город Ростов-на-Дону |
|
22 января 2020 г. |
дело N А53-38118/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Николаева Д.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лавриновой Т.Г.
при участии:
Бабкиной К.И.: лично,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бабкиной Ксении Игоревны определение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2019 по делу N А53-38118/2018 по заявлению Бабкиной Валерия Валерьевича об исключении имущества из конкурсной массы в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Бабкина Валерия Валерьевича,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Бабкина Валерия Валерьевича в Арбитражный суд Ростовской области обратился должник с заявлением об исключении из конкурсной массы должника транспортного средства ВАЗ 21102, 2002 года выпуска, VIN XTA21102020459374, гос. номер Р502ВВ 161 rus., приобретенного на сумму материнского капитала.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2019 по делу N А53-38118/2018 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с определением Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2019 по делу N А53-38118/2018, Бабкина Ксения Игоревна обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что средства регионального материнского капитала являются средства специального целевого назначения, в связи с чем не могут быть признаны общим супружеским имуществом.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании Бабкина К.И. поддержала правовую позицию по спору.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2019 по делу N А53-38118/2018 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав Бабкину К.И., арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2019 Бабкин Валерий Валерьевич признан несостоятельным (банкротом), введена процедура, применяемая в деле о банкротстве граждан - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Папазян Ю.К.
В Арбитражный суд Ростовской области обратился должник с заявлением об исключении из конкурсной массы должника транспортного средства ВАЗ 21102, 2002 года выпуска, VIN XTA21102020459374, гос. номер Р502ВВ 161 rus., приобретенного на сумму материнского капитала.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что получив средства материнского капитала, должник в установленном порядке реализовал право на распоряжение этой суммой, направив ее на приобретение автотранспортного средства; денежные средства, составляющие материнский капитал, в конкурсной массе отсутствуют.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, судебная коллегия признает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, принимая во внимание нижеследующее.
На основании статьи 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
Заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе, о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, рассматриваются в порядке, установленном статьей 60 Закона о банкротстве.
В соответствии со статьей 24 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.
В соответствии с положениями статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - постановление N 45), все права в отношении имущества должника, признанного банкротом (за исключением имущества, не входящего в конкурсную массу), осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (пункты 5, 6 и 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Как разъяснено в пункте 39 постановления N 45, при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности). Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа в принадлежащие должнику жилые помещения, к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п., а также при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд. Названные ходатайства рассматриваются судом в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (статья 213.25 Закона о банкротстве).
Для определения конкурсной массы проводится инвентаризация и оценка имущества, в том числе должны выявляться объекты имущества, не подлежащие включению в конкурсную массу.
С учетом особенностей рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов; общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десяти тысяч рублей (пункт 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве из конкурсной массы должника исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Предоставляя таким образом должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2007 N 10-П).
Согласно подпунктам 13, 14 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г.
N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ) материнский (семейный) капитал предоставляется за счет средств федерального бюджета и является дополнительной мерой государственной поддержки.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 указанного Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (статья 3).
Из положений данного закона следует, что материнский (семейный) капитал, предоставляется за счет средств федерального бюджета и предназначен для реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть средства материнского капитала не являются собственностью малолетних детей и в силу закона предоставляются их родителям (усыновителям).
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж" и "к" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункт 2 статьи 26.3).
В соответствии с положениями статьи 26.3.1 поименованного акта органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В пункте 2 статьи 1 Закона N 256-ФЗ закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
В силу статьи 1 Областного закона Ростовской области от 18.11.2011 К727-ЗС "О региональном материнском капитале" (далее - Закон N 727-ЗС) настоящий Областной закон устанавливает дополнительную меру социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей и проживающих на территории Ростовской области, в виде предоставления регионального материнского капитала, а также наделяет исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению указанной дополнительной меры социальной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 727-ЗС региональный материнский капитал - средства областного бюджета, направляемые на реализацию дополнительной меры социальной поддержки малоимущих семей, имеющих детей, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий, получения ребенком (детьми) образования или лечения, приобретения автотранспортного средства.
Согласно статье 9 Закона N 727-ЗС право на получение регионального материнского капитала возникает при рождении (усыновлении или удочерении (далее - усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации из малоимущих семей, проживающих на территории Ростовской области:
женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2021 года, если они ранее не воспользовались правом на получение регионального материнского капитала;
мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на получение регионального материнского капитала, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2021 года.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона N 727-ЗС средства регионального материнского капитала могут быть использованы в полном объеме либо по частям, в том числе, на приобретение автотранспортного средства путем перечисления указанных средств на банковский счет организации-продавца, либо физического лица, осуществляющего отчуждение автотранспортного средства.
Следовательно, установив на территории Ростовской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств областного бюджета, законодатель вправе был установить и порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала.
Решением УСЗН г. Таганрога от 05.12.2017 N 190 удовлетворено заявление Бабкиной К.И. о распоряжении средствами материнского капитала и направления средств на приобретение автотранспортного средства.
Денежные средства материнского капитала в сумме 117 154 руб. в соответствии с сертификатом на региональный материнский капитал серия РМК-1 N 13130 были перечислены на имя продавца транспортного средства Старикова Евгения Анатольевича (договор купли-продажи автомобиля от 20.10.2017).
Таким образом, указанная выплата имеет социальный характер и направлена исключительно на приобретение автотранспортного средства, предоставлена должнику в качестве меры дополнительной социальной поддержки.
Следовательно, социальная выплата, за счет которой приобретено транспортное средство, является мерой дополнительной поддержки малоимущей семьи, или, иными словами льготой, предоставляемой за счет средств субъекта Российской Федерации, на приобретение автотранспортного средства указанной категории граждан, что в соответствии с пунктом 13 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исключает возможность включения такого транспортного средства в конкурсную массу должника.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что включение указанного автотранспортного средства в конкурсную массу приведет к невозможности для должника реализовать тем самым свое конституционное право на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что является недопустимым и противоречит Конституции Российской Федерации. Кроме того, данная социальная выплата является мерой социальной поддержки не только должника, но и членов его семьи.
Материнский (семейный) капитал - меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Как уже ранее указывалось, в пункте 39 постановления N 45 разъяснено, что при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Улучшение условий жизни малоимущих семей как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что за счет средств социальной поддержки малоимущей, многодетной семьи (3 детей) не может быть погашена задолженность перед кредиторами должника.
При таких обстоятельствах, у суда в силу пункта 2 статьи 1 Закона N 256-ФЗ и пункта 13 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления должника об исключении из конкурсной массы должника транспортного средства ВАЗ 21102, 2002 года выпуска, VIN XTA21102020459374, гос. номер Р502ВВ 161 rus., приобретенного на сумму материнского капитала.
Вывод суда о том, что получив средства материнского капитала, должник в установленном порядке реализовал право на распоряжение этой суммой, направив ее на приобретение автотранспортного средства; денежные средства, составляющие материнский капитал, в конкурсной массе отсутствуют, апелляционным судом признается ошибочным, поскольку ни должник, ни его супруга средства материнского капитала в виде денежных средств не получали, так как последние в силу соответствующего нормативного предписания напрямую были перечислены на счет продавца спорного транспортного средства.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 270 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Поскольку при принятии определения Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2019 по делу N А53-38118/2018 суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, обжалованный судебный акт подлежит отмене.
В связи с отменой обжалованного судебного акта, суд апелляционной инстанции в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает новый судебный акт об исключении из конкурсной массы должника Бабкина Валерия Валерьевича автомобиля ВАЗ 21102, 2002 г.в., VIN XTA21102020459374, государственный регистрационный номер Р502ВВ 161 rus.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 АПК РФ, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2019 по делу N А53-38118/2018 отменить.
Исключить из конкурсной массы должника Бабкина Валерия Валерьевича автомобиль ВАЗ 21102, 2002 г.в., VIN XTA21102020459374, государственный регистрационный номер Р502ВВ 161 rus.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьёй 188 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38118/2018
Должник: Бабкин Валерий Валерьевич
Кредитор: Бабкина Ксения Игоревна, Оганесян Алёна Вадимовна, ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий", Арбитражный управляющий ПАПАЗЯН ЮРИЙ КАРАПЕТОВИЧ, ГСП УФССП по РО, Папазян Юрий Карапетович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1029/2022
28.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6195/2021
15.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3933/2021
01.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8195/20
14.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20740/19
22.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20875/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38118/18