г. Саратов |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А12-27798/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" апреля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Судаковой Н.В.,
судей Романовой Е.В., Яремчук Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания секретарём судебного заседания Молевой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств вэб-конференции апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", конкурсного управляющего муниципального предприятия "Исток" Харькова Андрея Анатольевича, Администрации Горнобалыклейского сельского поселения
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июля 2023 года по делу N А12-27798/2021
об исключении имущества должника из конкурсной массы и о взыскании компенсации
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального предприятия "Исток" (404016, Волгоградская область, Дубовский район, село Горный Балыклей, улица Пушкина, дом 19, ИНН 3455052791, ОГРН 1173443001929)
при участии в судебном заседании с использованием средств вэб-конференции: представителя Администрации Горнобалыклейского сельского поселения - Пашковой Ксении Владимировны, действующей на основании доверенности от 11 сентября 2023 года, представителя конкурсного управляющего муниципального предприятия "Исток" Харькова Андрея Анатольевича - Чуприкова Михаила Владимировича, действующего на основании доверенности от 09 января 2024 года,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2022 муниципальное предприятие "Исток" (далее - МП "Исток", должник) признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Харьков Андрей Анатольевич (далее - Харьков А.А., конкурсный управляющий)
03.03.2023 Администрация Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) обратилась с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ)) об исключении из конкурсной массы должника следующих объектов: трактор Т-40, 1992 года выпуска; экскаватор одноковшовый ЭО 2621 В2, 2009 года выпуска; автомобиль ГАЗ-33061, 1993 года выпуска.
03.04.2023 конкурсный управляющий обратился с заявлением о взыскании компенсации с Администрации в пользу МП "Исток" за имущество, которое не подлежит включению в конкурсную массу, в общем размере 13 388 292 руб. 86 коп. (размер непогашенных требований кредиторов).
29.05.2023 конкурсный управляющий представил уточненный перечень объектов, которые, по его мнению, относятся к единому комплексу системы водоснабжения и водоотведения и за которые он просит взыскать компенсацию, всего 34 наименования:
1. Здание станции очистных сооружений балансовой стоимостью 9 437 020 руб. 00 коп.
2. Водопроводные сети балансовой стоимостью 23 293 106 руб. 00 коп.
3. Летний водопровод балансовой стоимостью 119 708 руб. 79 коп.
4. Сооружение насосной станции N 1 балансовой стоимостью 917 342 руб. 00 коп.
5. Сооружение насосной станции N 2 балансовой стоимостью 584 923 руб. 20 коп.
6. Сооружение насосной станции N 3 балансовой стоимостью 589 734 руб. 80 коп.
7. Накопительный водоем N 1 балансовой стоимостью 521 100 руб. 00 коп.
8. Накопительный водоем N 2 балансовой стоимостью 521 100 руб. 00 коп.
9. Накопительный водоем N 3 балансовой стоимостью 694 800 руб. 00 коп.
10. Здание конторы ЖКХ балансовой стоимостью 42 050 руб. 00 коп.
11. Насос К 150-125-315 балансовой стоимостью 26 715 руб. 00 коп.
12. Труба ПНД 63 д балансовой стоимостью 13 750 руб. 00 коп.
13. Задвижка ЗОчббр Ду 100 балансовой стоимостью 16 545 руб. 00 коп.
14. Задвижка ЗОчббр Ду 150 балансовой стоимостью 21 750 руб. 00 коп.
15. Крестовины Ду 100 фланец сталь балансовой стоимостью 4 255 руб. 00 коп.
16. Клапан обратный 19ч21бр Ду 100 балансовой стоимостью 1 055 руб. 97 коп.
17. Труба ПЭ 100 SDR 10 атм балансовой стоимостью 18 526 руб. 00 коп.
18. Счетчик Норма СВК-15 муфт (универс.) балансовой стоимостью 6 799 руб. 38 коп.
19. Гараж кирпичный балансовой стоимостью 34 670 руб. 00 коп.
20. Сарай кирпичный балансовой стоимостью 3 187 руб. 00 коп.
21. Сарай кирпичный балансовой стоимостью 3 591 руб. 00 коп.
22. Сарай кирпичный балансовой стоимостью 3 508 руб. 00 коп.
23. Сарай кирпичный балансовой стоимостью 3 857 руб. 00 коп.
24. Электродвигатель балансовой стоимостью 1 850 руб. 00 коп.
25. Весы аналитические балансовой стоимостью 1 199 руб. 00 коп.
26. Передаточный электроагрегат балансовой стоимостью 2 067 руб. 00 коп.
27. Электродвигатель 30/1 500 балансовой стоимостью 32 672 руб. 91 коп.
28. Электродвигатель А 200 N 24345 кВТ 3000 балансовой стоимостью 43 680 руб. 00 коп.
29. Электродвигатель А 200 л 10814 45/3000 балансовой стоимостью 57 619 руб. 58 коп.
30. Насос К 100-65-250 б/двигатель балансовой стоимостью 17 266 руб. 00 коп.
31. Частотный преобразователь 45 кВТ балансовой стоимостью 70 086 руб. 20 коп.
32. Земельный участок (для эксплуатации зданий и сооружений водозаборных и очистных сооружений систем холодного водоснабжения) 34:05:080001:2656 кадастровой стоимостью 819 047 руб. 16 коп.
33. Земельный участок 34:05:080001:2657 кадастровой стоимостью 59 187 руб. 51 коп.
34. Земельный участок 34:05:080001:3007 кадастровой стоимостью 278 418 руб. 24 коп.
Публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ПАО "Волгоградэнергосбыт") обратилось с заявлением о присоединении к заявлению конкурсного управляющего Харькова А.А. о взыскании компенсации, в котором оно просило взыскать с Администрации компенсацию стоимости имущества, отнесенного законом к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, в разумном размере исходя из его балансовой стоимости.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2023 в удовлетворении заявления Администрации Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области отказано.
Заявления конкурсного управляющего Харькова А.А., ПАО "Волгоградэнергосбыт" удовлетворены частично. С Администрации Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу МП "Исток" взыскана компенсация за уменьшение конкурсной массы должника в размере 1 162 956 руб. 63 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 определение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2023 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.02.2024 постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А12-27798/2021 отменено, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции и направляя дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию, суд кассационной инстанции указал, что суд апелляционной инстанции, верно указав на необходимость определения размера компенсации с учетом переданных в собственность иного муниципального образования имущества (здание первой насосной, здание второй насосной, здание третьей насосной и водопровод), в тоже время признал верным произведенный судом первой инстанции расчет размера компенсации без учета названных объектов. Суд апелляционной инстанции ограничился общим суждением о справедливости определенной судом первой инстанции суммы компенсации, однако расчет суммы соответствующей компенсации должен был быть произведен исходя из критериев разумности и соразмерности в отношении конкретного состава имущества (т.е. с учетом всех объектов).
Определением суда апелляционной инстанции от 06.03.2024 назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", конкурсного управляющего муниципального предприятия "Исток" Харькова Андрея Анатольевича, Администрации Горнобалыклейского сельского поселения на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2023 по делу N А12-27798/2021 на 03.04.2024.
В судебном заседании представитель Администрации Горнобалыклейского сельского поселения поддержала доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, а также в дополнениях к ней, просит установить размер компенсации за изъятие имущества из конкурсной массы в размере, не превышающем 3 % от стоимости имущества.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего муниципального предприятия "Исток" Харькова А.А. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое определение изменить в части размера компенсации, установив размер компенсации в размере 3 701 467 руб. 23 коп. (10% от балансовой стоимости имущества).
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных лиц.
Законность и обоснованность принятого определения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 266-272 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела, МП "Исток" создано на основании постановления Администрации Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от 12.01.2017, зарегистрировано в качестве юридического лица 27.01.2017, уставный фонд составляет 137 998 руб. 00 коп., учредителем является Администрация Горнобалыклейского сельского поселения.
МП "Исток" является муниципальным предприятием, созданным для эксплуатации и поддержании в рабочем состоянии объектов жилищного фонда и коммунально-инженерной инфраструктуры, и осуществляет водоснабжение населения и юридических лиц села Горный Балыклей (пункты 2.1,2.2 Устава).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МП "Исток" является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.1).
МП "Исток" обладало на праве хозяйственного ведения отдельными объектами централизованных систем коммунальной инфраструктуры, что подтверждается договором на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 15.09.2017, заключенным между администрацией Горнобалыклейского сельского поселения и МП "Исток".
Согласно акту приема-передачи от 29.04.2021 предприятию было передано в хозяйственное ведение 62 единицы движимого и недвижимого имущества: транспортные средства, очистные сооружения, насосные станции, накопительные водоемы, гараж, здание конторы ЖКХ, сараи, насосы, трубы и др.
28.02.2023 между МП "Исток" в лице конкурсного управляющего Харькова А.А. и Администрацией Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в лице главы Соловьева С.Н. подписан акт приема-передачи, согласно которому конкурсный управляющий передал, а Администрация приняла следующее имущество:
1. Здание станции очистных сооружений (объект водоснабжения) стоимостью 9 437 020 руб. 00 коп.
2. Водопроводные сети (объект водоснабжения) стоимостью 23 293 106 руб. 00 коп.
3. Летний водопровод (объект водоснабжения) стоимостью 119 708 руб. 79 коп.
4. Сооружение насосной станции N 1 (объект водоснабжения) стоимостью 917 342 руб. 00 коп.
5. Сооружение насосной станции N 2 (объект водоснабжения) стоимостью 584 923 руб. 20 коп.
6. Сооружение насосной станции N 3 (объект водоснабжения) стоимостью 589 734 руб. 80 коп.
7. Накопительный водоем N 1 (объект водоснабжения) стоимостью 521 100 руб. 00 коп.
8. Накопительный водоем N 2 (объект водоснабжения) стоимостью 521 100 руб. 00 коп.
9. Накопительный водоем N 3 (объект водоснабжения) стоимостью 694 800 руб. 00 коп.
10. Здание конторы ЖКХ (объект водоснабжения) стоимостью 42 050 руб. 00 коп.
11. Насос К 150-125-315 (объект водоснабжения) стоимостью 26 715 руб. 00 коп.
12. Труба ПНД 63 д (объект водоснабжения) стоимостью 13 750 руб. 00 коп.
13. Задвижка ЗОчббр Ду 100 (объект водоснабжения) стоимостью 16 545 руб. 00 коп.
14.Задвижка ЗОчббр Ду 150 (объект водоснабжения) стоимостью 21 750 руб. 00 коп.
15. Крестовины Ду 100 фланец сталь (объект водоснабжения) стоимостью 4 255 руб. 00 коп.
16. Клапан обратный 19ч21бр Ду 100 (объект водоснабжения) стоимостью 1 055 руб. 97 коп.
17. Труба ПЭ 100 SDR 10 атм (объект водоснабжения) стоимостью 18 526 руб. 00 коп.
18. Счетчик Норма СВК-15 муфт (универс.) (объект водоснабжения) стоимостью 6 799 руб. 38 коп.
19. Гараж кирпичный (объект водоснабжения) стоимостью 34 670 руб. 00 коп.
20. Сарай кирпичный (объект водоснабжения) стоимостью 3 187 руб. 00 коп.
21. Сарай кирпичный (объект водоснабжения) стоимостью 3 591 руб. 00 коп.
22. Сарай кирпичный (объект водоснабжения) стоимостью 3 508 руб. 00 коп.
23. Сарай кирпичный (объект водоснабжения) стоимостью 3 857 руб. 00 коп.
24. Электродвигатель (объект водоснабжения) стоимостью 1 850 руб. 00 коп.
25. Весы аналитические (объект водоснабжения) стоимостью 1 199 руб. 00 коп.
26. Передаточный электроагрегат (объект водоснабжения) стоимостью 2 067 руб. 00 коп.
27. Электродвигатель 30/1 500 (объект водоснабжения) стоимостью 32 672 руб. 91 коп.
28. Электродвигатель А 200 N 24345 кВТ 3000 (объект водоснабжения) стоимостью 43 680 руб. 00 коп.
29. Электродвигатель А 200 л 10814 45/3000 (объект водоснабжения) стоимостью 57 619 руб. 58 коп.
30. Насос К 100-65-250 б/двигатель (объект водоснабжения) стоимостью 17 266 руб. 47 коп.
31. Частотный преобразователь 45 кВТ (объект водоснабжения) стоимостью 70 086 руб. 20 коп.
В акте указано, что все объекты находятся в рабочем состоянии, стоимость, указанная в данном акте, соответствует балансовой стоимости имущества, указанной в акте от 29.04.2021.
По мнению конкурсного управляющего и Администрации, данные объекты относятся к системе водоснабжения, в связи с чем исключены из конкурсной массы и переданы Администрации.
Четыре из указанных в акте от 28.02.2023 объекта: водопроводные сети, сооружение насосной станции N 1, сооружение насосной станции N 2, сооружение насосной станции N 3, а также три земельных участка с кадастровыми номерами 34:05:080001:2656, 34:05:080001:2657, 34:05:080001:3007, на которых расположены сооружения насосных станций (всего имущество общей балансовой стоимостью 38 498 995 руб. 22 коп.), еще до составления акта приема-передачи конкурсному управляющему были безвозмездно переданы Администрацией Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в муниципальную собственность Дубовского муниципального района на основании постановления главы Администрации Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от 09.01.2013 N 1, решения Дубовской районной Думы от 09.02.2023 N 63/560 и постановления Главы Дубовского муниципального района от 14.02.2023 N 86.
Согласно указанному постановлению принято из собственности Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района в муниципальную собственность Дубовского муниципального района имущество общей балансовой стоимостью 38 498 995 руб. 22 коп., которое передано муниципальному автономному учреждению "Водоснабжение" Дубовского муниципального района Волгоградской области на праве оперативного управления.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости право собственности Дубовского муниципального района на земельные участки с кадастровыми номерами 34:05:080001:2656 и 34:05:080001:2657, здания первой, второй и третьей насосной зарегистрировано 14.03.2023.
В объяснениях от 22.06.2023 Администрацией указано, что фактически на балансе должника на дату составления акта приема-передачи от 28.02.2023 находилось 17 единиц имущества: трактор Т-40, экскаватор одноковшовый ЭО 2621, автомобиль ГАЗ-З3061, гараж кирпичный, сарай кирпичный, сарай кирпичный, сарай кирпичный, сарай кирпичный, весы аналитические, здание конторы ЖКХ, задвижка 30чббр Ду100 5 шт., задвижка 30чббр Ду150 3 шт., крестовина Ду 100 фланец сталь, клапан обратный 19ч216р Ду 100, труба ПЭ 100 SDR 17 910 атм 200-м, счетчик Норма СВК-15 муфт, (универс.) 1шт, труба ПНД 63д 125-м
Остальные объекты имущества, согласно доводам Администрации были списаны (пришли в негодность) и фактически не использовались как объекты системы водоснабжения.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из следующего.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное данным Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально-значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 указанного Федерального закона.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
В силу пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Вместе с тем, наличие у должника имущества, которое в силу своей социальной значимости в конкурсную массу не включается и у конкурсного управляющего отсутствует возможность его продажи посредством торгов, лишает кредиторов права рассчитывать на соблюдение их имущественных интересов.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Таким образом, в силу ограничений, установленных частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении в отношении оборотоспособности объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве.
Однако невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
При этом, следует учитывать баланс интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), и интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. В связи с чем, размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также в определениях от 23.04.2013 N 640-0 и от 28.05.2013 N 875-0.
В силу пункта 3 резолютивной части и пункта 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и конкурсным управляющим имеются разногласия в отношении объектов имущества, входящего в состав централизованных систем холодного водоснабжения и размера компенсации, и объектов, не входящего в состав такого имущества и подлежащих включению в конкурсную массу должника.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 2 Закона о водоснабжении, разъяснениями, статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришел к выводу, что к объектам централизованных систем холодного водоснабжения, указанным в перечне из 34 объектов, относятся следующие объекты:
1. Здание станции очистных сооружений.
2. Водопроводные сети.
3. Летний водопровод.
4. Сооружение насосной станции N 1.
5. Сооружение насосной станции N 2.
6. Сооружение насосной станции N 3.
7. Накопительный водоем N 1.
8. Накопительный водоем N 2.
9. Накопительный водоем N 3.
10. Насос К 150-125-315.
11. Труба ПНД 63 д.
12. Задвижка ЗОчббр Ду 100.
13. Задвижка ЗОчббр Ду 150.
14. Крестовины Ду 100 фланец сталь.
15. Клапан обратный 19ч21бр Ду 100.
16. Труба ПЭ 100 SDR 10 атм.
17. Счетчик Норма СВК-15 муфт (универс.).
18. Электродвигатель.
19. Весы аналитические.
20. Передаточный электроагрегат.
21. Электродвигатель 30/1 500.
22. Электродвигатель А 200 N 24345 кВТ 3000.
23. Электродвигатель А 200 л 10814 45/3000.
24. Насос К 100-65-250 б/двигатель.
25. Частотный преобразователь 45 кВТ.
Данные объекты, исходя из их характеристик, целевого назначения являются инженерными сооружениями, входящими в состав централизованной и нецентрализованной систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Доводы Администрации, что некоторые объекты из данного перечня (насосы, электродвигатели, частотный преобразователь, передаточный электроагрегат, три накопительных водоема, летний водопровод, здание станции очистных сооружений) не подлежали передаче Администрации ввиду того, что они находятся в нерабочем состоянии (вышли из строя, устарели), списаны, законсервированы и не участвуют в процессе оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
На дату составления акта приема-передачи от 28.02.2023 данное имущество числилось на счетах бухгалтерского учета МП "Исток", в связи с чем было включено конкурсным управляющим в акт приема-передачи, который был подписан главой поселения Соловьевым С.Н.
В акте указано, что все перечисленные в нем объекты, в том числе, в отношении которых представлены акты о списании, находятся в рабочем состоянии и являются объектами водоснабжения. Каких - либо замечаний и возражений, касающихся технического состояния переданных объектов данный акт не содержит.
То обстоятельство, что данное имущество имеет нулевую остаточную стоимость, не свидетельствует, как верно указал суд первой инстанции, о фактическом его отсутствии и подлежит учету при определении суммы компенсации.
Суд первой инстанции обосновано пришел к правомерному выводу о том трактор Т-40, экскаватор одноковшовый ЭО 2621 В2, автомобиль ГАЗ-З3061, здание конторы ЖКХ, гараж кирпичный, сарай кирпичный (4 объекта) нельзя отнести к объектам централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, поскольку они не являются неделимыми и сложными вещами, не входят в единый имущественный комплекс, не задействованы в непрерывном технологическом процессе по водоподготовке, подаче воды и водоотведении.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанные объекты не подлежат исключению из конкурсной массы.
Возражения Администрации в отношении неисключения из конкурсной массы трёх транспортных средства, а также возражения конкурсного управляющего в отношении неисключения из конкурсной массы здания конторы ЖКХ, гаража кирпичный, сарая кирпичного (4 объекта) являются несостоятельными и подлежат отклонению.
В материалы дела не представлено доказательств того, что указанные транспортные средства и объекты относятся исключительно к объектам централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, либо без них невозможен технологический процесс, они не являются инженерными сооружениями, не представлено доказательств того, что спорные транспортные средства и объекты по своим техническим характеристикам изначально предназначались именно для использования в качестве составных частей систем водоснабжения или водоотведения и не представлено обоснования и доказательств неразрывной связи данных транспортных средств и объектов с процессом водоснабжения и водоотведения до такой степени, что без наличия данных транспортных средств и объектов оказание соответствующих услуг невозможно. При этом факт использования транспортных средств и объектов в целях осуществления отдельных функций сопутствующих хозяйственной деятельности должника не доказывает такой неразрывной связи.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, проанализировав имеющееся имущество, с учетом его фактического назначения и использования, пришел к обоснованному выводу, об отсутствии оснований для исключения указанного выше имущества из конкурсной массы.
В отношении водопроводных сетей, трех сооружений насосных станций и земельных участков, на которых расположены насосные станции, суд первой инстанции пришел к выводу, что они относятся к объектам централизованной системы холодного водоснабжения, однако компенсация за их изъятие у МП "Исток" не подлежит взысканию с Администрации по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в определении суда от 29.12.2022 по настоящему делу об отказе в привлечении Администрации поселения и бывших руководителей должника к субсидиарной ответственности, Администрация Горнобалыклейского сельского поселения в 2018-2022 годах при осуществлении водоснабжения населения действовала в рамках соглашений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения в сфере ЖКХ.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
20.12.2017, 26.12.2018, 30.12.2019, 10.02.2021, 01.02.2022 между администрацией Дубовского муниципального района и администрацией Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района были заключены соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области за счет межбюджетных трансферов, предоставляемых из бюджета администрации Дубовского муниципального района в бюджет Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района, на 2018, 2019, 2020, 2021,2022 годы (далее - Соглашения).
Согласно разделу 2 Соглашений Муниципальный район передает, а Поселение принимает на себя осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, включая организацию водоснабжения населения.
Согласно пункту 4.1 Соглашения финансовые средства, необходимые для исполнения полномочий, предусмотренных п.2.1 соглашения, предоставляются в форме межбюджетных трансфертов в сумме согласно приложению к Соглашению.
Соглашение о передаче полномочий истекло 31.12.2022 и на 2023 год не заключалось.
В решении Совета депутатов Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от 22.12.2022 N 31/12 "О принятии полномочий от Дубовского муниципального района Волгоградской области" среди принятых полномочий по решению вопросов местного значения отсутствует организация водоснабжения населения.
Постановлением главы Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от 09.01.2023 N 1 муниципальное имущество согласно приложению (здание первой насосной, здание второй насосной, здание третьей насосной, три земельных участка и водопровод) передано безвозмездно из муниципальной собственности Горнобалыклейского сельского поселения в муниципальную собственность Дубовского муниципального района, данные объекты исключены из состава имущества казны администрации Горнобалыклейского сельского поселения, исключены из Реестра объектов муниципальной собственности Горнобалыклейского сельского поселения и сняты с бухгалтерского учета.
Постановлением Главы Дубовского муниципального района от 14.02.2023 N 86 на основании решения Дубовской районной Думы от 09.02.2023 N 63/560 "О приеме в муниципальную собственность Дубовского муниципального района имущества в сфере водоснабжения и водоотведения из Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района" указанное имущество общей балансовой стоимостью 38 498 995 руб. 22 коп. принято из собственности Горнобалыклейского сельского поселения в муниципальную собственность Дубовского муниципального района.
Распоряжением отдела по управлению муниципальным имуществом, земельными и природными ресурсами администрации Дубовского муниципального района от 15.02.2023 N 10 указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением "Водоснабжение" Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости право собственности Дубовского муниципального района на земельные участки с кадастровыми номерами 34:05:080001:2656 и 34:05:080001:2657, здания первой, второй и третьей насосной зарегистрировано 14.03.2023.
Поскольку возврат объектов водоснабжения свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), а собственником водопровода и трех насосных станций является Администрация Дубовского муниципального района, суд первой инстанции пришел к выводу, что взыскание компенсации с Администрации поселения является неправомерным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, поскольку последующая передача из муниципальной собственности Горнобалыклейского сельского поселения в муниципальную собственность Дубовского муниципального района имущества сама по себе не свидетельствуют о прекращении в данной части обязанности ответчика по уплате компенсации в пользу должника.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2022 по делу N А55-19969/2018.
В любом случае, дальнейшая передача вышеуказанного имущества администрации Дубовского муниципального района не влияет на обязанность Администрации Горнобалыклейского сельского поселения выплатить компенсацию за данное имущество, изначально находившиеся в её собственности.
Также судом апелляционной инстанции принято во внимание, что вышеуказанные объекты (здание первой насосной, здание второй насосной, здание третьей насосной и водопровод) были приняты от должника Администрацией Горнобалыклейского сельского поселения по акту от 28.02.2023, который каких - либо замечаний и возражений по составу имущества не содержит.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации Горнобалыклейского сельского поселения обязанности по выплате компенсации за вышеуказанные объекты является неверным.
Таким образом, поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости выплаты компенсации также и за здание первой насосной, здание второй насосной, здание третьей насосной и водопровод, необходимо разрешить вопрос о размере компенсации с учетом переданных в собственность муниципального образования имущества.
Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, при определении размера компенсации следует учитывать баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества, а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, общая балансовая стоимости имущества, за которое подлежит взысканию компенсация (с учетом водопроводных сетей, трёх сооружений насосных станций) составляет 37 014 672 руб. 30 коп.
Учитывая что имущество, переданное должником Администрации имеет материальный износ в размере 100 % и на содержание имущества у муниципалитета возникает обязанность затрачивать значительные денежные средства с учетом износа коммунальных систем, социальную значимость спорного имущества, его техническое состояние, размер остаточной стоимости, дефицит бюджета, размера непогашенных требований кредиторов должника, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что 10 % от балансовой стоимости (37 014 672 руб. 30 коп.) переданного муниципалитету имущества должника, что составляет 3 701 467 руб. 23 коп., будет соответствовать соблюдению принципа разумности и соразмерности, обеспечению баланса интересов должника и кредиторов.
Компенсация в размере 10% рыночной стоимости спорного имущества определена судом апелляционной инстанции с учетом целевого назначения, социальной значимости и состояния передаваемых объектов водоснабжения, а также необходимости соблюдения справедливого баланса интересов кредиторов и публичных целей изъятия имущества должника.
Довод Администрации о необходимости установления компенсации в размере 3% от балансовой стоимости отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный размер компенсации с учетом размера непогашенных требований кредиторов не будет является соразмерным и справедливым и не обеспечит баланс интересов должника и кредиторов.
Довод ПАО "Волгоградэнергосбыт" о том, что компенсация уменьшения конкурсной массы должна быть произведена исходя из балансовой стоимости имущества, не менее 50%, подлежит отклонению, поскольку указанному доводу уже была дана оценка судом кассационной инстанции.
Арбитражным судом Поволжского округа указано, что поскольку имущество эксплуатировалось длительное время и получило значительный износ за период его эксплуатации должником, и установление компенсации в размере балансовой стоимости имущества на момент передачи его должнику в хозяйственное ведение, без учета накопившегося износа, приведет к тому, что Администрация уплатит должнику сумму без учета объективно произошедших изменений состояния имущества на дату его изъятия, влияющих на его стоимость.
При изложенных обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит изменению в части, с изложением третьего абзаца резолютивной части определения Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2023 по делу N А12-27798/2021 в следующей редакции: "Взыскать с Администрации Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу муниципального предприятия "Исток" компенсацию за уменьшение конкурсной массы должника в размере 3 701 467 руб. 23 коп.". В остальной части определение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июля 2023 года по делу N А12-27798/2021 следует оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июля 2023 года по делу N А12-27798/2021 изменить в части взыскания с Администрации Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу муниципального предприятия "Исток" компенсации за уменьшение конкурсной массы должника в размере 1 162 956 руб. 63 коп.
Изложить третий абзац резолютивной части определения Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июля 2023 года по делу N А12-27798/2021 в следующей редакции: "Взыскать с Администрации Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу муниципального предприятия "Исток" компенсацию за уменьшение конкурсной массы должника в размере 3 701 467 руб. 23 коп."
В остальной части определение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июля 2023 года по делу N А12-27798/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в кассационном порядке в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший определение.
Председательствующий судья |
Н.В. Судакова |
Судьи |
Е.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27798/2021
Должник: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ИСТОК"
Кредитор: МИФНС N 2 по Волгоградской области, ПАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ"
Третье лицо: Горбунова И.В., Администрация Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградскойо бласти, Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области, АдминистрацияГорнобалыклейского сельского поселения, КОМИТЕТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ "АССОЦИАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Харьков Андрей Анатольевич
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4581/2024
10.04.2024 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1738/2024
15.02.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12972/2023
27.11.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6503/2023
04.07.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2238/2023
16.02.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-491/2023
11.03.2022 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-27798/2021