г. Самара |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А65-16620/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
от третьих лиц:
УФНС России по Республике Татарстан - Гайфуллин Э.А., доверенность N 2.1-39/047 от 09 сентября 2019 года,
Шапшинского Сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хайруллина Рената Равильевича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2019 года по делу N А65-16620/2019 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению Хайруллина Рената Равильевича, город Казань Республики Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
УФНС России по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
Шапшинского Сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, село Шапши Высокогорского района Республики Татарстан,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Хайруллин Ренат Равильевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган), с привлечением третьих лиц УФНС России по Республике Татарстан (далее - управление), Шапшинского Сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, о признании незаконным решение от 21 февраля 2019 года об отказе в государственной регистрации.
Решением суда от 29.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель управления в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзывах налоговых органов, приобщенных к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя управления, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.02.2019 г. заявителем в адрес инспекции представлены документы для государственной регистрации при создании: общества с ограниченной ответственностью "Юридический Правовой Центр", вх. N 9293А.
Решением 9293А об отказе в государственной регистрации от 21.02.2019 г., заявителю было отказано в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица на основании п.п. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
Фактическим основанием к отказу послужил вывод инспекции об имеющем место быть факте невозможности осуществить связь с юридическим лицом, ввиду отсутствия указания на офис или помещение, в адресе вновь создаваемого юридического лица, указанного как: 422708, РТ, р-н Высокогорский, д. Красный Восток, ул. М. Джалиля, д.2Б"
Не согласившись с решением, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 198 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
Согласно материалам дела, в регистрирующий орган 18.02.2019 г. через сайт ФНС России были направлены документы, предусмотренные ст. 12 Закона N 129-ФЗ на государственную регистрацию создания юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Юридический правовой центр" (ООО "ЮПЦ"): 1. заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; 2. Решение учредителя N 1-2019 от 18.02.2019 г.; устав (в 2 экземплярах); 4. Гарантийное письмо от 18.02.2019 г.; 5. выписка из Единого государственного реестра недвижимости; 6. Справка РГУП БТИ N 1247 от 14.05.2010 г.; 7. Кадастровый паспорт от 29.04.2010 г.; 8. Согласие собственника помещения Абитова Ф.Р.
Представленным на государственную регистрацию документам был присвоен входящий N 9293А.
В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией 21.02.2019 г. на основании п.п. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, с указанием следующей причины: В представленных документах указан адрес места нахождения ООО "ЮПЦ": 422708, РТ, Высокогорский р-н, д. Красный Восток, ул. Мусы Джалиля, д. 2Б, по которому невозможно осуществить связь с юридическим лицом, ввиду отсутствия указания на офис или помещение.
В ходе судебного заседания установлено, что гарантийным письмом ООО "ЮПЦ" для размещения офиса в аренду передается помещение в здании, находящемся по адресу: РТ, Высокогорский район, д. Красный Восток, ул. М. Джалиля, д. 2Б. Данное здание, со слов заявителя является бывшим зданием сельского магазина, что так же подтверждается кадастровым паспортом от 29.04.2010 г. Согласно кадастровому паспорту общая площадь здания - 24,5 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1984.
Заявителем на заседание представлены фотоматериалы, сделанные внутри помещения, согласно которым в помещении признаков ведения какой-либо хозяйственной деятельности не наблюдается, рабочие места отсутствует, помещение заброшено и не прибрано.
Регистрирующим органом представлены фото-, видеоматериалы осмотра, заявленного адреса: РТ, Высокогорский р-н, д. Красный Восток, ул. Мусы Джалиля, д. 2Б, которое было проведено территориальным налоговым органом - Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан. По результатам проведенного выезда установлено, что по вышеуказанному адресу находится одноэтажное административное здание. Признаки ведения финансово-хозяйственной деятельности по данному адресу отсутствуют. Подъездные пути к зданию отсутствуют (дорога к зданию заброшена). Благоустройство земельного участка не осуществляется. Со слов соседей, данное здание не функционирует более 10 лет. В протоколе осмотра от 22.10.2019 г. установлено, что "на момент осмотра двери в подсобное и основное помещение открыты на распашку, электропровода оборваны".
Таким образом, по результатам осмотра территории, здания по заявленному адресу территориальным налоговым органом был установлен факт того, что организации в принципе не могут находиться по данному адресу.
Аналогичные пояснения в судебном заседании дал глава Сельского поселения Шапшинское, Высокогорского муниципального района РТ - Беляков Владимир Анатольевич. Беляков В.А. так же указал, что данному дому был присвоен адрес в 2010 г., документы были переданы собственнику, собственник здания поменялся, кто является собственником на сегодняшний день не знает. Здание пустует, никто за ним не ухаживает, территория и здание заброшены. Чтобы кто-то приезжал и вел какую-либо деятельность замечено не было. На вопрос суда: "возможно ли по данному адресу вести какую либо деятельность?", глава сельского поселения Шапшинское - Беляков В.А. указал что "только в случае капитального ремонта здания", и приведения прилегающей территории в установленный САНПИ порядок для обеспечения доступа к зданию с учетом сельской местности.
Кроме того, согласно сведениям представленным инспекцией, по данному адресу уже зарегистрированы 2 (два) юридических лица, которые такую деятельность не ведут, а именно: ООО "СПЕЦКАЗАНЬСТРОЙ" (ИНН 1616031801), создано 26.12.2018 г., ООО "КАНЗАС" (ИНН 1616031801), создано 06.02.2019 г. При создании данных юридических лиц, в качестве документа, подтверждающего право пользования данным помещением, были представлены договора аренды от 21 и 28.12.2018 г. заключенные учредителями вышеуказанных юридических лиц, с Абитовым Ф.Р., указанного в договоре в качестве собственника помещения. Территориальным налоговым органом - Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, установлено, что нахождение, ведение финансово-хозяйственной деятельности ООО "КАНЗАС" ИНН 1616031914 и ООО "СПЕЦКАЗАНЬСТРОЙ" ИНН 1616031801 по данному адресу не установлено и не возможно по объективным причинам - нет нормального доступа к этому зданию, все здание заросло кустарником.
Абитов Ф.Р. гарантийным письмом от 18.02.2019 г. предоставляет ООО "ЮПЦ" для размещения офиса помещение в здании, находящемся по адресу: РТ, Высокогорский р-н, д. Красный Восток, ул. М. Джалиля, д. 2Б. В качестве документа подтверждающего право собственности Абитова Ф.Р. приложено - Выписка из единого государственного реестра недвижимости согласно которому, Абитов Ф.Р. является собственником на основании договора купли-продажи недвижимости от 12.10.2018 г., на основании которого осуществлена регистрация права 22.10.2018 г.
Но при этом согласно документам, представленным на регистрацию ООО "ЮПЦ", Абитов Ф.Р. назначается управляющим ООО "ЮПЦ", что свидетельствует об аффилированности Абитова Ф.Р. с этим юридическим лицом но не с целью осуществления уставной деятельности.
Таким образом, установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, что здание заброшено и территория не благоустроена, показание соседей и главы сельского поселения указывают, что здание не функционирует более 10 лет, ранее зарегистрированные общества по данному адресу не находятся, капитальный ремонт данного здания не осуществляется с момента приобретения (которое позволило бы использовать помещение по назначению) свидетельствуют, что Абитовым Ф.Р. данное помещение предоставляется и используется для сдачи в аренду физическим лицам, юридическим лицам, без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона N 14-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В этой связи, местонахождение юридического лица имеет существенное значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров.
В соответствии с п. 6 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Нахождение в ЕГРЮЛ заведомо недостоверных сведений противоречит действующему законодательству.
Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Кроме того, в ходе судебного заседания было установлено, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации ООО "ЮПЦ" было принято инспекцией 21.02.2019 г. В этот же день - 21.02.2019 г. по электронным каналам связи в регистрирующий орган в 20 час. 11 мин. поступает пакет документов, предусмотренный ст. 12 Закона N 129-ФЗ на государственную регистрацию создания юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Юридический правовой центр" (ООО "ЮПЦ"), принятое учредителем - Хайруллиным Ренатом Равиличем. В качестве адреса места нахождения указано: 420129, РТ, г. Казань, ул. Мирхайдара Файзи (Салмачи), д. 48, (согласно гарантийному письму предоставлено Абитовым Ф.Р.). ООО "ЮПЦ" было зарегистрировано в качестве юридического лица 26.02.2019 г. с присвоением ОГРН 1191690019070. Представитель заявителя подтвердил, что документы для регистрации ООО "ЮПЦ" были представлены повторно с указанием другого адреса, поскольку по ранее представленному пакету документов, которое оспаривается в рамках данного дела, регистрирующим органом было принято решение об отказе в государственной регистрации.
В рассматриваемом случае, суд, исследовав представленные по делу доказательства, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации, установлен ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
В инспекцию 18.02.2019 г. по каналам связи в электронном виде через сайт ФНС России были направлены документы, предусмотренные ст. 12 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации при создании юридического лица. Представленным на государственную регистрацию документам был присвоен входящий N 9293А.
Согласно документам, представленным на государственную регистрацию Хайруллиным P.P. было принято решение об учреждении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Юридический Правовой Центр", (ООО "ЮПЦ"). Адресом места нахождения юридического лица был указан адрес: 422708, РТ, Высокогорский район, д. Красный Восток, ул. М. Джалиля, д. 2Б.
При этом, согласно представленному на государственную регистрацию гарантийному письму от 18.02.2019 г. в аренду передавалось помещение в здании, находящемся по адресу: РТ, Высокогорский район, д. Красный Восток, ул. М. Джалиля, д. 2Б, для размещения офиса.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией 21.02.2019 г. на основании п.п. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ было принято решение об отказе в государственной регистрации по причине отсутствия в сведениях об адресе места нахождения юридического лица указания на офис или помещение.
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведения о месте нахождения юридического лица должны содержаться в едином государственном реестре юридических лиц.
Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом (ч. 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ).
Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@ утверждена форма NР11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", разд. 2 которой предусматривает указание адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с п. 14.2.05.60 правовых позиций письма ФНС России от 31.01.2014 г. N СА-4-14/1645@ при заполнении заявлений по формам, установленным Требованиями, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Таким образом, в ЕГРЮЛ вносятся сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица с указанием номера и вида объекта: квартира, офис, либо помещение.
Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
Соответственно, указание заявителем неполного адреса без указания конкретных помещений, предоставленных в аренду, по существу является предоставлением недостоверных сведений относительно места нахождения юридического лица, затрудняющих связь создаваемым юридическим лицом по заявленному адресу его регистрации.
Аналогичные выводы сделаны в постановлении АС Поволжского округа от 20.10.2016 г. по делу N А65-7510/2016.
Статьей 71 АПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае, установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, о том, что здание заброшено и территория не благоустроена, что здание не функционирует более 10 лет, и ранее зарегистрированные общества по данному адресу не находятся, в том числе и само ООО "ЮПЦ" свидетельствуют о том, что помещение предоставлялось в аренду физическим лицам, юридическим лицам, без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Согласно ч. 9 ст. 14 Закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что данные об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
Недостоверная информация, предоставленная в отношении адреса местонахождения юридического лица может привести к нарушению публичных интересов, поскольку вводит в заблуждение и делает невозможным проведение каких-либо мероприятий правового (налогового) контроля и иной правовой деятельности со стороны государственных органов и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которые будут вступать в отношении с юридическим лицом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу.
Кроме того, инспекцией 26.02.2019 г. за ОГРН 1191690019070 в единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Юридический правовой центр" (ООО "ЮПЦ").
Данная запись была внесена в ЕГРЮЛ на основании документов представленных в регистрирующий орган 21.02.2019 г.
В ходе судебного заседания представитель заявителя подтвердил, что документы для регистрации созданию юридического лица ООО "ЮПЦ" были представлены повторно с указанием другого адреса.
Таким образом, истребуемая заявителем государственная регистрация была осуществлена на основании документов представленных в регистрирующий орган самим заявителем в добровольном порядке, ввиду чего, оспариваемое решение не нарушает какие-либо права и законные интересы заявителя, которые могли быть реализованы при обращении в регистрирующий орган, и не создает препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд правильно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2019 года по делу N А65-16620/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16620/2019
Истец: Хайруллин Ренат Равильевич, г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральнойналоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Глава Сельского поселения Шапшинское Беляков Владимирв Анатольевич, Сельское поселение Шапшинское, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10950/20
14.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61117/20
17.01.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21499/19
29.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16620/19