г. Красноярск |
|
03 февраля 2020 г. |
Дело N А33-20593/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" февраля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тоцким В.А.,
при участии:
от ответчика (департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу): Горбатовой Е.Е., представителя по доверенности от 05.09.2019 N 05-01/6540,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Продснабальянс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" сентября 2019 года по делу N А33-20593/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Продснабальянс" (ИНН 2511066213, ОГРН 1092511002924, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709, далее - ответчик, Центрсибнедра, департамент) о признании незаконным приказа от 09.04.2019 N 348 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01714 БР", об обязании осуществить действия по внесению в государственный реестр лицензий и автоматизированный банк данных сведений о возобновлении действия лицензии УДЭ 01714 БР в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 сентября 2019 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Продснабальянс" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- на момент получения лицензии для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождения полезных ископаемых, разведки и добычи полученного ископаемого (песок золотоносный) участок имел статус геологического отвода. Изменение статуса участка (18.09.2017) дополнением к лицензии послужило основанием для разработки проекта на обработку балансовых запасов, который 07.02.2018 направлен на рассмотрение и согласование в Центрсибнедра и получил положительное экспертное заключение от 27.09.2017 N 133;
- общество в течение всего времени выполняло необходимые работы, которые позволили бы выполнить условия пользования недрами;
- после получения горноотводного акта появилась дополнительная информация о запасах полезных ископаемых на участке, которые должны быть обязательно включены, как в текстовую, так и в графическую части проекта на геологическую разведку;
- при наличии лишь формальных признаков нарушений выбор крайней меры воздействия на нарушителя в виде досрочного прекращения права пользования недрами не обоснован с точки зрения превентивного воздействия на нарушителя с учетом характера содеянного, что соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П;
- ни ответчиком, ни судом первой инстанции не учтено, что предпроектные работы по геологическому изучению недр обществом выполнены.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение Арбитражного суда Красноярского края по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель, участвующий в деле, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствии представителя заявителя.
В судебном заседании представитель ответчика изложил возражения на апелляционную жалобу, просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Продснабальянс" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092511002924, являлось пользователем недр на участке "Каменный", расположенном на территории Муйского района Республики Бурятия, в соответствии с лицензией серии УДЭ 01714 БР, зарегистрированной департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в реестре 30.03.2016, на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых со сроком действия до 31.03.2031.
21.08.2018 в адрес Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу поступило письмо Федерального агентства по недропользованию N 04-30/12232 от 20.08.2018, которым Роснедра поручает Центрсибнедра рассмотрение и принятие решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензиям указанным в приложенной таблице в соответствии со ст. 20, 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон от 21.02.1992 N 2395-1), в связи тем, что в ходе осуществления полномочий получены данные (письмо Забайкальского филиала ФГБУ "Росгеолэкспертиза" вх. N РБУ-2736 от 27.09.2018), позволяющие сделать вывод о невыполнении условий пользования недрами по приведенным в приложении к письму лицензиям (в том числе по лицензии УДЭ 01714 БР) и наличии оснований для принятия решения о досрочном прекращении срока их действия.
Вместе с письмом Роснедра была представлена таблица, в которой перечислены пользователи недр вместе с лицензиями, по которым имеются нарушения условий пользования недрами. В отношении ООО "Продснабальянс" указано следующее: "срок подготовки проекта геологического изучения недрами - 30.06.2016 года, по фактическим обстоятельства на момент составления таблицы - проект отсутствует" (п. 6 таблицы).
27.09.2018 комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участком недр, внесений изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также досрочному прекращению права пользования недрами, отнесенным к полномочиям департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - комиссия Центрсибнедра), был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01714 БР.
Комиссией Центрсибнедра, при рассмотрении вопроса, было установлено, что в ходе деятельности по лицензии УДЭ 01714 БР ТЭ, пользователь недр нарушил условие, установленное п. 4.1.1 Условий пользования недрами, а именно в течение 6 месяцев с момента регистрации лицензии на право пользования недрами ООО "Продснабальянс" не подготовлен и не утвержден в установленном порядке проект на проведение работ по геологическому изучению недр, получивший положительное заключение экспертизы.
По результатам вышеперечисленных обстоятельств комиссией Центрсибнедра было принято рекомендательное решение начать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами, предоставленного по лицензии УДЭ 01714 БР, и направить ООО "Продснабальянс" письменное уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами с предоставленным сроком в 3 месяца для устранения указанных нарушений.
На основании указанного рекомендательного решения департаментом в адрес ООО "Продснабальянс" направлено уведомление о допущенных пользователем нарушениях от 04.10.2018 N 04-01/5534, согласно которому департамент уведомляет о необходимости устранения нарушений в течение 3 месяцев с момента получения уведомления. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66000028862662, уведомление от 04.10.2018 N 04-01/5534 получено заявителем 17.10.2018.
В связи с неисполнением уведомления от 04.10.2018 N 04-01/5534 в установленный срок, 15.03.2019 в адрес департамента поступило письмо Роснедра от 15.03.2019 N 04-30/3641, которым Роснедра поручает рассмотрение и принятие решения о возможном досрочном прекращении по лицензии УДЭ 01714 БР.
Вместе с письмом Роснедра N 04-30/3641 от 15.03.2019 года представлены письмо Росприроднадзора от 04.03.2019 N ВС-02-02-30/6363, акт проверки Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от 20.02.2019 N Н-007-в.
Согласно письму Забайкальского территориального отделения ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 01.03.2019 вх. N РБУ-876, акту от 20.02.2019 N Н-007-в, проект на геологическое изучение на экспертизу обществом не представлен, пункт 4.1.1 условий пользования недрами не выполнен.
Комиссией Центрсибнедра 05.03.2019 при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права в отношении лицензии УДЭ 01714 БР установлено следующее: в установленный уведомлением трехмесячный срок обществом не исполнено обязательство по составлению, согласованию и утверждению проекта на геологическое изучение участка недр, в связи с чем, комиссия рекомендовала департаменту досрочно прекратить право пользования недрами, что подтверждается протоколом N 4-2019 УДЭ.
09.04.2019 департаментом издан приказ N 348 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01714 БР, который был направлен в адрес общества сопроводительным письмом от 12.04.2019 N РБУ-ЦС-08-13/1063.
Полагая приказ "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01714 БР" от 09.04.2019 N 348 нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции верно установлено что оспариваемый правоприменительный акт принят уполномоченным государственным органом в пределах предоставленной ему компетенции. Данный вывод лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно положениями статьи 16 Закона о недрах федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспечении функционирования государственной системы лицензирования в соответствии с их полномочиями, определяемыми Правительством Российской Федерации. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 о недрах предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом, предоставившим лицензию, в случае нарушения недропользователем существенных условий лицензии.
Пункт 94 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент N 315), утвержденный приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 предусматривает, что государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Подпункт 2 пункта 95 Административного регламента N 315 предусматривает, что основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок.
Пункт 99 Административного регламента N 315 указывает, что осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя:
- регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции (далее - документы);
- рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях;
- рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
- принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
- реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В течение 7 рабочих дней с момента регистрации полученных документов должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, осуществляет подготовку комплекта документов по вопросу возможного досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами в отношении конкретного участка недр и конкретного пользователя недр (пункт 101 Административного регламента N 315).
В случае, если началом осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются основания, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 95 настоящего Административного регламента, то должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 5 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов направляет запрос в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку недр и копии предписания по устранению выявленных нарушений (в случае их отсутствия в поступившем комплекте документов) и в федеральный или территориальный фонд геологической информации о представлении копии лицензии на пользование недрами (пункт 103 Административного регламента N 315).
После получения запрашиваемой информации, указанной в пункте 103 настоящего Административного регламента, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней формирует комплект имеющихся документов и осуществляет рассмотрение данных документов на предмет наличия оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах" (пункт 104 Административного регламента N 315).
Согласно пункту 106 Административного регламента от 29.09.2009 N 315 в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами.
Порядок работы Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами устанавливается приказом Роснедр.
По пунктам 107 и 108 Административного регламента N 315 на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения, в том числе о прекращении (без процедуры) права пользования недрами в отношении конкретного участка недр.
Решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии.
Пункты 109 и 110 Административного регламента N 315 предусматривает, что в случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 дней с даты подписания уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях направляет указанное уведомление пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
Приказ о досрочном прекращении, приостановлении либо ограничении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр (пункт 116 Административного регламента N 315).
Вместе с тем, пункт 4 статьи 21 Закона о недрах предусматривает, что решение о прекращении права пользования недрами по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Закона, может быть принято не ранее, чем по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Таким образом, срок для добровольного устранения выявленных нарушений может быть установлен административным органом от трех месяцев до одного года. При этом исчисление установленного срока начинается не с момента подписания соответствующего уведомления уполномоченным должностным лицом Роснедра и его направления в адрес лицензиата, а с момента получения такого уведомления недропользователем. При этом решение о прекращении пользования недрами по основанию пункта 2 статьи статьи 20 Закона о недрах может быть принято не ранее истечении указанного в уведомлении срока на устранение допущенных нарушений, исчисленного с указанной даты вручения уведомления (фикции вручения).
Судом первой инстанции верно отмечено, что обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами по указанном в оспариваемом приказе основанию является надлежащее уведомление о нарушении и неустранение выявленных нарушений в установленный в уведомлении срок. До истечения данного срока решение о прекращении права пользования по рассматриваемому основанию принято быть не может.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 21.08.2018 в адрес Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу поступило письмо Федерального агентства по недропользованию от 20.08.2018 N 04-30/12235, которым поручено рассмотреть вопросы о начале процедуры по досрочному прекращению права в отношении лицензий, которые указаны в приложенной таблице, в том числе в отношении лицензии УДЭ 01714 БР, так как ООО "Продснабальянс" в установленный срок не исполнено обязательство по составлению проекта не геологическое изучение предоставленного по лицензии участка недр (в лицензии установлено - до 30.09.2016).
Таким образом, указанное письмо Роснедра с информацией об имеющимся у ООО "Продснабальянс" нарушении условий пользования недрами явилось основанием для начала процедуры по досрочному прекращению права по лицензии УДЭ 01714 БР.
Вместе с материалами, представленными Роснедра, департамент также в качестве наличия нарушения в части не соблюдения сроков по установленным обязательствам по подготовке и прохождению экспертизы проекта на геологическое изучение участка недр, представил запрос от 26.09.2018 N РБУ-ЦС-08-54/2046 в адрес Забайкальского территориального отделения ФБУ "Росгеолэкспертиза" и ответ от 26.09.2018 N ВМ-02-11/167, которым сообщается, что от ООО "Продснабальянс" проект не поступал на экспертизу.
Комиссия, рассмотрев поставленный вопрос, на основании представленных документов рекомендовала департаменту направить уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01714 БР с предоставлением минимального срока на устранение нарушения.
Рекомендательное решение было оформлено протоколом от 27.09.2019 N 17-2018 УДЭ.
На основании рекомендательного решения Комиссии, оформленного протоколом от 27.09.2019 N 17-2018 УДЭ, департамент направил в адрес ООО "Продснабальянс" уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 04.10.2018 N 04-01/5534 (почтовый идентификатор 66000028862662). Срок устранения нарушений установлен минимальный - 3 месяца со дня получения уведомления.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66000028862662 настоящее уведомление вручено обществу 17.10.2018, то есть срок исполнения уведомления надлежало обществом исполнить до 17.01.2019.
Вместе с тем, 15.03.2019 в адрес департамента поступило письмо Роснедра от 15.03.2019 N 04-30/3641 с поручением рассмотрения и принятия решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01714 БР.
В подтверждение необходимости принятия указанной санкции в отношении общества к письму от 15.03.2019 N 04-30/3641 приложен акт проверки Управления Росприроднадзора по Республики Бурятия от 20.02.2019 N Н-007-в, составленный в отношении ООО "Продснабальянс", согласно которому обществом уведомление Центрсибнедра от 04.10.2018 N 04-01/5534 в установленный срок (17.01.2019) не исполнено.
На основании принятого рекомендательного решения комиссии, департамент принял решение, выраженное в приказе от 09.04.2019 N 348 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии УДЭ 01714 БР".
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о том, что Центрсибнедра соблюден порядок рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии серии УДЭ 01714 БР. Оспариваемый приказ правомерно принят ответчиком по результатам рассмотрения материалов, представленных Роснедрами, в соответствии с вышеустановленным порядком и в пределах предоставленной ответчику компетенции.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что на момент получения лицензии для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождения полезных ископаемых, разведки и добычи полученного ископаемого (песок золотоносный) участок имел статус геологического отвода. Изменение статуса участка (18.09.2017) дополнением к лицензии послужило основанием для разработки проекта на обработку балансовых запасов, который 07.02.2018 направлен на рассмотрение и согласование в Центрсибнедра и получил положительное экспертное заключение от 27.09.2017 N 133, следовательно, общество в течение всего времени выполняло необходимые работы, которые позволили бы выполнить условия пользования недрами. После получения горноотводного акта появилась дополнительная информация о запасах полезных ископаемых на участке, которые должны быть обязательно включены, как в текстовую, так и в графическую часть проекта на геологическую разведку.
Рассмотрев данные доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Проект разработки россыпного месторождения ручья Каменный (участок Верхний, Средний, Нижний) был согласован Комиссией Центрсибнедра 27.09.2017, что подтверждается протоколом N 133.
Департаментом составлена схема расположения участков, на которых на основании указанного Проекта, общество осуществляет разработку недр.
Согласно представленной схеме, распределения запасов, отработка которых ведется, не занимает всю площадь представленного участка недр по лицензии УДЭ 01714 БР.
В связи с этим, при предоставлении права пользования недрами обществу была вменена обязанность провести работы, направленные на геологическое изучение участка недр, которые в соответствии с действующим законодательством проводят согласно проекту, прошедшему государственную регистрацию.
На спорных участках, на которых проводятся этапы добычных работ, имеется информация о наличии запасов полезных ископаемых в Государственном балансе и на которые утвержден Технический проект обработки запасов, проведение геологического изучения не требуется, как и не требуется проекта на геологическое изучение.
В рассматриваемом случае, работы по разработке участков недр, на которые согласован указанный Проект от 27.09.2017 и необходимые работы, направленные на геологическое изучение оставшейся площади предоставленного участка, являются не связанными между собой этапами проведения работ, на участке недр предоставленного по лицензии УДЭ 01714 БР.
При этом, геологическое изучение на участке недр, проводится в целях поиска месторождений и в последующем проведения на них добычных работ.
На участках, на которых уже ведутся добычные работы, проведение геологического изучения не требуется.
Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что пользователь недр по лицензии УДЭ 01714 БР мог осуществлять работы по проектированию геологического изучения и работы по проектированию разработки участков недр параллельно и при этом не нарушить условие пользования недрами, предусмотренное пунктом 4.1.1, за неисполнение которого наступают негативные последствия.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дополнение к лицензии УДЭ 01714 БР вынесено начальником отдела геологии и лицензирования Центрсибнедра по Республике Бурятия 18.09.2017.
Недропользователю стали известны границы участка 27.09.2017, что подтверждается указанным Проектом.
Уведомление о досрочном прекращении права пользования недрами от 04.10.2018 получено обществом 17.10.2018, то есть спустя более года после устранения обстоятельств, которые, по мнению заявителя, препятствовали ему в выполнении условий лицензионного соглашения. Вместе с тем, в течение этого периода заявителем не принято никаких мер для выполнения условий лицензионного соглашения, обратного заявителем не доказано.
Таким образом, общество не доказало отсутствие объективной возможности подготовить проект на геологическое изучение в установленные сроки.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что горноотводный акт к лицензии на пользование недрами УДЭ 01714 от 30.03.2016 с уточненными площадями горных отводов выдан Забайкальским управлением Ростехнадзора 01.11.2018, которое обществом получено 14.11.2018 (л.д. 40).
Вместе с тем, общество, после уточнения границ к департаменту не обращалось за изменением лицензионного соглашения и увеличением сроков на разработку проекта.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что при наличии лишь формальных признаков нарушений выбор крайней меры воздействия на нарушителя в виде досрочного прекращения права пользования недрами не обоснован с точки зрения превентивного воздействия на нарушителя с учетом характера содеянного, что соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным доводом, на основании следующего.
В соответствии с разделом 12 Условий пользования недрами прямо предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с частью 2 статьи 20, статьями 21, 23 Закона о недрах при невыполнении недропользователем условий пользования лицензионным участком, оговоренных в пунктах 4.1, 9.5, 6.2, 9.1, 9.2, 4.2.
В соответствии с разделом 4 указанных Условий, а именно в силу пункта 4.1.1 недропользователь обязан соблюдать срок для подготовки, согласования и прохождения государственной экспертизы проекта на геологическое изучение участка недр.
Исходя из этого, установленное нарушение относится к нарушению, которое может повлечь досрочное прекращение права пользования недрами при его невыполнении установленном в уведомлении срок.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона о недрах, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Таким образом, недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязательства по его исполнению.
В соответствии с положениями статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Невыполнение обязательств влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
Досрочное прекращение права пользования недрами, по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения, фактически представляет собой расторжение в установленном данным законом порядке договорных отношений (лицензионного соглашения).
Довод общества о том, что предпроектные работы по геологическому изучению недр обществом выполнены, о чем свидетельствует договор от 20.12.2018 N 18-3 заключенный с ООО "БНП "Недра-Сервис", не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку данный договор обществом не был представлен в рамках проведения процедуры в отношении общества по досрочному прекращению права пользования недрами, как и не был представлен в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с чем отсутствие оценки данного договора в оспариваемом акте является обоснованным.
На основании изложенного выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" сентября 2019 года по делу N А33-20593/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20593/2019
Истец: ООО "ПРОДСНАБАЛЬЯНС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ