город Томск |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А03-11219/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Сухенко А.А. (N 07АП-12555/2019) на определение от 21.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11219/2019 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению открытого акционерного общества "Иткульский спиртзавод" (ИНН 2245000523, ОГРН 1022202114550), с. Соколово Зонального района Алтайского края, к Управлению федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в лице Отдела судебных приставов города Бийска и Зонального района, г.Бийск, об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четвертую от размера, установленного Постановлением судебного пристава-исполнителя Сухенко А.А. от 21.06.2019,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иткульский спиртзавод" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Иткульский спиртзавод", должник) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в лице Отдела судебных приставов города Бийска и Зонального района (далее - Управление) об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четвертую от размера, установленного Постановлением судебного пристава-исполнителя Сухенко А.А. от 21.06.2019.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 21.10.2019 заявленные требования удовлетворены, размер исполнительского сбора, подлежащий взысканию с ОАО "Иткульский спиртзавод" на основании постановления судебного пристава-исполнителя Приобского Отдела службы судебных приставов г. Бийска и Зонального района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Сухенко А.А. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 74918/19/220025 от 21.06.2019 уменьшен на одну четверть до 320 361,02 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, судебный пристав-исполнитель Сухенко А.А. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в настоящем случае отсутствуют существенные обстоятельства, исходя из которых исполнительский сбор должен быть уменьшен или заявитель может быть освобожден от его уплаты, учитывая, что сведений о том, что заявитель в качестве должника принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа, в деле не имеется.
В возражения на апелляционную жалобу, ОАО "Иткульский спиртзавод" просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что в действиях Общества отсутствуют намерения и умысел на уклонение от исполнения обязательства, а просрочка исполнения вызвана объективными обстоятельствами.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 272 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ) апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, судебным приставом-исполнителем Сухенко А.А. на основании исполнительного документа постановления N 1179 от 31.05.2019, выданного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю по делу N 1204233, возбуждено исполнительное производство N74918/19/22025-ИП о взыскании задолженности в размере 19 040 849,85 руб. в отношении должника: ОАО " Иткульский спиртзавод" в пользу взыскателя: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Алтайскому краю.
21.06.2019 судебный пристав-исполнитель вынес постановление N 22025/19/271589 о взыскании исполнительского сбора в размере 427 148,02 руб., поскольку исполнительный документ не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения.
Не оспаривая законность вынесенного постановления, заявитель просил суд первой инстанции уменьшить размер исполнительского сбора на основании статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае имеются основания, предусмотренные частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", для уменьшения размера исполнительского сбора.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
На основании части 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются по правилам, установленным частью 2 названной статьи.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных Федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, устанавливаются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительными документами, в том числе являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Согласно пункту 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
На основании части 1 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительским сбором согласно части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ является денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет и является санкцией штрафного характера, так как представляет собой возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности за неисполнение в добровольном порядке требования исполнительного документа.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 3 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В части 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из нормы части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П сумма, исчисляемая в размере 7% от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Установленный Законом об исполнительном производстве размер взыскания (7% от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных - обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
В соответствие с пунктом 4 названного Постановления данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
В силу пункта 26 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 77 от 21.06.2004 арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными законодательными положениями, установив, что Общество находится в тяжелом материальном положении, определением Арбитражного суда Алтайского края от 25.06.2019 по делу N А03-7064/2019 в отношении Общества введена процедура банкротства (наблюдения), должник не препятствует выявлению имущества с целью его оценки и реализации, Общество предпринимало меры для добровольной своевременной оплате налогов, но ввиду ареста счета платежные поручения помещались банком в картотеку, правомерно посчитал возможным уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству N 74918/19/220025 от 21.06.2019 на одну четверть до 320 361,02 руб.
Апелляционный суд отмечает, что отказ заявителю в удовлетворении его заявления будет означать наложение на ОАО "Иткульский спиртзавод" несоизмеримо большой меры ответственности за неисполнение исполнительного документа, что в условиях сложного финансового положения Общества может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П.
В данном случае Общество не имело возможности добровольно исполнить требование исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, так как фактически не могло распоряжаться своими денежными средствами. Причины, которыми Общество обосновало невозможность исполнения исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок, обоснованно признаны судом первой инстанции уважительными.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку уплата государственной пошлины при обжаловании определения об уменьшении размера исполнительского сбора не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 21.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11219/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Сухенко А.А. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий судья |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11219/2019
Истец: ОАО "Иткульский спиртзавод"
Ответчик: Приобский ОСП г. Бийска и Зонального района УФССП по Алтайскому краю