г. Пермь |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А71-16124/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л.Х.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
апелляционную жалобу заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-16124/2019,
принятое судьей Коковихиной Т.С. в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010)
к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования центра творческого развития "Октябрьский" (ИНН 1831029064, ОГРН 1021801151448)
о взыскании финансовых санкций,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное истец, Управление ) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования центра творческого развития "Октябрьский" (далее - ответчик, МБОУ ДО ЦТР "Октябрьский", Учреждение) финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений о каждом работающем застрахованном лице с октября по декабрь 2018 года в сумме 4500 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.11.2019, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований отказано.
Управление с принятым по делу судебным актом не согласилось, обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель оспаривает выводы суда об отсутствии оснований для взыскания финансовых санкций. Указывает, что представление сведений о застрахованном лице 14.03.2019 за отчетный период, за который сведения по данному застрахованному лицу ранее страхователем не представлялись и территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не принимались, не является исправлением ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях и не может служить основанием для освобождения его от ответственности.
В сроки, установленные определением о принятии апелляционной жалобы к производству (до 14.01.2020), ответчиком отзыв на жалобу не представлен.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2020 произведена замена судьи Варакса Н.В. на судью Риб Л.Х. на основании частей 3 и 4 статьи 18 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (14.01.2020).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением в отношении Учреждения проведены проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в ходе которой установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М:
- за октябрь 2018 года представлены 07.11.2018 с типом "исходная" своевременно. Сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за октябрь 2018 г. на 2 застрахованных лиц представлены 14.03.2019.
- за ноябрь 2018 года представлены 05.12.2018 с типом "исходная" своевременно. Сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за ноябрь 2018 года на 4 застрахованных лиц представлены 14.03.2019.
- за декабрь 2018 года представлены 09.01.2019 с типом "исходная" своевременно. Сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за декабрь 2018 года на 3 застрахованных лиц представлены 14.03.2019.
15.04.2019 Управлением составлены акты о выявлении правонарушений N 019S18190007236, N 019S18190007242, N 019S18190007257, по результатам рассмотрения которых Управлением вынесены решения от 06.06.2019 N N 019S19190009674, 019S19190009684, 019S19190009689 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Для добровольной уплаты финансовой санкции ответчику направлены требования 18.07.2019 сроком исполнения до 13.08.2019. Поскольку добровольно требование не исполнено, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что самостоятельное уточнение представленных сведений за указанный период, путем их корректировки и представления в Учреждение дополнительных сведений позволяет не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдение процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Закон N 27-ФЗ) в редакции, действующей после 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Сведения по форме СЗВ-М (ДОП) за ноябрь 2018 года на застрахованных лиц фактически представлены 14.03.2019.
Суд апелляционной инстанции, оценив данные обстоятельства и доказательства их подтверждающие, приходит к выводу о том, что ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была установлена Учреждением самостоятельно и исправлена, в отчетность внесены изменения. Действия ответчика правомерно оценены судом первой инстанции как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявленных требований.
При этом ответственность за несвоевременное представление дополняющей формы законом не предусмотрена.
Довод заявителя жалобы о том, что факт непредставления индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц дополнительно является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным направлением сведений, что не является обстоятельством, исключающим применение финансовой санкции определенной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Инструкцией N 766н в редакции от 19.02.2017 предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены Требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется, в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку в отношении застрахованных лиц самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, оставляя в силе постановление суда нижестоящей инстанции, которым суд признал незаконным привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ по основанию того, что общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, откорректировав ошибку путем представления дополнительных сведений за указанный период, отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности управлением не подтверждена, оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-16124/2019, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16124/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики
Ответчик: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования центр творческого развития "Октябрьский"