г. Киров |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А82-12414/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2019 по делу N А82-12414/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" (ОГРН 1067604005622; ИНН 7604084630)
к Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (ОГРН 1027600681261; ИНН 7604002275)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" (далее - заявитель, ООО "Крепкие традиции", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) от 19.06.2019 N 22/19, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Крепкие традиции" с принятым судом первой инстанции решением не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение им имеющих значение для дела обстоятельств. В апелляционной жалобе заявитель настаивает на незаконности и необоснованности оспариваемого постановления, на отсутствии в рассматриваемой ситуации оснований для привлечения его к административной ответственности. Общество указывает, что на момент получения им лицензии на розничную продажу алкогольной продукции обязанность по вскрытию тары при продаже алкогольной продукции в объекте общественного питания законодательством не была предусмотрена, в связи с чем данное требование не распространяется на деятельность заявителя. По мнению ООО "Крепкие традиции", данная обязанность, введенная после получения Обществом лицензии на спорный лицензируемый вид деятельности, не может иметь обратной силы в соответствии с положениями статьи 54 Конституции Российской Федерации. Кроме того, Общество, ссылаясь на затруднительное финансовое положение, приводит аргументы о необоснованном назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в максимальном размере санкции вменяемой ему статьи, указывает на необходимость уменьшения размера назначенного ему административного штрафа, отмечая, что исполнение административного наказания приведет к негативным последствиям
Более подробно доводы ООО "Крепкие традиции" со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела приведены в апелляционной жалобе.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с приведенными в ней доводами и опровергает их, считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.12.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05.12.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Крепкие традиции" имеет лицензию от 04.03.2016 N 76РПА0001450 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе по адресу: г. Ярославль, ул. Ньютна, д.65 (л.д.8-9).
На основании обращения гражданина от 13.05.2019 (л.д.73-74) Департаментом установлено, что 14.04.2019 в объекте общественного питания по упомянутому выше адресу Обществом осуществлена розничная продажа алкогольной продукции (винный напиток полусладкий газированный "Lambrusco Bianco", серия "Lucido", объем 0,75 л, производство: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, ст.Старотитаровская, ул.Ростовская, д.192 -, дата розлива - 15.08.2017, стоимостью 220 рублей) без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки). Данное деяние Общества квалифицировано административным органом как нарушение требований абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
30.05.2019 по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Департамента в отношении ООО "Крепкие традиции" составлен протокол об административном правонарушении N 22/19, которым деяние последнего квалифицировано по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д.79-81).
19.06.2019 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Департамента в отношении ООО "Крепкие традиции" вынесено постановление N 22/19, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (л.д.82-85).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением (л.д.4-7).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности ответчиком всех элементов состава вменяемого заявителю административного правонарушения, отсутствия существенных нарушений процессуальных требований со стороны ответчика при производстве по делу об административном правонарушении, а также отсутствия оснований для снижения размера назначенного оспариваемым постановлением административного штрафа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объектом, на который посягает указанное административное правонарушение, являются общественные отношения в области государственного регулирования особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемого, в том числе в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Законом N 171-ФЗ.
Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ).
В этих целях Законом N 171-ФЗ устанавливается, в том числе обязательность лицензирования указанной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Лицензии на указанный вид деятельности выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (пункт 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Статья 16 Закона N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте. Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
В силу статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Закона.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Крепкие традиции" имеет лицензию от 04.03.2016 N 76РПА0001450 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. В числе мест осуществления лицензируемого вида деятельности указана, среди прочего, закусочная в г. Ярославль, ул. Ньютна, д.65. Соответственно, на заявителя в полной мере распространяются установленные законодательством требования в области осуществляемого им лицензируемого вида деятельности.
На основании абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Установление особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции обусловлено, в том числе недопустимостью смешения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с обычной розничной продажей алкогольной продукции - самостоятельным видом деятельности, на осуществление которой требуется получение отдельной лицензии (пункт 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ). Соблюдение указанных требований и правил обеспечивается, среди прочего, частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за их нарушение.
Материалами дела подтверждается, что при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на объекте по вышеупомянутому адресу Общество реализовало потребителю алкогольную продукцию (винный напиток полусладкий газированный "Lambrusco Bianco", серия "Lucido", объем 0,75 л, производство: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, ст.Старотитаровская, ул.Ростовская, д.192 -, дата розлива - 15.08.2017, стоимостью 220 рублей) без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении (нарушении) заявителем требований абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности по соблюдению правил реализации алкогольной продукции в части обязательного вскрытия тары, поскольку лицензия была получена им до внесения соответствующих изменений в Закон N 171-ФЗ, апелляционная коллегия находит несостоятельными и отклоняет как основанные на неверном толковании норм материального права на основании следующего.
Требование о необходимости вскрытия тары впервые было введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и действовало с 01.03.2017. Данное требование к реализации алкогольной продукции в объектах организации общественного питания применяется к правоотношениям, возникшим после 01.03.2017, вне зависимости от даты получения лицензии.
Введенные изменения направлены на упорядочение общественных отношений, возникающих при реализации алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе призваны воспрепятствовать превращению объектов общественного питания, как правило, имеющих круглосуточный режим работы, в обычные магазины розничной продажи алкогольной продукции. Изложенные выше правила не предусматривают каких-либо исключений для их применения.
В лицензии от 04.03.2016 N 76РПА0001450 указано на обязанность выполнения Обществом лицензионных требований, к которым относится, в том числе, и требование абзаца 3 пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 16.1 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 Кодекса) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Являясь профессиональным участником рынка розничной продажи алкогольной продукции, ООО "Крепкие традиции" как лицензиат должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него меры для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Между тем, в рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдении действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в деянии ООО "Крепкие традиции" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении ответчиком не допущено (иного из обстоятельств дела не следует). Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Юридико-фактических оснований для квалификации допущенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также оснований для замены назначенного оспариваемым постановлением административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Аргументы ООО "Крепкие традиции" о том, что назначенное ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей несоразмерно совершенному административному правонарушению и приведет к негативным последствиям для Общества, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Фактически, в настоящем случае Общество своими противоправными действиями нарушило императивные требования законодательства, регулирующие порядок осуществления лицензируемой деятельности, который установлен в целях защиты, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации.
По мнению суда апелляционной инстанции, при определении меры административного наказания Департаментом обоснованно принято во внимание наличие отягчающих обстоятельств, а именно: неоднократное привлечение ООО "Крепкие традиции" к административной ответственности за нарушение установленных требований реализации алкогольной продукции.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для снижения размера назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа.
По убеждению апелляционного суда, назначенный заявителю в рассматриваемом случае административный штраф в размере 300 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Доказательств чрезмерной карательности размера назначенного административного штрафа в деле не имеется.
С учетом изложенного отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления ответчика является правомерным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2019 по делу N А82-12414/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.10.2019 по делу N А82-12414/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крепкие традиции" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12414/2019
Истец: ООО "КРЕПКИЕ ТРАДИЦИИ"
Ответчик: Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области