г. Пермь |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А60-30819/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Люмакс"
(ИНН 6674200102, ОГРН 1069674084105) - Логинов Д.Н. - представитель по доверенности от 10.12.2019, удостоверение адвоката;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2019 года
по делу N А60-30819/2019, принятое судьей С.О. Ивановой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Люмакс"
(ИНН 6674200102, ОГРН 1069674084105)
к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (в настоящее время - Министерство агропромышленного
комплекса и потребительского рынка Свердловской области)
(ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
о признании незаконными действий,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Люмакс" (заявитель, ООО "Люмакс") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (в настоящее время - Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области) (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконными действий, выразившиеся в возвращении паспорта безопасности торгового объекта - здания Торгового комплекса "Центральный", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Театральная д. 6 без согласования для проведения категорирования в соответствии с действующим законодательством и составления паспорта согласно утвержденным требованиям и обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Люмакс" путем согласования в установленном порядке паспорта безопасности торгового объекта - здания Торгового комплекса "Центральный", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Театральная д. 6.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия Министерства, выразившиеся в возвращении паспорта безопасности торгового объекта - здания Торгового комплекса "Центральный", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Театральная д. 6 без согласования для проведения категорирования в соответствии с действующим законодательством и составления паспорта согласно утвержденным требованиям. Суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Люмакс" путем согласования в установленном порядке паспорта безопасности торгового объекта - здания Торгового комплекса "Центральный", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Театральная д. 6.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Министерство считает, что согласование паспорта безопасности с заведомо заниженной категорией, определенной с нарушением Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), противоречит действующему законодательству, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, которые могут пострадать от террористических угроз, противоречит принципам борьбы с терроризмом, определенным в Федеральном закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Министерство полагает, что присвоение объекту 2 категории безопасности произведено с нарушениями, объект относится к 1 категории. Кроме того, возложение на Министерство обязанности по уплате государственной пошлины противоречит требованиям статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Люмакс" на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 66 АЗ 002388 от 23.03.2015 имеет в собственности помещение торгового комплекса "Центральный", расположенное по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Театральная д. 6.
Министерством сформирован и утвержден распоряжением Губернатора Свердловской области от 31.05.2018 N 96-УГ/дсп Перечень, в котором в строке 22 внесен Объект, площадью 6300 кв.м. правообладателем которого на праве собственности является ООО "Люмакс" ИНН 6674200102.
Приказом директора ООО "Люмакс" от 23.07.2018 N 8 "О создании комиссии по обследованию и категорированию торгового центра "Центральный" по адресу: г. Березовский, Театральная,6, было принято решение создать комиссию и разработать паспорт безопасности.
31.07.2018 созданной Комиссией в составе директора ООО "Люмакс" Посохина Е.О., технического специалиста по обслуживанию систем пожаротушения, дымоудаления, оповещения, внутреннего пожарного водопровода Талашова А.В., технического директора ООО ЧОО "Сателлит" Васенина Ю.И., Врио начальника ОВО по г. Березовскому - филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по Свердловской области" Новокрещенных А.В., начальника отдела надзорной деятельности БГО управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по Свердловской области Федяева М.А., начальника отдела общественной безопасности БГО Свердловской области Матвиенко С.С., сотрудника УФСБ России по Свердловской области Заусова А.Г. проведено обследование и категорирование Объекта по адресу: г. Березовский, Театральная,6.
По результатам обследования Комиссией был составлен акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) Торгового комплекса "Центральный" от 31.07.2018, в соответствии с выводами которого, было принято решение об установлении торговому комплексу 2 категории объекта.
ООО "Люмакс" на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) был составлен Паспорт безопасности спорного объекта, и утвержден правообладателем торгового объекта, а также уполномоченными органами.
02.04.2019 ООО "Люмакс" в адрес Министерства направлены (повторно) для согласования паспорт безопасности торгового объекта, расположенного по адресу: г. Березовский, ул.Театральная,6 и акт обследования и категорирования торгового объекта от 31.07.2018.
Письмом от 18.04.2019 N 06-01-82/86ДСП Министерством указанные документы возвращены без согласования.
Основанием для возврата явился факт неправомерного присвоения в паспорте безопасности объекту 2 категории при фактически установленных показателях, соответствующих 1 категории.
Общество, указывая на незаконность действий Министерства по отказу в согласовании паспорта безопасности торгового объекта, а также на нарушение указанными действиями прав и законных интересов общества, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 утверждены Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее - Постановление N 1273). Указанные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий).
Согласно п. 5 указанных требований Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.04.2018 N 194-УГ органом исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на реализацию вышеуказанных полномочий, определено Министерство. Соответствующие изменения внесены постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2018 N 355-ПП в Положение о Министерстве, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 02.08.2012 N 834-ПП "Об утверждении положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области".
Пунктом 5 Требований установлено, что Перечень формируется по форме, утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования".
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.01.2018 N 78 утверждена форма перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
Министерством сформирован и утвержден распоряжением Губернатора Свердловской области от 31.05.2018 N 96-УГ/дсп Перечень, в котором в строке 22 внесен Объект, площадью 6300 кв. м правообладателем которого на праве собственности является ООО "Люмакс" ИНН 6674200102.
В соответствии с п. 10 Перечня в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
Пунктом 14 Требований предусмотрено, что для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований.
В соответствии с п. 18 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями. Акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности.
При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования торгового объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования торгового объекта (территории).
Приказом директора ООО "Люмакс" от 23.07.2018 N 8 "О создании комиссии по обследованию и категорированию торгового центра "Центральный" по адресу: г. Березовский, Театральная, 6, было принято решение создать комиссию и разработать паспорт безопасности.
Подпунктом д) пункта 17 требований предусмотрено, что Комиссия определяет категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих требований, при отсутствии у торгового объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории
Определение категории торгового объекта относится к исключительной компетенции Комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта (территории), созданной с учетом положений п. 14 Требований.
31.07.2018 созданной Комиссией был составлен акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) Торгового комплекса "Центральный", в соответствии с выводами которого, было принято решение об установлении торговому комплексу 2 категории объекта.
Акт обследования и категорирования торгового объекта от 31.07.2018 года составлен в установленном порядке, объекту Комиссией присвоена 2 категория, указанный акт не оспаривался, и не признан в установленном порядке недействительным.
Доводы апелляционной жалобы Министерства о неверном присвоении объекту второй категории в связи с подписанием акта обследования с возражениями со стороны ФГКУ "УВО ВНГ России по Свердловской области" отклоняются, поскольку с учетом установленных обстоятельств и положений абз. 3 п. 18 Требований особое мнение одного из членов комиссии не свидетельствует о незаконности присвоения объекту 2 категории.
Вторая категория присвоена большинством голосов.
Тем более, что паспорт безопасности торгового объекта указанным субъектом согласован без каких-либо возражений.
В соответствии с п. 21 Требований на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.
Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами.
Во исполнение указанных положений ООО "Люмакс" на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) был составлен Паспорт безопасности спорного объекта, и утвержден правообладателем торгового объекта, а также уполномоченными органами.
Паспорт безопасности объекта согласован с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, участвующими в Комиссии,
На основании изложенного, является правильным вывод суда о том, что у Министерства не имелось правовых оснований для выводов о неправомерном присвоении объекту второй категории.
Таким образом, действия Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, выразившиеся в возвращении паспорта безопасности торгового объекта - здания Торгового комплекса "Центральный", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Театральная д. 6 без согласования для проведения категорирования не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Возложение на Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Люмакс" путем согласования в установленном порядке паспорта безопасности торгового объекта - здания Торгового комплекса "Центральный", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Театральная д. 6 соответствует положениям ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Доводы Министерства о необоснованном взыскании в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, в пользу заявителя, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, заявитель жалобы не учитывает, что вопросы распределения судебных расходов урегулированы положениями гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов не предусмотрено.
Из абзаца 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" следует, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку заявителем по делу понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины, указанные расходы правомерно взысканы с Министерства, так как требования заявителя удовлетворены.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2019 года по делу N А60-30819/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30819/2019
Истец: ООО "ЛЮМАКС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19594/19
20.05.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2695/20
28.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19594/19
14.11.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30819/19