г. Тула |
|
14 января 2020 г. |
Дело N А09-7783/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.01.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителя заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) - Васекиной С.А. (доверенность от 28.12.2017), в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аргумент" (г. Брянск, ОГРН 1183256001598, ИНН 3257059812), извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.09.2019 по делу N А09-7783/2019 (судья Мишакин В.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аргумент" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 25.04.2019 N 1623 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.09.2019 требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что обществом, являющимся плательщиком страховых взносов, 20.11.2018 в инспекцию представлен расчет по страховым взносам за полугодие 2018 года.
По результатам камеральной проверки представленного расчета инспекцией составлен акт налоговой проверки от 12.03.2019 N 739 и принято решение от 25.04.2019 N 1623, которым общество за несвоевременное представление расчета по страховым взносам за указанный отчетный период привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 500 рублей.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление, суд первой инстанции, указав, что расчет за полугодие 2018 года является расчетом по авансовым платежам, руководствуясь разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 30.07.2013 N 57 (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 57), а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в пункте 3.1 постановления от 17.01.2018 N 3-П (далее - постановление КС РФ N 3-П), удовлетворил его.
Между тем с такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку применение правовой позиции Пленума ВАС РФ N 57, неправомерно, поскольку разъяснения суда касались порядка применения указанной нормы, изложенной в иной редакции.
В тоже время, как разъяснено в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, применение положений части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 01.01.2017 к деяниям, совершенным до этой даты, допустимо только в том случае, если в системе действующего правового регулирования, с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, исчисленный размер штрафа меньше или равен размеру штрафа, исчисленному согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Так, пунктом 85 статьи 1 Федерального закона N 243-ФЗ пункт 1 статьи 119 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Кроме того, пунктом 80 статьи 1 Федерального закона N 243-ФЗ изменено содержащееся в статье 106 НК РФ понятие налогового правонарушения, которым теперь признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Таким образом, ответственность плательщика страховых взносов за непредставление в контролирующий орган в законодательно установленный для этого срок расчета по страховым взносам в виде штрафа, которая была предусмотрена частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, с 01.01.2017, т. е. без в ременного разрыва, установлена пунктом 1 статьи 119 НК РФ. При этом существо противоправного деяния осталось неизменным, равно как и волеизъявление законодателя о его наказуемости.
К тому же ссылка суда на пункт 3.1 постановления КС РФ N 3-П в подтверждение своего мнения также неверна, поскольку данное постановление содержит позицию, согласно которой ответственность плательщика страховых взносов за непредставление в контролирующий орган в законодательно установленный для этого срок расчета по страховым взносам в виде штрафа, которая была предусмотрена частью 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ, с 01.01.2017, т. е. без временного разрыва, установлена пунктом 1 статьи 119 НК РФ. При этом существо противоправного деяния осталось неизменным, равно как и волеизъявление законодателя о его наказуемости.
Между тем предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются часть 1 статьи 46 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статья 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ постольку, поскольку на их основании решается вопрос о привлечении с 01.01.2017 плательщиков страховых взносов к ответственности за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежащим уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
То есть указанное постановление КС РФ применимо не к оспариваемому периоду, а, следовательно, судом неправомерно сделана ссылка на данный акт.
По мнению апелляционного суда, суду первой инстанции при принятии судебного акта необходимо было руководствоваться следующим.
Согласно пункту 3 статьи 58 НК РФ авансовые платежи - это предварительные платежи.
По своей правовой природе авансовые платежи - это платежи, уплачиваемые налогоплательщиком в счет покрытия предстоящих налоговых платежей за определенный налоговый период.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Страховые взносы начисляются ежемесячно. Принцип расчета взносов по всем видам страхования общий:
1) учреждение-страхователь для каждого работника по каждому виду соцстрахования ежемесячно определяет базу для расчета взносов. База - это общая сумма выплат работнику, с которых начисляются соответствующие взносы. База определяется нарастающим итогом с начала года;
2) исчисленную базу учреждение-страхователь умножает на тариф;
3) из полученной величины учреждение-страхователь вычитает сумму взносов, начисленных ранее в этом году. Разница подлежит перечислению в бюджет.
Таким образом, авансовые платежи подразумевают собой платежи на будущий расчет налога, в то время как страховые взносы - это уже исчисленная база сумм выплат.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) представлять в установленном порядке в налоговые органы налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ понятия расчет по страховым взносам и расчет авансового платежа разграничены:
- расчет авансового платежа - письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу;
- расчет по страховым взносам - письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и но месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно статье 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Следовательно, обязанность представления налогоплательщиком расчета по страховым взносам по итогам как расчетного, так и отчетного периодов прямо установлена главой 34 НК РФ, в то время как представление расчета авансового платежа по страховым взносам за отчетные периоды НК РФ не предусмотрено.
Поскольку общество в проверяемом периоде являлось плательщиком страховых взносов, то в силу пункта 7 статьи 431 НК РФ должно представить в налоговый орган по месту нахождения организации расчет по страховым взносам за полугодие 2018 года не позднее 30.07.2018, в то время как общество такой расчет за полугодие 2018 года представило 26.11.2018, после истечения срока, установленного статьей 431 НК РФ, более чем на три месяца.
Таким образом, законодатель нормами налогового законодательства четко определил сроки представления документа (статья 431 НК РФ) и предусмотрел ответственность за нарушение установленных сроков (статья 119 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета но страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Законодатель, принимая Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ о внесении изменений в статью 119 НК РФ, определил, что именно данная статья должна быть применима при установлении факта несвоевременного представления расчета по страховым взносам.
Следовательно, если плательщиком страховых взносов несвоевременно представлен соответствующий расчет, то он подлежит привлечению к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Из расчета общества и решения инспекции усматривается, что сумма страховых взносов, подлежащих к уплате в бюджет, составляет 0 рублей.
Как следует из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, в силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей. При применении данной нормы судам следует учитывать, что размер "неуплаченной суммы налога" надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями Кодекса для уплаты соответствующего налога. Вместе с тем отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 Кодекса штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 рублей.
В случае выявления обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность налогоплательщика, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, применяет нормы статей 112 и 114 НК РФ, на основании которых возможно снижение штрафа и по сравнению с установленным статьей 119 Кодекса минимальным размером.
При принятии оспариваемого решения инспекцией учтены смягчающие ответственность обстоятельства: отсутствие неблагоприятных экономических последствий, ввиду чего штраф снижен в 2 раза.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.09.2019 по делу N А09-7783/2019 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Аргумент" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7783/2019
Истец: ООО "Аргумент"
Ответчик: ФНС России Инспекция по г.Брянску
Третье лицо: УФНС по Брянской области