36 коп. за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения в суд с иском.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает законным и обоснованным исходить из следующего.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Железнодорожные пути необщего пользования это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Тарифные руководства это сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Статьей 39 УЖТ РФ предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 указанной статьи оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В силу части 17 статьи 39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Статьей 119 УЖТ РФ предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 разъяснено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
По смыслу статей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ей как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 95/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В письме Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30.03.2011 N СН-2489/10 указано, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
ФСТ России в названном письме сослалась на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, которым отказано в признании недействующим пункта 12 Тарифного руководства N 2 и при этом отмечено, что в случаях, когда вагон не принадлежит перевозчику, фактически плата взимается не за пользование вагонами, а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Разъяснения по применению Тарифного руководства N 2 даны органом государственной власти, принявшим данный правовой акт и уполномоченным в сфере установления тарифов.
Пункт 12 Тарифного руководства N 2 предусматривает взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, соответствует разъяснениям ФСТ России, а с учетом наличия в пункте 16.8 договора соглашения сторон о размере такой платы путем отсылки к пункту 12 Тарифного руководства N 2 не противоречит и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, при доказанности вины грузополучателя (ответчика) в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-38011/2012, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 308-ЭС14-8930 по делу N А53-4302/2014).
Суд первой инстанции верно указал, что формировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине грузополучателя (пользователя).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, в настоящем случае ОАО "РЖД" было обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на ж/д путях общего пользования происходил по вине ООО "РН-МТ Туапсе" ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
В материалы дела не представлено доказательств одновременной занятости всех путей необщего пользования общества вагонами в результате нарушения ответчиком технологических норм выгрузки данных вагонов, что реально препятствовало истцу осуществить подачу вагонов под выгрузку на железнодорожные пути необщего пользования общества.
Согласно пункту 11 договора время выгрузки (слива) для светлых нефтепродуктов (топливо дизельное, бензин всех марок, топливо авиационное, дистиллят газового конденсата) устанавливается 2,5 час. (с учетом времени на проведение приемо-сдаточных операций после выгрузки) на всю одновременно поданную группу вагонов, поданную и подобранную с учетом требований пункта 7 договора, то есть с подборкой по сортам грузов и осности вагонов, в соответствии с установленной специализацией путей и эстакад.
Время выгрузки (слива) мазута Ml00, 11 вида с температурой застывания выше +30 С устанавливается в весенне-летний период 4 часа на всю одновременно поданную группу вагонов, в осенне-зимний период 10 часов на всю одновременно поданную группу вагонов.
Время выгрузки (слива), погрузки (налива) исчисляется с момента окончания приемо-сдаточных операций перевозчиком Пользователю.
Согласно статье 61 УЖТ РФ учет времени нахождения вагонов и контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ-учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам).
При номерном способе учета каждая подача вагонов и контейнеров на железнодорожный путь необщего пользования (передача на выставочный путь) и каждая уборка вагонов (возврат на выставочный путь) оформляются Памяткой приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45 и удостоверяются подписями работников сдающей и принимающих сторон.
На уборку вагонов Памятка приемосдатчика подписывается в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования приемосдатчиком и сдающей стороной, в частности, грузоотправителем.
Ведомость подачи и уборки вагонов формы ГУ-46 предназначена для расчета почасовой платы за пользование вагонами при их нахождении у грузоотправителей, грузополучателей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей.
Ведомость подачи и уборки вагонов составляется на основании памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов и актов общей формы, оформленных на задержку в подаче (передаче) вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей.
Памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов - это основные документы, с помощью которых можно определить время нахождения вагонов на подъездных путях необщего пользования грузополучателя и установить, соблюдены ли технологические нормы выгрузки вагонов или нет.
Если провести анализ ведомостей подачи и уборки вагонов, относящихся к спорному периоду, то можно сделать вывод о том, что:
- технологические нормы выгрузки, предусмотренные пунктом 11 договора, Общество не нарушало;
- невыполнение, по мнению истца, грузополучателем технологических норм на выгрузку вагонов, ведомости подачи и уборки вагонов, относящиеся к спорному периоду не подтверждают.
Согласно пункту 16.8 договора ответственность Пользователя за задержку (ожидание подачи или приема) вагонов наступала в следующих случаях:
- отсутствие емкостей;
- невыполнение установленных настоящим договором технологических норм на выгрузку (слив), погрузку (налив) вагонов;
невозможность подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования вследствие проведения огневых работ.
Руководствуясь пунктами 11, 16.8 договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что акты общей формы, составленные истцом в спорный период, констатируют только факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, но не являются доказательством нарушения технологических норм выгрузки вагонов, предусмотренных договором.
Доказательствами нарушения технологических норм выгрузки являются первичные документы - памятки приемосдатчика на уборку и подачу вагонов, ведомости подачи и уборки вагонов, с помощью которых можно определить время нахождения вагонов на подъездных путях необщего пользования грузополучателя и установить, соблюдены ли технологические нормы выгрузки вагонов или нет.
Проанализировав представленные акты общей формы, руководствуясь пунктами 11, 16.8 договора, суд приходит к выводу о том, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в спорный период истцом начислена необоснованно, поскольку выгрузка этих вагонов осуществлялась с соблюдением технологических норм выгрузки, предусмотренной пунктом 11 договора.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы (части девятнадцатая статьи 39 УЖТ РФ).
Основания, по которым составляются акты общей формы в порядке статьи 39 УЖТ РФ, законодатель указал в части одиннадцатой и двенадцатой статьи 39 УЖТ РФ, согласно которым акты составляется только в случаях:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть семнадцатая статьи 39 УЖТ РФ).
В Тарифном руководстве указано, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1 Тарифного руководства в следующих случаях:
- при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
- при задержке вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договором для выполнения указанных операций.
В этом случае оплачиваемое время исчисляется с момента окончания технологического времени нахождения вагонов, контейнеров на местах погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов к уборке.
То есть из Тарифного руководства следует, что правила применения ставок платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования отличаются друг от друга.
Судом первой инстанции установлено, что акты общей формы, которые истец приобщил к материалам дела, носят противоречивый характер.
Так, на первом листе актов общей формы (АОФ), которые истец приобщил к материалам дела, указана причина составления АОФ - занятость путей необщего пользования в связи с невыполнением грузополучателем ООО "РН-Туапсенефтепродукт" норм на выгрузку вагонов.
На 2 листе АОФ указана совсем другая причина составления АОФ: "Вагоны, готовые к подаче, находятся на путях общего пользования ж.д. станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на ж.д. путь необщего пользования ООО "РН-Туапсенефтепродукт" по причине не зависящей от перевозчика, в связи с занятостью фронта выгрузки.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку АОФ носят противоречивый характер (указаны два разных случая нахождения вагонов на путях общего пользования), составлены некорректно в нарушение требований статьи 39 УЖТ РФ и поскольку ставки платы для каждого случая нахождения отличаются друг от друга, то эти АОФ составлены не основательно и не могут являться доказательством по настоящему делу.
Отменяя судебные акты суда первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции указал, что суды не исследовали доводы ответчика о том, что нахождение вагонов на путях общего пользования в декабре 2015 года и январе 2016 года было связано с нарушениями железной дорогой сроков уборки вагонов с путей необщего пользования.
Решениями Арбитражного суда города Москвы за этот период в порядке статьи 100 УЖТ РФ с ОАО "РЖД" в пользу общества был взыскан штраф за задержку уборки порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования Общества на общую сумму 6 449 580 руб. 00 коп. в том числе:
- Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 июля 2016 г. по делу N А40-106234/2016 с ОАО "РЖД" в пользу ООО "РН-Туапсенефтепродукт" взыскан штраф за декабрь 2015 года в размере 121320 руб.
- Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17 октября 2016 г. по делу N А40-117385/16-13-1006 с ОАО "РЖД" в пользу ООО "РН-Туапсенефтепродукт" взыскан штраф за январь 2016 года в размере 192680 руб.
Указанными решениями суды установили вину ОАО "РЖД".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том. что в спорный период вагоны с нефтепродуктами находились на железнодорожных путях общего пользования по независящим от общества причинам, что в силу требований части 18 статьи 39 УЖТ РФ освобождает общество от внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Несвоевременная уборка в спорный период порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования явилась одной из причин скопления других вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи под выгрузку и происходило это по вине ОАО "РЖД". Нормы действующего законодательства не позволяют возлагать на ответчика обязанность по внесению истцу отыскиваемой платы в тех случаях, когда простой вагонов ООО "РН-МТ Туапсе" на путях общего пользования был вызван действиями (бездействием) самого ОАО "РЖД", третьих лиц или объективными причинами (погодными условиями).
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 августа 2019 года по делу N А32-37377/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37377/2016
Истец: ОАО Российские железные дороги, ОАО Российские железные дороги (РЖД)
Ответчик: ООО "РН_Туапсенефтепродукт", ООО "РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ ТУАПСЕ"
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10349/18
12.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19541/19
12.08.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37377/16
06.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10349/18
27.08.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19197/17
13.10.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17331/17
06.09.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37377/16