г. Киров |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А28-2441/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычихиной С.А.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" - Глызиной К.В., действующей на основании доверенности от 18.01.2024,
представителя ОСФР по Кировской области - Минеевой Т.Ю., действующей на основании доверенности от 09.01.2024 N 11,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.09.2023 по делу N А28-2441/2023
по заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" (ИНН 4312005548, ОГРН 1024300756193)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (ИНН 4346002922, ОГРН 1024301326280),
о признании незаконным решения от 23.11.2022 N 43002250005087,
УСТАНОВИЛ:
Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее - Фонд) о признании недействительным (незаконным) решения от 23.11.2022 N 43002250005087 в части.
Фонд предъявил встречный иск о взыскании с Учреждения недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1663,61 руб., пени в сумме 100,72 руб., и штрафа в размере 332,72 руб. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.09.2023 заявленные требования удовлетворены. В удовлетворении встречных требований отказано.
Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Фонд указывает, что выплаты, производимые медицинской организацией-работодателем работникам в соответствии Правилами от 07.12.2020 N 662-П (далее - спорные выплаты) подлежат обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве, поскольку осуществлялись за фактически отработанное время, в зависимости от занимаемой медицинским работником должности и с учетом районного коэффициента, фактически являются оплатой труда в повышенном размере за особые условия работы.
Подробно доводы Фонда изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение с доводами Фонда не согласно, просит решение суда оставить без изменения. По его мнению, спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве, поскольку имеют социальную направленность, предоставлены в качестве меры государственной поддержки в рамках отдельного мероприятия, не включены в систему оплаты труда, доведены до Учреждения по коду бюджетной классификации 1003 "Социальное обеспечение населения". Подробно доводы изложены в отзыве.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка, по результатам которой составлен Акт выездной проверки от 24.10.2022 N 43002250005085 (далее - Акт).
В данном Акте отражено, что в проверяемом периоде Учреждением допущено занижение базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты, произведенные в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений в виде дополнительной выплаты медицинским работникам за ноябрь и декабрь 2020 года, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2020 N 662-П, в общем размере 795 791,95 руб.
Не согласившись с результатами проверки, страхователь представил возражения от 01.11.2022 N 3224 на Акт.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений Учреждения, Фондом принято решение от 23.11.2022 N 43002250005087 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и доначислении к уплате страховых взносов в сумме 1663,61 руб., пени в сумме 100,72 руб., и применении штрафа в размере 332,72 руб.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в суд с настоящим иском о признании незаконным решения от 23.11.2022 N 43002250005087.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В силу пп.1 п.1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Под государственными пособиями по общему правилу понимаются денежные выплаты, предоставляемые государством с целью компенсировать гражданину отсутствие заработка или оказания дополнительной материальной помощи.
Как следует из вышеназванного закона, не подлежат обложению взносами государственные пособия, выплаченные в соответствие с нормативными актами федерального, регионального, местного уровня.
Из материалов дела следует, что спорные выплаты осуществлялись на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762) утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Дополнительно в периоде с 01.11.2020 по 31.12.2020 распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р (далее - Распоряжение N 3118-р) предусмотрены специальные социальные выплаты.
Согласно данному распоряжению из резервного фонда Правительства РФ выделены бюджетные ассигнования для осуществления дополнительных выплат работникам медицинских организаций, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Во исполнение указанного Распоряжения, Правительством Кировской области принято Постановление от 07.12.2020 N 662-П "Об осуществлении в 2020 году социальных выплат медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 662-П).
Как следует из смысла и буквального содержания текста Постановления N 662-П, в периоде с 01.11.2020 по 31.12.2020 в качестве меры социальной поддержки установлены правила осуществления социальных выплат в рамках реализации отдельного мероприятия, связанного с реализацией доступности и качества оказания медицинской помощи медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
Из материалов дела следует, что спорные выплаты не носили систематического характера, выплачивались непродолжительный период времени (ноябрь - декабрь 2020), не предусмотрены ни системой оплаты труда в Учреждении, ни трудовым договором. Выплаты осуществлены на основании приказа главного врача от 07.12.2020 N 549/1, из которого не следует, что они являются стимулирующими и выплачиваются за достижение каких-либо трудовых показателей.
Спорные выплаты получены Учреждением в качестве субсидии по коду бюджетной классификации 1003 "Социальное обеспечение населения". Согласно действовавшему в спорном периоде приказу Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения" по подразделу 1003 отражаются расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан.
Таким образом, анализ и толкование текста Постановления N 662-П, а также нормативных актов, во исполнение которых принято данное постановление, механизм выплаты спорных денежных средств, позволяет отнести их к дополнительной материальной помощи, предоставленной государством сотрудникам медицинских учреждений в периоде распространения коронавирусной инфекции.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что спорные выплаты носили социальный характер, не являлись стимулирующими, поскольку не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусмотрены трудовыми договорами в качестве оплаты труда.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12).
Следовательно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов от несчастных случае на производстве, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение недействительным и удовлетворили заявленные требования.
Аргументирую свою позицию Фонд приводит доводы о том, что выплаты на основании ранее изданного Постановления от 02.04.2020 N 415 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов_" облагались страховыми взносами, в связи с чем подлежат обложению также и спорные выплаты по Постановлению N 662-П, поскольку имеют единую правовую природу. Данным доводам Фонда суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная инстанция соглашается.
В связи с удовлетворением искового заявления о признании решения незаконным, встречные требования о доначислении к уплате страховых взносов в сумме 1663,61 руб., пени в сумме 100,72 руб., и применении штрафа в размере 332,72 руб. удовлетворению не подлежат.
Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки, которая служила бы основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.09.2023 по делу N А28-2441/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.А. Бычихина |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2441/2023
Истец: КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ"
Ответчик: ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ФСС РФ, Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Кировской области, Фонд пенсионного и социального страхования РФ