г. Владимир |
|
18 февраля 2020 г. |
Дело N А11-6480/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" (ОГРН 1163300050319, ИНН 3329085814) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11 декабря 2019 года по делу N А11-6480/2019, принятое по заявлению автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 08.04.2019 N 599-01-02
при участии:
от автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" - Родионова Л.А. по доверенности от 20.01.2020 N 8 сроком действия до 19.01.2021
от Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области - Тигин Н.А. по доверенности от 22.01.2019 N 3 сроком действия три года, диплом о высшем юридическом образовании
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Содействие и развитие управления жилищным фондом", г. Владимир (далее также - заявитель, Организация, АНО "Содействие и развитие") обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с требованием о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее также - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) от 08.04.2019 N 599-01-02 (далее - Предписание).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 11 декабря 2019 года по делу N А11-6480/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АНО "Содействие и развитие" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Владимирской области от 11 декабря 2019 года по делу N А11 -6480/2019 полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования АНО "Содействие и развитие" в полном объеме.
АНО "Содействие и развитие" считает вынесенное решение суда об отказе в удовлетворении требований незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушением норм материального права.
Представитель АНО "Содействие и развитие управления жилищным фондом" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Инспекции в судебном заседании устно возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считал решение суда законным и обоснованным.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Главным специалистом-экспертом государственным жилищным инспектором отдела по контролю за начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги ГЖИ Горбуновой Дарьей Евгеньевной в соответствии с приказом заместителя начальника ГЖИ от 05.04.2019 N 780-01-02 проведена документарная проверка на предмет соблюдения юридическим лицом - АНО "Содействие и развитие" обязательных требований к порядку начисления платы за жилое помещение, в том числе за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего 3 имущества, собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома N 37 корп. 1 по ул. Новгородской г. Владимира. В ходе проверки Инспекцией установлено, что управляющая организация распределяет между жителями указанного многоквартирного дома объем коммунального ресурса холодная вода и электроэнергия, потребленного в целях содержания общего имущества, в размере, превышающем установленные нормативы. При этом ГЖИ пришло к выводу, что жители на общем собрании собственников помещений решение об оплате коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества, в полном объеме не принимали. Данное начисление платы является нарушением действующего законодательства. Выявленное нарушение отражено Инспекцией в акте проверки от 08.04.2019 N 599-01-02, на основании которого 08.04.2019 Организации выдано Предписание о необходимости устранить нарушения в срок до 15.05.2019, а именно: - произвести собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома N 37 корп.1 по ул. Новгородской города Владимира перерасчет платы за коммунальный ресурс по холодной воде и электроэнергии в целях содержания общего имущества, входящий в состав платы за содержание жилого помещения, с 01.03.2018; - принять меры по приведению порядка начисления платы за жилое помещение в соответствие действующему законодательству в части расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества.
Не согласившись с указанным Предписанием, АНО "Содействие и развитие" обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением.
В обоснование заявленного требования Организация указала, что в пункте 9 протокола общего собрания собственников помещений в доме N 37, корп. 1, по ул. Новгородской города Владимира от 18.02.2018 N 1 указано: "Распределять объем коммунальной услуги на общедомовые нужды (в том числе по статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации) в размере превышения объема коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды". Указанная в данном пункте протокола общего собрания собственников помещений статья Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) заявляет исключительно об объемах ресурсов при содержании общего имущества, поэтому вывод Инспекции, не изложенный письменно, но заявленный по телефону уполномоченным инспектором, не соответствует прямому решению собрания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Предписание Инспекции является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение N 493).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения N 493).
Пунктом 10 Положения N 493 установлено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 1 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 11 Положения N 493 предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Постановлением Губернатора области от 23.01.2006 N 21 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, пунктом 3.1 которого установлено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит в установленном законом порядке плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицам, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно, статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано ГЖИ администрации Владимирской области в пределах полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
Довод заявителя об отсутствии у Инспекции полномочий на указание в Предписании необходимости произвести собственникам и нанимателям помещений перерасчёт платы за коммунальный ресурс судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку указанные полномочия прямо следуют из указанных выше норм права.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в пункте 9 протокола общего собрания собственников помещений дома N 37, корп. 1, по ул. Новгородской города Владимира от 18.02.2018 N 1 принято решение: "Распределять объем коммунальной услуги на общедомовые нужды (в том числе по статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации) в размере превышения объема 9 коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды".
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 156 Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, даже при наличии утвержденных нормативов.
Вместе с тем, как обоснованно указывает Инспекция, принятое собственниками помещений дома решение не может быть реализовано и как следствие принято во внимание в части порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества дома.
С 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги, и с этого времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения.
В целях защиты прав потребителей и в соответствии с требованиями статьи 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанными Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (а не коммунальных ресурсов), устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 2 Правил N 354 коммунальные услуги это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами.
К коммунальным ресурсам данные Правила относят - холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, законодатель на федеральном уровне разграничивает указанные понятия, следовательно, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса.
Из анализа положений Правил N 354 следует, что распределение сверхнормативного объема потребления ресурса, потребленного на общедомовые нужды, осуществляется при расчете платы за коммунальные услуги и только при непосредственном управлении МКД или в случае, если способ управления МКД не выбран или не реализован.
Кроме того, статья 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений многоквартирного дома принимать решения об установлении порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленных на ОДН, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов, используемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
При этом согласно протоколу от 18.02.2019 N 1 собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды (сверхнормативного потребления), однако не определено каким образом (способом) распределять указанный объем.
Размер расходов на оплату холодной воды и электроснабжения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.
В данном случае, норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать который действующее законодательство не предусматривает. Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минстроя России от 17.11.2017 N 50534-ОГ704 "О порядке перерасчета коммунальных ресурсов". Согласно позиции Минстроя России плата за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН, рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом: - снимаются показания общедомовых приборов учета, - считается объем услуг по индивидуальным счетчикам, - находится разница между общим и индивидуальным потреблением, - полученная разница сравнивается с нормативом потребления. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация. Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления. Размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, оплачивает управляющая организация. Данный порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН, установлен с целью стимулирования управляющих организаций к проведению мероприятий по энергосбережению (теплоизоляции труб, установке энергосберегающих ламп, ремонту внутридомового инженерного оборудования и т.д.) и, соответственно, снижению размера платы за указанные выше коммунальные ресурсы, поскольку потребление данных ресурсов напрямую связано с содержанием общедомового имущества.
При таких обстоятельствах Инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что решение о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников помещения дома не принималось, в связи с чем АНО "Содействие и развитие" допущено нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что указанное решение было впоследствии принято собственниками помещений в протоколе от 15.06.2019 N 1, так как оригинал указанного протокола и приложений к нему не представлены в материалы дела.
С учётом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемое предписание законно и обосновано.
Доводы АНО "Содействие и развитие", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Владимирской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11 декабря 2019 года по делу N А11-6480/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" - без удовлетворения.
Возвратить автономной некоммерческой организации "Содействие и развитие управления жилищным фондом" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей перечисленных по платежному поручению от 09.01.2020 N 8.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6480/2019
Истец: АНО "СОДЕЙСТВИЕ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ