г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А56-80258/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Николаева Е.И. (доверенность от 10.01.2020), Скваж Е.В. (доверенность от 10.01.2020)
от ответчика: Сапонджян Е.В. (доверенность от 22.10.2019), Галина Д.А. (доверенность от 22.10.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34654/2019) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2019 по делу N А56-80258/2018 (судья Шелема З.А.), принятое по иску АО "Газпром теплоэнерго" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о взыскании,
установил:
Акционерное общество "Газпром теплоэнерго" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - ответчик, Департамент) о взыскании излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 588.831 руб. 67 коп. (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений), из которых 456.363 руб. 97 коп. - переплата за стационарные выбросы и 132 467 руб. 70 коп. - переплата за размещение отходов.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.2018 по делу N А56-80258/2018 принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском встречное исковое заявление Департамента к Обществу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 228.808 руб. 90 коп.
В судебном заседании 16.04.2019 Департаментом заявлено об изменении размера исковых требований, согласно которым Департамент просил взыскать 429 953 руб. 90 коп. Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 10.10.2019 первоначальный иск удовлетворен. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Департамента доводы жалобы поддержал, представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 10.03.2017 Общество письмом N СПб/1406-03-17 от 07.03.2017 предоставило в Департамент декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую (далее - НВОС) за 2016 год и расчет суммы переплаты.
В указанном письме Общество заявило требование о возврате излишне уплаченных денежных средств в общей сумме 588.831 руб. 67 коп.
Указанные документы поступили в Департамент 10.03.2017, о чем свидетельствует подпись сотрудника Департамента в квитанции об их доставке и получении.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год осуществлялась Обществом в порядке положений пунктов 3 и 5 статьи 16.4, ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) ежеквартально авансовыми платежами в размере одной четвертой части суммы платы, уплаченной за предыдущий год.
При расчете фактической платы за НВОС общая сумма переплаты за 2016 год составила 588.831 руб. 67 коп., из которых 456.363 руб. 97 коп. - переплата за стационарные выбросы и 132 467 руб. 70 коп. - переплата за размещение отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.5 Закона об охране окружающей излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Согласно пункту 1 статьи 16.5 Закона об охране окружающей среды контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В данном случае таким уполномоченным органом является Департамент. 01.06.2017 и 06.07.2017 ответными письмами исх. N 02-28/6184 и N 04-28/7892 Департамент указал на отсутствие разработанного порядка зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС.
14.06.2017 письмом N СПб/4500-06-17 Обществом в адрес Департамента направлен акт сверки взаиморасчётов по плате за НВОС за 2016 год, в ответном письме от 26.07.2017 Департамент сообщил, что общая сумма платежей за 2016 год по НВОС составила 1 387 237 руб. 95 коп.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения (далее соответственно - плата, контроль за исчислением платы) регламентирован Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), которые в соответствии с пунктом 3 Правил N 255 применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Правилами установлен предельный срок рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных денежных средств по плате за НВОС, а именно не более трех месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления (п. 36 Правил N 255).
Поскольку заявление Общества о возврате излишне уплаченной платы в размере за НВОС за 2016 год в размере 588 831 руб. 67 коп. не было рассмотрено Департаментом, Общество обратилось в суд с требованием о взыскании суммы данных денежных средств.
После возбуждения производства по настоящему делу в результате проведения контроля за исчислением платы за НВОС (акт Департамента от 09.10.2018 N 04-28/11158) по декларации Общества за 2016 год Департамент в порядке п. 46 Правил N 255 совершил перерасчёт платы с образованием задолженности в размере 228 808 руб. 90 коп., что послужило основанием для подачи встречного искового заявления о взыскании указанной задолженности.
16.04.2019 Департамент повторно пересчитал размер платы за НВСО Общества за 2016 год, размер задолженности составил 429 953 руб. 90 коп., в связи с чем, Департаментом были уточнены встречные требования в рамках настоящего дела.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила).
Согласно пункту 35 Правил лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
Согласно пункту 36 Правил сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
После возбуждения производства по настоящему делу в результате проведения контроля за исчислением платы за НВОС (акт Департамента от 09.10.2018 N 04-28/11158) по Декларации Общества за 2016 год Департамент в порядке п. 46 Правил совершил перерасчёт платы с образованием задолженности в размере 228 808 руб. 90 коп., что послужило основанием для подачи встречного искового заявления о взыскании указанной задолженности.
16.04.2019 Департамент повторно пересчитал размер платы за НВСО Общества за 2016 год, размер задолженности составил 429 953 руб. 90 коп., в связи с чем, Департаментом были уточнены встречные требования в рамках настоящего дела.
В соответствии с пунктом 37 Правил контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Возражая против удовлетворения встречного искового заявления, Общество указало на пропуск Департаментом девятимесячного срока для проведения проверки, установленного пунктом 37 Правил.
Как усматривается из материалов дела, Общество предоставило Декларацию за 2016 год - 10.03.2017. Таким образом, с указанной даты начинается исчисление девятимесячного срока, установленного пунктом 37 Правил, для проведения Департаментом проверки.
Доказательств наличия у Общества в 2016 году задолженности по внесению платы за размещения промышленных отходов Департаментом не предоставлено, в то время как Обществом представлены документы, подтверждающие отсутствие задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности. Следовательно, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 5-го класса опасности лицензированию не подлежит.
На основании предоставленных документов, в частности: Декларации за 2016 год, переписке сторон, техническому отчету по обращению с отходами, предоставленному Департаменту 20.02.2017, утвержденных нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение N 26-1254-0-15/20 от 03.02.2015, протокола биотестирования N Б 03/22-001.16 от 22.03.2016 золошлаковой смеси от сжигания углей, согласно которому данный вид отхода Общества относится к 5 классу опасности, судом установлено, что отход золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная (5 класс опасности) был передан для использования администрации МО Сосновского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области, а иные отходы - в рамках договоров переданы лицензированным организациям.
Довод Департамента о передаче администрации отходов 4 класса материалами дела не подтверждается.
Расчет исковых требований Общества со стороны Департамента не оспорен.
Расчет встречных исковых требований Департамента противоречит представленным Обществом документам, а именно: декларации за 2016 год, переписке сторон, техническому отчету по обращению с отходами, представленному Департаменту 20.02.2017, утвержденным нормативам образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение N 26-1254-0-15/20 от 03.02.2015, протоколу биотестирования N Б 03/22-001.16 от 22.03.2016 золошлаковой смеси от сжигания углей, согласно которому данный вид отхода Общества относится к 5-му классу опасности, а потому переданному Администрации муниципального образования Сосновского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области, а также копиям договоров об обезвреживании отходов с лицензированными организациями.
Департаментом также не представлено доказательств того, что Обществом допущено сверхлимитное размещение отходов в случае их накопления больше 11 месяцев с целью утилизации и обезвреживания.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, признав исковые требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, встречные требования Департамента - отклонению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2019 по делу N А56-80258/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80258/2018
Истец: АО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО", ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13011/2021
19.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6962/2021
18.01.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-80258/18
10.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5345/20
29.01.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34654/19
10.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-80258/18