город Томск |
|
14 января 2020 г. |
Дело N А67-5612/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецовой Светланы Валентиновны (N 07АП-12085/2019) на решение от 21.10.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5612/2019 (судья Ломиворотов Л.М.) по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецовой Светланы Валентиновны (ИНН 702402928592, ОГРН 310702433300026; г. Томск) к Комитету по лицензированию Томской области (ИНН 7017147029, ОГРН 1067017153433; 634029, г. Томск, ул. Белинского, д. 19) о признании незаконным и отмене постановления,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Горецкий П. И. по дов. от 07.06.2019,
от административного органа: Абсалямова Н. И. по дов. от 09.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кузнецова Светлана Валентиновна (далее по тексту - ИП Кузнецова С.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Комитету по лицензированию Томской области (далее по тексту - комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2019 N 007-2019/ДЛ/Д12 о назначении административного наказания по статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Кузнецова С.В. обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что факт вынесения оспариваемого постановления уполномоченным лицом судом не установлен и не доказан; доказательства поставки ООО "Мегаком" и оплаты алкогольной продукции в материалах дела отсутствуют.
От комитета в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От предпринимателя поступили возражения на отзыв.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и возражений на отзыв, представитель комитета поддержал доводы отзыва.
Представителем комитета заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела распоряжения от 04.04.2019 N 55-р-к.
Протокольным определением от 13.01.2020 заявленное ходатайство удовлетворено на основании статьи 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кузнецова С.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области 29.11.2010 за ОГРН 310702433300026, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 702402928592.
На основании задания председателя Комитета по лицензированию Томской области Деева А.Н. от 29.01.2019 N 06/2019 на выполнение наблюдения за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции посредством анализа информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, акта от 30.01.2019 N06/2019, мотивированного представления от 30.01.2019 N06 и в ходе анализа данных, сформированных в информационных системах Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и в личном кабинете Комитета по лицензированию Томской области по приему деклараций, в отношении ИП Кузнецовой С.В. выявлено, что предпринимателю осуществлялась поставка пива и пивных напитков в 4 квартале 2018 года поставщиком ООО "Мегаком" (ИНН 5003106773).
По состоянию на 31.01.2019 ИП Кузнецова С.В. не представила декларацию по форме приложения N 12 к Правилам N 815 за 4 квартал 2018 года.
По данному факту должностным лицом комитета вынесено определение N 007-2019/ДЛ/Д12 о возбуждении дела об административном правонарушении N 007-2019/ДЛ/Д12 и проведении административного расследования по статье 15.13 КоАП РФ в отношении ИП Кузнецовой С.В. в соответствии с главами 26 и 28 КоАП РФ в целях истребования и исследования документов, имеющих существенное значение для установления события административного правонарушения.
В адрес ИП Кузнецовой СВ. было направлено определение N 007-2019/ДЛ/Д12 об истребовании сведений, а именно: сопроводительные документы на закупленную в 4 квартале 2018 года алкогольную продукцию (товарно-транспортные накладные, справки к ТТН), либо подписанный поставщиком и получателем акт сверки поставленной алкогольной продукции в декалитрах в разрезе кодов алкогольной продукции (261, 262, 263, 500,510, 520), с указанием мест поставки товара от контрагентов-поставщиков, а также договоры поставки алкогольной продукции в 4 квартале 2018 года с контрагентом - поставщиком.
04.02.2019 было направлено определение об истребовании сведений в адрес контрагента-поставщика: ООО "Мегаком" (ИНН 5003106773).
По состоянию на 21.03.2019 были представлены следующие документы: от ИП Кузнецовой С.В. (копии налоговых деклараций по ЕНВД за 3 и 4 квартал 2018 года); от ООО "Мегаком" (ИНН 5003106773) (копия договора поставки N 7040-ЗДП-146 от 05.03.2014 с ИП Кузнецовой С.В., подписанный в двухстороннем порядке; копии первичных сопроводительных документов, а именно копии товарных накладных за 4 квартал 2018 года).
Согласно представленным от ООО "Мегаком" документам, в 4 квартале 2018 года в адрес ИП Кузнецовой С.В. осуществлялась поставка алкогольной продукции (код продукции: 500,520) в объеме - 42,35 дал. Закупка алкогольной продукции осуществлялась по договору поставки N 7040-ЗДП-146 от 05.03.2014.
В ходе проведения административного расследования установлено, что по состоянию на 21.03.2019 ИП Кузнецова С.В. не подключена и не фиксирует алкогольную продукцию в системе ЕГАИС.
Согласно отчету об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 в адрес ИП Кузнецовой С.В. осуществлялась поставка алкогольной продукции (пиво и пивные напитки, код продукции: 500, 520), следующим контрагентом-поставщиком: ООО "Мегаком" в объеме - 42,35 дал.
По результатам административного расследования 21.03.2019 должностным лицом Комитета по лицензированию Томской области в отношении ИП Кузнецовой С.В. составлен протокол N 007-2019/ДЛ/Д12 об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ.
05.04.2019 и.о. председателя Комитета по лицензированию Томской области Верюжской О.В. вынесено постановление N 007-2019/ДЛ/Д12 о назначении административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ, согласно которому ИП Кузнецова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Кузнецова С.В. обратилась с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом доказано нарушение заявителем порядка и сроков при декларировании объема оборота и использования этилового спирта, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, соблюдения порядка привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, а также для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Правовое регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Федеральный закон N 171-ФЗ, отнеся алкогольную продукцию к объектам, ограничено оборотоспособным, определил как участников оборота алкогольной продукции, так и специальные условия, связанные с ее производством и оборотом. Одним из таких условий является обязательное декларирование.
Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции обязывает осуществлять декларирование. Декларирование, как способ государственного регулирования этой деятельности, имеет своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема оборота такой продукции.
При этом согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в числе прочего, запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федеральный закон N 171-ФЗ).
Во исполнение указанной нормы Федеральный закон N 171-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815).
Пунктом 14 Правил (действующей в спорный период) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению N 12.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 15 Правил N 815).
В пункте 16 Правил N 815 определено, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"
В соответствии с пунктом 19 декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к названным Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к указанным Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок N231).
В соответствии с п. 14.2 Порядка N 231, в разделе I декларации N 12 указывается: дата закупки продукции организацией-получателем, которая соответствует дате отгрузки продукции, указанной поставщиком в товарно-транспортной накладной или таможенной декларации; объем продукции, закупленный в соответствии с сопроводительными документами (товарно-транспортной накладной или таможенной декларацией); общий объем поставленной продукции; объем розничной продажи продукции; общий объем расхода продукции; остаток продукции на конец отчетного периода. В разделе "Сведения по организации (индивидуальному предпринимателю) раздела II декларации N 12 подводится итог объема закупки продукции по поставщикам продукции по кодам видов пива в разрезе производителей и импортеров пива, а также подводится общий итог объема закупки по кодам видов пива в разрезе производителей и импортеров продукции (пункт 14.6 Порядка N231). Следовательно, Порядок заполнения деклараций предусматривает отражение объема закупленной продукции и объема розничной продажи за отчетный период.
Факт нарушения ИП Кузнецовой С.В. вышеизложенных требований действующего законодательства, выразившийся в нарушении порядка и сроков при декларировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: не представление декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 4 квартал 2018 года, установлен административным органом в ходе административного расследования, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Доводы предпринимателя о том, что пиво предпринимателем не закупалось, правомерно отклонены судом первой инстанций со ссылками на имеющийся в материалах дела договор поставки от 05.03.2014, заключенный между ИП Кузнецовой С.В. и ООО "Мегаком", а также товарные накладные.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отметил, что отсутствие в отчетном периоде фактов реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, не является основанием, исключающим обязанность представить декларацию за спорный период.
Апеллянт ссылается на то, что в материалы дела представлены копии договора и товарных накладных, которые заверены ненадлежащим лицом Саванец А. В. и ненадлежащим образом, между тем данное обстоятельство не подтверждено и, к тому же, не влияет на содержание данных документов, и это не опровергнуто предпринимателем иными доказательствами.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Формы вины предусмотрены статьей 2.2 КоАП РФ, согласно части 1 которой административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении вменяемого ей административного правонарушения, поскольку каких-либо объективных доказательств невозможности своевременного представления декларации за 4 квартал 2018 года в установленный Правилами N 815 срок (не позднее 20 января 2019 года) предприниматель не представила.
Правила N 815 официально опубликованы, в связи с чем у предпринимателя имелась возможность ознакомиться с требованиями пункта 14 Правил, согласно которому индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме приложения N 12.
В то же время доказательств осуществления действий (намерения их осуществить), направленных на своевременное и надлежащее выполнение требований Федерального закона N 171-ФЗ и Правил N 815 по декларированию объема оборота алкогольной продукции (пива и пивных напитков), наличия объективных причин невозможности представления соответствующей декларации до установленного срока, в материалах дела не содержится.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, каких-либо нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности комитетом не допущено.
Доводы апеллянта о рассмотрении дела об административном правонарушении неуполномоченным лицом подлежит отклонению, поскольку дело рассмотрено и постановление подписано и.о. председателя комитета О. В. Верюжской, что подтверждено представленным в апелляционный суд распоряжением Администрации Томской области от 04.04.2019 N 55-р-к о возложении на нее исполнение обязанностей председателя комитета с 3 по 5 апреля 2019. К тому же, О. В. Верюжская является заместителем председателя комитета по должности и праве рассматривать дела об административных правонарушениях на основании пунктов 9, 11 Положения о Комитете по лицензированию Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 21.11.2012 N 165, о чем указано в оспариваемом постановлении.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оснований для признания вмененного административного правонарушения малозначительным судом первой инстанции не установлено.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государств.
Оценив фактические обстоятельства совершенного заявителем административного правонарушения, принимая во внимание характер общественных отношений, на которые посягает допущенное предпринимателем нарушение, и степень его общественной опасности, апелляционный суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
К тому же, следует учесть, что предприниматель ранее был привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение, при рассмотрении дела N А67-5493/2019 статья 2.9 КоАП РФ была применена, однако предпринимателем совершено такое же правонарушение.
Размер административного штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, в пределах санкции инкриминируемой статьи.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное предпринимателю наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.10.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5612/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кузнецовой Светланы Валентиновны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5612/2019
Истец: Кузнецова Светлана Валентиновна
Ответчик: Комитет по лицензированию Томской области