г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А21-7395/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца: не вился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-х лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34580/2019) Министерства социальной политики Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 октября 2019 года по делу N А21-7395/2019, принятое
по заявлению Калининградского регионального благотворительного Общественного фонда реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово"
к Калининградской области в лице Министерства социальной политики
Калининградской области
3-и лица: 1) Областное государственное казенное учреждение Калининградской
области "Центр социальной поддержки населения"
2) Министерство финансов Калининградской области
о вызыскании субсидии в размере 280 459 руб. 90 коп.
установил:
Калининградский региональный благотворительный общественный Фонд реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово" (ОГРН 1023900001718, ИНН 3916008691, место нахождения: Калининградская область, Гвардейский район, пос. Орехово (далее - Фонд, Истец, Заявитель) обратился в Арбитражный суд с иском к Калининградской области в лице Министерства социальной политики Калининградской области (ОГРН 1023901019922, ИНН 3906011007, место нахождения: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63) (далее - Министерство, Ответчик), третье лицо - Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", о взыскании субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в сумме 280 459 руб. 90 коп.
Решением суда от 09.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.06.2017 года Управлением социальной поддержки населения комитета по социальной политике Администрации городского округа "Город Калининград" составлена Индивидуальная программа предоставления социальных услуг N 1976-01/07 для гражданина Мазурика Ильи Владимировича (далее - Индивидуальная программа).
На основании указанной программы между Фондом (поставщик) и Мазуриком И.В. (получатель) был заключен договор N 25 от 14.06.2017 года на предоставление социальных услуг по реабилитации ресоциализации лиц, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя (далее - Договор), согласно которому Поставщик обязуется оказать Получателю социальные услуги по социальному обслуживанию в стационарной форме на основании письменного заявления Получателя.
15.06.2018 года сторонами Договора составлен акт N 1976-01/07 о предоставлении социальных услуг. Факт оказания услуг и их объем сторонами по делу не оспаривается.
13.02.2019 года Фонд обратился в Областное ГКУ Калининградской области "Центр Социальной поддержки населения" с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг, представил пакет документов для получения субсидии.
14.02.2019 года Центром социальной поддержки населения в выплате субсидии Истцу было отказано со ссылкой на нарушение Порядка предоставления субсидии в редакции постановления Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588, действовавшего в период обращения Фонда с заявлением о выплате субсидии.
Направленная в адрес Ответчика и Центра социальной поддержки населения досудебная претензия от 26.02.2019 года была оставлена Ответчиком без ответа и удовлетворения.
Центр социальной поддержки населения в ответе на претензию от 01.03.2018 года сообщил Истцу, что не имеет полномочий по приему документов в соответствии с действующим в момент обращения Порядком предоставления субсидии в редакции постановления Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РФ (ст. 78), Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ч.4 ст. 30) (далее - Закон N 442-ФЗ), Истец имеет право на получение субсидии на возмещение части затрат или недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг, поставщиками социальных услуг, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В целях реализации федерального и регионального законодательства Правительством Калининградской области принято постановление от 02.12.2014 N 807, которым утвержден Порядок выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее - Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила выплаты за счет средств областного бюджета компенсации в форме субсидии юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям - поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), то есть не являются государственными или муниципальными учреждениями социального обслуживания, и определяет общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности.
Материалами дела подтверждено, что Фонд включен в реестр поставщиков социальных услуг, следовательно, имеет право на получение субсидии.
В соответствии с пунктом 10 Порядка (в редакции до 03.11.2017) для получения субсидии поставщик представляет в отделение Центра социальной поддержки населения следующие документы:
- заявление о предоставлении субсидии на возмещение поставщику затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям, по установленной форме;
- список получателей социальных услуг по установленной форме с приложением копий индивидуальных программ, договоров с получателями о предоставлении им социальных услуг, актов о предоставлении социальных услуг, подтверждающих фактический объем услуг, документов, подтверждающих оплату стоимости социальных услуг получателем социальных услуг;
- справку-расчет размера субсидии на возмещение затрат поставщика, связанных с предоставлением социальных услуг, по установленной форме.
Как следует из материалов дела и установлено судом, все указанные в пункте 10 Порядка документы представлены Фондом в Центр социальной поддержки населения.
Требований об обязательном заключении Соглашения между поставщиком социальных услуг и Министерством, на который ссылается Ответчик, данный порядок не предусматривал.
Доводы Министерства о необходимости в рассматриваемом случае применять положения Порядка в редакции постановления Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588, т.е. в редакции, действующей на дату обращения Фонда с заявлением о выдаче субсидии, правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Социальные услуги оказывались Фондом на основании утвержденной Индивидуальной программы от 14.06.2017 года и Договора, заключенного с получателем услуг от 14.06.2017 года, т.е. в соответствии с Порядком, утвержденным в редакции постановления Правительства Калининградской области от 02.12.2014 N 807.
Новая редакция Порядка от 03.11.2017 предусматривает конкурсный отбор поставщиков социальных услуг и заключение соглашения с Министерством после прохождения такого конкурсного отбора.
Таким образом, в связи с существенным изменением Порядка предоставления субсидии после 03.11.2017 не представляется возможным Фонду выполнить условия измененного Порядка по договорам, заключенным и исполнявшимся в соответствии с прежней редакцией Порядка.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства Калининградской области от 03.11.2017 N 588 не содержит указания о применении его положений к правоотношениям, возникшим до его принятия.
Следовательно, как правильно указал суд, в данном случае подлежат применению положения Порядка в редакции до 03.11.2017 года.
Материалами дела подтверждено и Ответчиком не опровергнуто, что социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг оказаны, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт о предоставлении услуг от 15.06.2018 года.
Расчет соответствует положениям пункта 4 статьи 32 Закона N 442-ФЗ, устанавливающим, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 указанного федерального закона.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Калининградской области от 02.12.2014 года N 807 (ред. От 03.11.2017 года) "О порядке выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг" Фондом "Орехово" были предоставлены все необходимые документы для получения субсидии.
В соответствии с п. 1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области N 807, субсидия (компенсация) выплачивается Поставщику за счет средств областного бюджета.
На дату обращения - подачи Заявления о прохождении курса социальной реабилитации - 07 ноября 2016 года величина прожиточного минимума в Калининградской области за IV квартал 2016 года в расчете на одну душу населения составляла 10 680 руб. (согласно Постановлению N 78 от 06.03.2017 года "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Калининградской области за IV квартал 2016 года ").
Таким образом, в силу части 5 ст. 31 Федерального закона N 442-ФЗ установлена предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, которая составляет 16 020 руб. (10 680 х1.5).
Как следует из материалов дела и установлено судом, среднедушевой доход Мазурика И.В. на дату подачи Заявления о прохождении курса социальной реабилитации отсутствует, то есть составляет 0 руб. Данная информация подтверждается сведениями, содержащимися в Индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
С учетом изложенного, получатель социальных услуг относится к той категории граждан, которым социальные услуги в стационарной форме могут предоставляться бесплатно.
Более того, индивидуальная программа предоставления социальных услуг была составлена и утверждена Управлением социальной поддержки населения Комитета по социальной политике администрации городского округа "Город Калининград" Калининградской области, на настоящий момент никем оспорена не была.
Исходя из вышеперечисленного следует, что Мазурик И.В. относится к категории лиц, для которых социальные услуги предоставляются бесплатно, учитывая, что его среднедушевой доход равен нулю, а установленная предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно составляет 16 020 руб. на дату обращения с заявлением о прохождении курса социальной реабилитации.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенную в пункте 16 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), а также положения статьи 168 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что взыскиваемая истцом сумма 280 459 руб. 90 коп. предъявлена в качестве убытков (статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16-19 Постановления N 23, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
По смыслу части 1 Порядка субсидия (компенсация) выплачивается поставщикам социальных услуг за счет средств областного бюджета.
Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 14 Положения о Министерстве социальной политики Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2005 N 13 Министерство социальной политики Калининградской области осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в установленной настоящим положением сфере деятельности, в том числе: отвечает от имени Калининградской области по денежным обязательствам Министерства и денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в виде расходов, понесенных в связи с предоставлением социальных услуг гражданину, возлагается на Калининградскую область в лице Министерства социальной политики Калининградской области за счет казны Калининградской области.
Согласно пункту 12.1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 4 Порядка обязанность по предоставлению субсидий возложена на Министерство, которое в данном случае является распорядителем бюджетных средств, выделенных на предоставление субсидий поставщикам социальных услуг.
Поскольку обязательство, в защиту которого подано исковое заявление относится непосредственно на бюджет Калининградской области, то ответчиком по данному делу выступает Калининградская область в лице распорядителя бюджетных средств - Министерства социальной политики Калининградской области.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.10.2019 по делу N А21-7395/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7395/2019
Истец: Калининградский региональный благотоворительный реабилитации и социальной адаптации наркозависимых "Орехово"
Ответчик: Министерство социальной политики Калининградской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27716/20
18.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4614/20
20.01.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34580/19
09.10.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7395/19