г. Хабаровск |
|
16 января 2020 г. |
А37-2002/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Дроздовой В.Г., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Обслуживающая организация г. Магадана": представители не явились;
от муниципального образования "Город Магадан" в лице КУМИ мэрии г. Магадана; от Департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области; от третьего лица - Магаданского областного государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Надежда": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области
на решение от 06.11.2019
по делу N А37-2002/2019
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Дьячковой Э.Л.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Обслуживающая организация города Магадана" (ОГРН 1104910002647, ИНН 4909107781)
к Муниципальному образованию "Город Магадан" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана (ОГРН 1024900961150, ИНН 4909039394); Департаменту имущественных и земельных отношений Магаданской области (ОГРН 1024900963405, ИНН 4900000554)
о взыскании 5 085 рублей
третьи лица - Магаданское областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Надежда"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Обслуживающая организация города Магадана" (далее - Обслуживающая организация, истец) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к ответчикам: муниципальному образованию "Город Магадан" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана (далее - КУМИ г.Магадана), Департаменту имущественных и земельных отношений Магаданской области (далее - Департаменту) - собственникам нежилого помещения общей площадью 67,8 кв. м., расположенного в г. Магадан, по ул. Зайцева, д. 27, о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.08.2018 по 31.10.2018 в размере 5 085,00 рублей (с учетом принятых судом уточнений).
В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 210, 249, 290, 309, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 37, 39, 46, 153, 154, 155, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Магаданское областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Надежда" (далее - третье лицо).
Решением суда от 06.11.2019 с ответчика - КУМИ города Магадана за счет казны муниципального образования "Город Магадан" в пользу истца - Обслуживающей организации взыскан долг в размере 3 991 рубля 40 копеек, расходы по уплате госпошлины в размере 1 570 рублей 00 копеек, а всего - 5 561 рубль 40 копеек, с ответчика - Департамента за счет казны Магаданской области в пользу истца - Обслуживающей организации взыскан долг в размере 1 093 рублей 60 копеек, расходы по уплате госпошлины в размере 430 рублей 00 копеек, а всего - 1 523 рубля 60 копеек.
Не согласившись с решением суда в части взыскании долга с Департамента, последний обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить судебный акт и отказать в удовлетворении исковых требований к Департаменту. В обоснование жалобы приводит доводы о допущенной судом ошибке в определении суммы долга, так долг Департамента составляет не 1093. 64 рублей, а не 1093, 60 рублей. Полагает необоснованным взыскание суммы долга за счет казны Магаданской области, необоснованным отклонение судом довода Департамента о необходимости применения при расчете стоимости услуг содержания общего имущества постановления мэрии города Магадана от 13.02.2014 N 553 ввиду недостоверности представленного истцом протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 1-1/2017 от 01.03.2017 г.
Определением суда от 12.12.2019 апелляционная жалоба Департамента принята к производству с назначением судебного заседания на 14.01. 2020 на 16 часов 20 минут.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились. Определением суда от 27.12.2019 отказано в удовлетворении ходатайства Департамента о проведении судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи в связи с отсутствием такой возможности в Арбитражном суде Магаданской области.
В представленном в суд письменном мнении третье лицо просило решение суда оставить без изменения.
В силу п.3 статьи 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Магаданской области от 06.11.2019 проверена Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 2268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальным образованием "Город Магадан" в лице КУМИ города Магадана, а также Департаментом имущественных и земельных отношений Магаданской области не была исполнена обязанность по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 27 по ул.Зайцева в г.Магадане за период с 01.08.2018 по 31.10.2018, что и послужило основанием для направления иска в суд.
Арбитражный суд Магаданской области, руководствуясь статьями 209, 210, 290, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) статьями 39,153 -155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), требования ООО "Обслуживающая организация" города Магадана признал обоснованными.
Шестой арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Статьей 249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктами 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 ЖК РФ).
На основании пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пунктам 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Пунктом 31 Правил N 491 закреплено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Исходя из части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за помещение вносят этой организации.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 27.04.2015 N 11 истец осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) в г. Магадане, в том числе по адресу: ул. Зайцева, д.27.
Истец управляет указанным домом на основании договора управления от 01.07.2016.
В указанном МКД расположено нежилое помещение, площадью 67,8 кв.м, собственником которого с 26.01.2018 является муниципальное образование "Город Магадан".
01.08.2003 между КУМИ г. Магадана и третьим лицом был заключен договор безвозмездного пользования N 63, согласно которому Комитет передал спорное нежилое помещение в безвозмездное пользование детскому дому.
12.10.2018 договор от 01.08.2003 N 63 был расторгнут по соглашению сторон и 12.10.2018 спорное помещение по акту приема-передачи было возвращено Комитету.
Также 12.10.2018 по передаточному акту спорное нежилое помещение во исполнение постановления Правительства Магаданской области от 28.09.2018 N 650-пп "О безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования "Город Магадан" в государственную собственность Магаданской области было передано Департаменту имущественных и земельных отношений Магаданской области.
В соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Магаданской области, право государственной собственности Магаданской области на имущество, передаваемое в соответствии с постановлением, возникает со дня утверждения передаточного акта.
19.10.2018 во исполнение распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 12.10.2018 N 579/123 по акту приема-передачи Департамент имущественных и земельных отношений Магаданской области передал Магаданскому областному государственному казенному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Надежда" спорное нежилое помещение в оперативное управление.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности Магаданской области на спорное нежилое помещение было зарегистрировано с 24.10.2018, а право оперативного управления за Детским домом "Надежда" зарегистрировано с 04.11.2018.
10.04.2019 между истцом и Детским домом "Надежда" был заключен договор управления многоквартирным домом, сроком действия с 04.11.2018
Вместе с тем, за период с 01.08.2018 по 31.10.2018 задолженность по оплате услуг содержания оплачена не была.
При этом, за период с 01.08.2018 г по 11.10.2018 (до момента передачи нежилого помещения из муниципальной собственности в государственную собственность Магаданской области) долг в сумме 3 991, 40 рублей был заявлен ко взысканию с КУМИ г.Магадана. За период с 12.10.2018 по 31.10.2018 долг в сумме 1063, 60 рублей заявлен ко взысканию с Департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области.
Тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 27 по ул. Зайцева в городе Магадане в размере 25,00 руб./кв.м (в 2018 году) установлен решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01.03.2017 N 1-1/2017.
Свою обязанность по внесению оплаты за оказанные услуги собственники помещения не исполнили, соответственно, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований Обслуживающей организации.
Вместе с тем, при расчете задолженности судом допущена арифметическая ошибка. Так, с учетом тарифа 25 рублей за 1 кв.м., площади нежилого помещения 67, 8 кв.м. и периода задолженности, долг Департамента составит 1093, 55 рублей (25х67,8:31х20), а не 1093,60 рублей.
В данной части решение суда подлежит изменению.
Задолженность КУМИ г.Магадана перед истцом, в свою очередь, составит 3 991, 45 рублей, а не 3 991 рубль 40 коп., как указано судом. Вместе с тем, суд не наделен самостоятельным правом на увеличение суммы иска, в связи с чем, доводы жалобы Департамента в данной части не принимаются судом.
Доводы апелляционной жалобы Департамента о необходимости применения к спорным правоотношениям тарифа, утвержденного постановлением мэрии г. Магадана от 13.02.2014 N 553 судом апелляционной инстанции отклоняются. Как следует из материалов дела, тариф на содержание общего имущества многоквартирного дома был утвержден решением общего собрания собственников N 1-1/2017 от 01.03.2017.
Данный протокол не оспорен, не признан недействительным.
Кроме этого, стоимость услуг содержания в размере 25 рублей за 1 кв.м., указанная в протоколе N 1-1/2017 от 01.03.2017 тождественна стоимости, установленной решением внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома, проведенного 28.05.2016.
При этом, указание судом в резолютивной части на взыскание долга за счет средств казны Магаданской области не является основанием считать судебный акт несоответствующим нормам материального права либо о нарушении судом норм процессуального права.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (пункт 4 статьи 214 ГК РФ).
Статей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 N 1-пп, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим управление государственным имуществом Магаданской области, основными задачами которого являются разработка, формирование и проведение государственной политики в области имущественных отношений в Магаданской области; обеспечение эффективного рационального использования государственного имущества области; осуществление от имени Магаданской области управлении и распоряжения областным имуществом.
Из изложенного следует, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Магаданской области возложены на Департамент.
В силу пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Таким образом, пунктом 3 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что взыскание денежных средств за счет казны субъекта возможно и по иным искам, а не только по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъекта или их должностных лиц, предъявление требований о взыскании денежных средств за счет казны субъекта Российской Федерации в данном конкретном деле является правомерным.
Взыскание с Департамента средств за счет казны субъекта не соответствует разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", поскольку лицо не выступает распорядителем средств бюджета. Вместе с тем, Департамент и орган, являющийся распорядителем средств субъекта, представляют интересы одного публичного образования - Магаданской области, обязанного нести расходы на содержание имущества Магаданской области, а средства бюджета субъекта являются составной частью его казны, поэтому при поступлении исполнительного листа финансовый орган не лишен возможности передать его на исполнение по принадлежности. Указание в резолютивной части решения арбитражного суда на взыскание задолженности за счет казны Магаданской области не создает препятствий к его исполнению.
Выводы суда по существу заявленных требований являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Всем доводам Департамента, продублированным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционный суд согласился.
Вместе с тем, в связи с допущенной судом при определении суммы долга Департамента, о чем заявлено в апелляционной жалобе, арифметической ошибкой, решение суда в данной части подлежит изменению.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределению не подлежат в связи с освобождением заявителя от ее уплаты в доход федерального бюджета на основании ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 06.11.2019 по делу А37-2002/2019 изменить в части.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области (ОГРН 1024900963405, ИНН 4900000554) за счет казны Магаданской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Обслуживающая организация города Магадана" (ОГРН 1104910002647, ИНН 4909107781) долг в размере 1 093 рубля 55 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 430 рублей, всего 1 523 рубля 55 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2002/2019
Истец: ООО "Обслуживающая организация г. Магадана"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Магаданской области, МО "Город Магадан" в лице КУМИ мэрии г. Магадана
Третье лицо: Магаданское областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Надежда", МОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Надежда"