город Томск |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А45-30782/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) (N 07АП-12592/2019) на решение от 18.10.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30782/2019 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Центральная клиническая больница", г. Новосибирск о признании решения от 08.07.2019 N 064S19190034125 и решения от 08.07.2019 N064S19190034126 недействительными в части размера финансовой санкции.
Заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное), г. Новосибирск,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Центральная клиническая больница" (далее - заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании решения от 08.07.2019 N 064S19190034125 и решения от 08.07.2019 N 064S19190034126 недействительными в части размера финансовой санкции, заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, Управление).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.10.2019 заявленные требования удовлетворены, решение Пенсионного фонда от 08.07.2019 N 064S19190034125 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признано незаконным как несоответствующее Конституции Российской Федерации в части привлечения к ответственности учреждения без учета смягчающих ответственность обстоятельств в виде штрафа в размере 306 900 рублей, размер штрафа уменьшен до 34 100 рублей; решение Пенсионного фонда от 08.07.2019 N064S19190034126 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что страхователь не исправил (не уточнил) представленную отчетность, а вновь сдал сведения на других застрахованных лиц. Сведения о застрахованных лицах, указанных в СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за отчетный период календарный 2018 год, представлены страхователем впервые, за пределом срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 указанного закона.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, учреждение зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Новосибирска (межрайонное) под регистрационным номером 064-009-001325.
08.02.2019 страхователем в адрес Управления представлены сведения о 682 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за календарный год 2018 (тип формы "ИСХ") в сроки, установленные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (не позднее 01.03.2019).
08.02.2019 через электронный документооборот Управление направило уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствии между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда в отношении застрахованных лиц.
15.03.2019 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) на 682 застрахованных лица, то есть позже установленного частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срока (в течение 5 рабочих дней), на которых ранее сведения не представлялись.
30.04.2019 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) на 2 застрахованных лица.
По результатам выявленного нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 682 застрахованных лиц составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 064S18190031401 от 31.05.2019.
По результатам выявленного нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 2 застрахованных лиц составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхованиях N 064S18190031434 от 31.05.2019.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, при участии представителя страхователя, с учетом его письменных возражений на акты от 31.05.2019, приняты решения N 064S19190034125 и N 064S19190034126 от 08.07.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательств Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Учреждение с решениями Пенсионного фонда не согласилось и обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из отсутствия у страхователя умысла на совершение правонарушения, отсутствие для бюджета негативных последствий, в связи с чем посчитал возможным применить к страхователю смягчающие ответственность обстоятельства и снизить размер назначенного Пенсионным фондом штрафа по решению N 064S19190034125 до суммы 34 100 рублей, в свою очередь, признавая незаконным решение Управления N 064S19190034126 суд первой инстанции исходил из отсутствия вины учреждения в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Управление, которое только при получении такой дополняющей формы сведений, провело проверку представленных сведений, и выявило нарушение Закона N 27-ФЗ.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Закона N 27-ФЗ, учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
С 01.01.2019 сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что учреждение первоначально представило отчетность формы СЗВ-СТАЖ за 2018 год в установленный Законом N 27-ФЗ срок.
Решением от 08.07.2019 N 064S19190034126 Пенсионный фонд привлек учреждение к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за представление неполных и недостоверных сведений.
Между тем, страхователь самостоятельно выявил ошибки в поданных ранее сведениях, в связи с чем 30.04.2019 представил в Управление сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) на двух застрахованных лиц. Данные документы приняты Пенсионным фондом.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
Принимая во внимание то, что "исходная" форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год направлена учреждение с соблюдением срока, установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно устранены учреждение, что не опровергнуто Пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (2018 год), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах за этот отчетный период до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с учреждения финансовой санкции не имеется.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, в связи с чем подлежат отклонению апелляционной коллегией.
Доводов относительно снижения размера назначенного решением от 08.07.2019 N 064S19190034125 штрафа до 34 100 рублей апелляционная жалоба не содержит, при этом апелляционный суд отмечает правильность выводов суда в указанной части, поскольку суд первой инстанции, учитывая правовые позиции, изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 19.01.2016, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N13-П от 30.07.2001, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П от 15.07.1999, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 14-П от 12.05.1998, правомерно посчитал возможным снизить размер назначенного Управлением штрафа.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.10.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30782/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30782/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТСКОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА МЕЖРАЙОННОЕ