город Омск |
|
14 января 2020 г. |
Дело N А46-14331/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15359/2019) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 17.10.2019 по делу N А46-14331/2019 (судья Захарцева С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (ИНН 5501082500, ОГРН 1045501036558) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (ИНН 5503060781, ОГРН 1025500517866) о признании недействительным решения от 12.07.2019 N 065S19190007971 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по САО г. Омска, инспекция, налоговый орган, заявитель, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее - УПФР в Советском АО г. Омска, Управление, Фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 12.07.2019 N 065S19190007971, как несоответствующего Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением от 15.08.2018 Арбитражного суда Омской области заявление инспекции принято к производству в порядке упрощенного производства по правилам части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 17.10.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-14331/2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивируя принятый судебный акт, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Фонда правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку исходные сведения о застрахованных лицах были направлены ИФНС России по САО г. Омска в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена страхователем путем направления корректирующих сведений.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что под исправлениями индивидуальных сведений в отношении застрахованного лица понимаются случаи ошибочного искажения сведений, которые уже имеются в Фонде, а также случаи выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и на то, что в данном конкретном случае имело место дополнительное представление сведений еще на 2 сотрудников, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на 235 застрахованных лиц, поэтому Управлением обоснованно установлен факт наличия в действиях общества правонарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
09.01.2019, в срок, установленный Законом N 27-ФЗ, ИФНС России по САО г. Омска в УПФР в Советском АО г. Омска представлена форма СЗВ-М с типом сведений "исходная" за декабрь 2018 года в отношении 235 застрахованных лиц.
28.02.2019, за пределами срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователем представлена форма СЗВ-М с типом "дополняющая" за декабрь 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа.
УПФР в Советском АО г. Омска проведена камеральная проверка представленных 28.02.2019 нспекцией сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за декабрь 2018 года, в ходе которой установлено, что в сведениях за декабрь 2018 года по форме СЗВ-М, представленных страхователем 09.01.2019, сведения о застрахованных лицах, в отношении которых представлена дополняющая форма, отсутствуют.
По результатам проведенной проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхованиям от 28.05.2019, в котором предложено привлечь ИФНС России по САО г. Омска к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения материалов указанной проверки Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.07.2019 N 065S19190007971, в соответствии с которым ИФНС России по САО г. Омска привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1000 руб. за несовременное представление сведений за декабрь 2018 года по форме СЗВ-М на 2 застрахованных лиц.
Не согласившись с указанным решением, инспекция обратилась в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
17.10.2019 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое Фондом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае в качестве объективной стороны состава правонарушения инспекции вменено несовременное представление сведений за декабрь 2018 года по форме СЗВ-М на 2 застрахованных лиц.
Так, по мнению Фонда, 09.01.2019, т.е. в установленный законом срок, заявителем представлены сведения за декабрь 2018 года о 235 застрахованных лицах, 28.02.2019 (с пропуском срока) представлены корректирующие сведения ("дополняющие") в отношении еще 2 застрахованных лиц.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ИФНС России по САО г. Омска к ответственности в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
Согласно нормам раздела IV Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также порядок привлечения и освобождения от ответственности в указанном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже представлены в Пенсионный фонд;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом в абзаце третьем пункта 39 Инструкции N 766н указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции N 766н позволяют установить, что исправления и корректировки сведений при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке и не квалифицируются в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, инспекция реализовала свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
В своей апелляционной жалобе Управление указывает, что вышеназванная позиция Верховного суда Российской Федерации не применима в связи с вступлением в силу приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, внесшего изменения в пункт 39 Инструкции N 766н.
Между тем, вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, внесённые изменения никоим образом не отменили вышеизложенные положения об освобождении страхователя от ответственности при уточнении спорных сведений.
Доводы заинтересованного лица о том, что корректировка ранее предоставленных сведений возможна только относительно сведений о застрахованных лицах, содержащихся в исходной форме, судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства (с учетом практики их применения), а также то, что в рассматриваемом случае инспекция самостоятельно исправила допущенные ошибки до выявления их Фондом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у УПФР в Советском АО г. Омска отсутствовали достаточные правовые основания для привлечения ИФНС России по САО г. Омска к ответственности на основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, решение Фонда как несоответствующее положениям Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, которые допускают возможность страхователю уточнять и дополнять ранее представленные им сведения о застрахованных лицах, правомерно признано судом недействительным.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заинтересованного лица распределению не подлежат, поскольку Фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Омской области от 17.10.2019 по делу N А46-14331/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14331/2019
Истец: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СОВЕТСКОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. ОМСКА
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТСКОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. ОМСКА