г.Москва |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А40-32311/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Национальный центр лазерных систем и комплексов "Астрофизика"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.08.2018, принятое судьей Л.А.Шевелевой (115-1432)
по делу N А40-32311/18
по заявлению АО "Национальный центр лазерных систем и комплексов "Астрофизика"
к 1) Инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по г.Москве, 2) Управлению Федеральной налоговой службы по г.Москве
о признании недействительными решений и действий незаконными,
при участии:
от заявителя: |
Ганеева А.И. по дов. от 09.01.2020; Казимиров В.Н. по дов. от 20.06.2019; |
от ответчиков: |
1) Павлова И.Н. по дов. от 20.01.2020; Лобанова Т.Е. по дов. от 31.12.2019; Комисарова М.А. по дов. от 20.01.2020; 2) Комисарова М.А. по дов. от 13.05.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Национальный центр лазерных систем и комплексов "Астрофизика" (далее также - заявитель, Общество, налогоплательщик, АО "НЦЛСК "Астрофизика") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по г.Москве (далее также - ответчик, ИФНС России N 33 по г.Москве, Инспекция) от 30.11.2017 N 52515 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", решения Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве (далее также - соответчик, УФНС России по г.Москве, Управление) от 15.01.2018 N 21-19/004852, а также действий ИФНС России N 33 по г.Москве, выразившихся в доначислении налога на имущество организации за 2016 год.
Решением суда от 22.08.2018 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемых решений и действий налоговых органов.
Принимая во внимание, что в рамках дела N А40-232515/17 рассматривался аналогичный спор, производство по настоящему делу с целью формирования единообразной судебной практики и предотвращения принятия противоречащих друг другу судебных актов было приостановлено судом апелляционной инстанции до рассмотрения Верховным судом Российской Федерации дела N А40-232515/17.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303 решение Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.08.2018 по делу N А40-232515/17 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя указанные судебные акты и направляя означенное дело на новое рассмотрение, Верховный Суд Российской Федерации указал, что поскольку иное не предусмотрено главой 30 "Налог на имущество" Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в 2016 году), и принимая во внимание отсутствие надлежащего учета объекта налогообложения (его стоимостных характеристик), величина налога на имущество за 2016 год в такой ситуации должна определяться расчетным путем применительно к подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
При этом необходимо учитывать, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П и от 05.07.2016 N 15-П.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации также отметил в своем определении, что пересмотр кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, направлен не на установление новых условий налогообложения, а на исправление ошибок (искажений), допущенных по результатам ранее проведенной кадастровой оценки, обеспечение экономически обоснованного налогообложения, пресечение злоупотреблений.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, а также в представленных письменных объяснениях и отзыве на жалобу представители Инспекции и Управления возражали против доводов и требований заявителя, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик является собственником недвижимого имущества (нежилые помещения) с кадастровыми номерами 77:08:0005010:1053, 77:08:0005010:1018, расположенных по адресу: г.Москва, Волоколамское ш., д.95 и д.97 соответственно (далее также - спорные объекты недвижимости/спорные помещения).
В период с 14.04.2017 по 14.07.2017 Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка Общества на основе налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год, согласно которой заявитель исчислил сумму налога в отношении указанных объектов, исходя из первоначально определенной кадастровой стоимости в размере 1 002 485 835 руб. (77:08:0005010:1018) и 757 686 622 руб. (77:08:0005010:1053).
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки N 13-08/74061 от 28.07.2017 и принято решение от 30.11.2017 N 52515 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с указанным решением Обществу доначислен налог на имущество в размере 59 013 145 руб., пени в сумме 4 139 157, 16 руб. и штраф в размере 11 802 629 руб.
Общество в порядке ст.139.1 НК РФ обратилось в УФНС России по г.Москве с апелляционной жалобой, в которой просило данное решение Инспекции отменить.
Решением УФНС России по г.Москве от 15.01.2018 N 21-19/004852 жалоба Общества на решение Инспекции от 30.11.2017 N 52515 оставлена без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "НЦЛСК "Астрофизика" в арбитражный суд с настоящим заявлением с указанными выше требованиями.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя жалобы, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
Так, постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При этом постановлением Правительства Москвы от 26.11.2015 N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП внесены изменения и означенный перечень объектов изложен в новой редакции.
Согласно Приложению N 1 к постановлению Правительства Москвы от 26.11.2015 N 786-ПП спорные объекты, собственником которых является налогоплательщик, включены в данный перечень под N 3094 (77:08:0005010:1018) и N 6186 (77:08:0005010:1053).
В соответствии с примечанием к данному Приложению помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Таким образом, спорные помещения с кадастровыми номерами 77:08:0005010:1018, 77:08:0005010:1053 подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой как его кадастровая стоимость.
В соответствии с п.2 ст.375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст.378.2 НК РФ.
На основании п.1 ст.378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, в отношении определенных видов недвижимого имущества.
Отношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Понятие кадастровой стоимости определено в статье 3 указанного Федерального закона как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
По результатам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" кадастровая стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на дату оценки (01.01.2014) утверждена в размере 1 002 485 835 руб. (77:08:0005010:1018) и 757 686 622 руб. (77:08:0005010:1053).
Согласно положениям ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Установив недостоверность указанных сведений по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица, включая органы государственной власти, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости принимает решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, после чего заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функцию по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Как усматривается из материалов дела, решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 22.11.2016 N 51-6977/2016 и от 29.11.2016 N 51-7401/2016 кадастровая стоимость спорных объектов по состоянию на 01.01.2016 установлена в размере 3 595 664 559, 68 руб. (77:08:0005010:1018) и в размере 2 703 980 578, 60 руб. (77:08:0005010:1053) соответственно.
Из содержания означенных решений следует, что на заседании Комиссии были рассмотрены заявления заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, от 01.11.2016 и 15.11.2016, поданные на основании недостоверности сведений об объектах недвижимости (в том числе в отношении спорных объектов), использованных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в указанных размерах по состоянию на 01.01.2014, утв. постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП.
Решением Комиссии от 22.11.2016 N 51-6977/2016 установлено, что при определении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:08:0005010:1018 по состоянию на 01.01.2014 в размере 1 002 485 834, 88 руб., указанной в отчете об определении кадастровой стоимости от 04.06.2014 N 01-ГКООН-77-2014 и утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП, использованы недостоверные сведения о данном объекте недвижимости, а именно: здание отнесено к 9 группе "Объекты производственного назначения". При этом согласно решению Комиссии здание относится к 5 и 7 группе оценки "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения". "Объекты офисно-делового назначения".
Решением Комиссии от 29.11.2016 N 51-7401/2016 установлено, что при определении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:08:0005010:1053 по состоянию на 01.01.2014 в размере 757 686 621, 78 руб., указанной в отчете об определении кадастровой стоимости от 04.06.2014 N 01-ГКООН-77-2014 и утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП, использованы недостоверные сведения о данном объекте недвижимости, а именно: здание отнесено к 9 группе "Объекты производственного назначения". При этом согласно решению Комиссии здание относится к 5, 7 и 9 группам "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения", "Объекты офисно-делового назначения", "Объекты производственного назначения".
На основании указанных решений Комиссии сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с требованиями ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ внесены в государственный кадастр недвижимости 21.12.2016.
Не согласившись с определенной Комиссией кадастровой стоимостью спорных объектов, Общество обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о ее пересмотре.
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 30.08.2018 по делу N 3а-3409/2018 в удовлетворении заявления Общества отказано.
При этом в рамках данного дела судом установлено отсутствие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости зданий, поскольку вид их фактического использования - размещение торговых объектов, офисов, объектов общественного питания, складских помещений подтвержден представленными актами обследования. Суд также указал, что в судебном заседании не представлено доказательств иного фактического использования зданий.
Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:08:0005010:1018 и 77:08:0005010:1053 на 01.01.2014 установлена в размере 3 595 664 559, 68 руб. и 2 703 980 578, 60 руб. соответственно и подлежит применению с 01.01.2016.
Согласно п.15 ст.378.2 НК РФ, а также ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом абзацем вторым части 15 статьи 378.2 НК РФ установлено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Учитывая, что заявления о пересмотре кадастровой стоимости поданы 01.11.2016 и 15.11.2016, следовательно, датой применения определенной по решениям Комиссии кадастровой стоимости при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций является 01.01.2016.
Кроме того, постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП", принятым во исполнение п.3 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 18.03.2011 N 114, изменена редакция постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП, в том числе в отношении спорных объектов, кадастровая стоимость которых указана в размере 3 595 664 559, 68 руб. (77:08:0005010:1018) и 2 703 980 578, 60 руб. (77:08:0005010:1053).
При этом, отклоняя довод Общества о том, что положения постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП должны применяться не с момента официального опубликования данного постановления, а с учетом положений ст.5 НК РФ, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.5 Закона г.Москвы от 08.07.2009 N 25 (в ред. от 15.02.2017) "О правовых актах города Москвы" указы Мэра Москвы и постановления Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом указе Мэра Москвы или постановлении Правительства Москвы.
Согласно п.2 постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Поскольку означенное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 26.12.2016, следовательно, датой его вступления в силу является 26.12.2016.
Согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах в случае внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в этом и предыдущих налоговых периодах с учетом положений п.15 ст.378.2 НК РФ.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 2671-О от 20.12.2016, пункт 15 статьи 378.2 НК РФ по отношению к статье 5 НК РФ устанавливает специальное правовое регулирование, которое с учетом принципов экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости, направлено на применение для целей налогообложения достоверных сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а, следовательно, оно не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
В настоящем случае изменение кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости не связано с принятием постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, а связано с принятием решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При изложенных обстоятельствах является необоснованным и подлежит отклонению довод Общества о том, что поскольку постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП принято 26.12.2016, то правовые последствия, которые оно порождает для налогоплательщиков, начинают действовать по истечении одного месяца со дня его официального опубликования - с 26.01.2017 и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (не ранее 01.01.2017), то есть измененная кадастровая стоимость в отношении спорных объектов недвижимости применяется для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций не ранее 01.01.2017.
Кроме того, согласно п.3 постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП данное постановление применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 г.
Учитывая, что принятие постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП явилось итогом долгосрочной и многоступенчатой процедуры определения достоверной кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества (а значит и реальных обязательств налогоплательщика), начатой еще в ноябре 2016 года, на стадиях которой налогоплательщик мог реализовать свое право на несогласие результатами изменения кадастровой стоимости, то применение в настоящем случае означенного постановления при вынесении оспариваемого решения налоговым органом правомерно.
Таким образом, в связи с занижением Обществом налоговой базы в отношении спорных объектов недвижимости оспариваемые решение ИФНС России N 33 по г.Москве от 30.11.2017 N 52515 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и действия Инспекции, выразившиеся в доначислении налога на имущество организации за 2016 год в сумме 59 013 145 руб., являются законными и обоснованными.
Оспариваемое решение УФНС России по г.Москве от 15.01.2018 N 21-19/004852, вопрос о правомерности которого связан с вопросом о законности привлечения Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесено Управлением в порядке ст.104 НК РФ.
Поскольку решение ИФНС России N 33 по г.Москве от 30.11.2017 N 52515 признано законным и обоснованным, то основания для удовлетворения требований заявителя об оспаривании указанного решения вышестоящего налогового органа также отсутствуют.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выражая несогласие с решением суда, Общество не представило доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.08.2018 по делу N А40-32311/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32311/2018
Истец: АО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЛАЗЕРНЫХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ"АСТРОФИЗИКА", АО "НЦЛСК "Астрофизика"
Ответчик: ИФНС Росси N 33 по г.Москве, ИФНС России N33 по г. Москве
Третье лицо: УФНС
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6218/20
19.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38297/20
15.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6218/20
29.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47380/18
22.08.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-32311/18