город Ростов-на-Дону |
|
20 февраля 2020 г. |
дело N А32-43582/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от истца: представитель Копысов А.С., доверенность от 01.01.2020; представитель Кацарская Л.А., доверенность от 15.10.2019;
от ответчика: представитель Бивол О.Л., доверенность от 15.04.2019;
от Федерального агентства воздушного транспорта: представитель Аксенова Е.Л., доверенность от 08.11.2019;
от КБ "Кубань-Кредит": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Плодовод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2019 по делу N А32-43582/2019 по иску акционерного общества "Международный аэропорт "Краснодар"
(ИНН 2312126429, ОГРН 1062312025456) к закрытому акционерному обществу "Плодовод"
(ИНН 2312033196, ОГРН 1022301984330)
при участии третьих лиц: Федерального агентства воздушного транспорта, коммерческого банка "Кубань-Кредит" об изъятии земельных участков, о прекращении права собственности на земельные участки, о прекращении обременения в виде ипотеки на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Международный аэропорт "Краснодар" (далее - истец, АО "Международный аэропорт "Краснодар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к закрытому акционерному обществу "Плодовод" (далее - ответчик, ЗАО "Плодовод") об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422002:860, площадью 64 883 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, район х. им. Ленина; с кадастровым номером 23:43:0422002:854, площадью 2 412 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, район х. им. Ленина; с кадастровым номером 23:43:0422002:849, площадью 110 259 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, район х. им. Ленина; с кадастровым номером 23:43:0422002:847, площадью 115 895 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, район х. им. Ленина; с кадастровым номером 23:43:0422002:631, площадью 9 996 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, почтовое отделение N 27 хутора им. Ленина; с кадастровым номером 23:43:0422002:118, площадью 336 158 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, район х. им. Ленина; с кадастровым номером 23:43:0422002:86, площадью 116 424 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, район х. им. Ленина; прекратить право собственности общества, прекратить обременение в виде ипотеки, установить размер возмещения в размере 74 371 248 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федерального агентства воздушного транспорта, коммерческого банка "Кубань-Кредит".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2019 суд выделил в отдельное производство требования об определении размера компенсации. Изъяты путем прекращения права собственности у ЗАО "Плодовод" для государственных нужд земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0422002:860 площадью 64 883 кв.м., 23:43:0422002:854 площадью 2 412 кв.м., 23:43:0422002:849 площадью 110 259 кв.м., 23:43:0422002:847 площадью 115 895 кв.м., 23:43:0422002:631 площадью 9 996 кв.м., 23:43:0422002:118 (учетные части 23:43:0422002:117, 23:43:0422002:115, 23:43:0422002:114, 23:43:0422002:112) площадью 336 158 кв.м., 23:43:0422002:86 (учетные части 23:43:0422002:83, 23:43:0422002:84) площадью 116 424 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, район х. им. Ленина.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению общества, у Федерального агентства воздушного транспорта отсутствуют полномочия на принятие решений об изъятии спорных земельных участков. Изъятие имущества без определения равноценного возмещения противоречит положениям законодательства. Судом первой инстанции не определена судьба недвижимого имущества, расположенного на изымаемых земельных участках.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание КБ "Кубань-Кредит", надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца, Федерального агентства воздушного транспорта возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.04.2016 N 726-р "Об утверждении перечня аэропортов федерального значения" Международный аэропорт "Краснодар" является аэропортом федерального значения.
Строительство аэропортового комплекса "Пашковский" г. Краснодара, реконструкция инженерных сооружений аэропортового комплекса, взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона, водосточно-дренажной системы, замена светосигнального оборудования, строительство (реконструкция) аварийно-спасательной станции (Краснодарский край, г. Краснодар). Искусственная взлетно-посадочная полоса 3000 х 45 м, количество мест стоянки воздушных судов - 48. Строительство аэровокзала, объектов служебно-технической территории (Краснодарский край, г. Краснодар) пропускной способностью до 1700 пассажиров в час. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р включено в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального воздушного транспорта (поз. 22 гл. 3 "Воздушный транспорт").
Данная позиция внесена в 1 этап планируемых для размещения объектов федерального значения схемы территориального планирования распоряжением Правительства РФ от 17.04.2018 N 684-р сроком до 2020 года.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 21.12.2018 N 3930-КЗ "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года" проект по строительству нового аэровокзального комплекса аэропорта Краснодар включен в стратегию развития экономических комплексов - торгово-транспортно-логистический комплекс.
Согласно приказу Министерства транспорта Краснодарского края от 29.06.2018 N 289 "Об утверждении доклада о результатах за 2017 год и основных направлениях деятельности министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на 2018 - 2021 годы", в планы развития отрасли воздушного транспорта на 2018 год входит реализация проектов по строительству новых современных аэровокзальных комплексов в аэропортах Геленджик и Краснодар. Управляющей компанией "Базэл Аэро" запланирована реализация проекта по строительству нового аэровокзального комплекса аэропорта Краснодар, ориентировочные сроки реализации первого этапа проекта 2018 -2022 годы.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации от 09.07.2018 N 567-П "Об изъятии для государственных нужд земельных участков в целях реализации проекта "Строительство аэровокзала Международного аэропорта Краснодар (Пашковский), объектов служебно-технической территории, пропускной способностью до 1 700 пассажиров в час" принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0422002:860 площадью 64 883 кв.м., 23:43:0422002:854 площадью 2 412 кв.м., 23:43:0422002:849 площадью 110 259 кв.м., 23:43:0422002:847 площадью 115 895 кв.м., 23:43:0422002:631 площадью 9 996 кв.м., 23:43:0422002:118 (учетные части 23:43:0422002:117, 23:43:0422002:115, 23:43:0422002:114, 23:43:0422002:112) площадью 336 158 кв.м., 23:43:0422002:86 (учетные части 23:43:0422002:83, 23:43:0422002:84) площадью 116 424 кв.м., по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Краснодар, район х. им. Ленина (далее - спорные земельные участки).
Право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за ответчиком, что подтверждается выписками из ЕГРН.
С целью определения размера возмещения за изымаемые земельные участки истец заключил договор с оценочной компанией ООО "ЭсАрЖди-Оценка актив".
Согласно отчету об оценки от 30.05.2019 N 747/18-МАКР размер возмещения за изымаемые участки составляет 74 371 248 руб.
Ответчиком соглашение об изъятии земельного участка подписано не было, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Согласно части 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу части 1 статьи 56.3 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Частями 3 - 5 статьи 56.3 ЗК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
В силу части 2 статьи 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.
Согласно частям 6, 7 статьи 56.9 ЗК РФ, в случае, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу, соглашение об изъятии недвижимости должно предусматривать условия такого перераспределения, включая размер возмещения и порядок его предоставления за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
При этом в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и рыночной стоимостью образуемого земельного участка, на который в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости возникает право собственности данных гражданина или юридического лица, если в результате такого перераспределения рыночная стоимость образованного земельного участка уменьшается.
К соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.
Согласно части 2 статьи 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с частью 8 статьи 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.
В соответствии с частью 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Частью 10 статьи 56.10 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В рамках рассматриваемого спора сторонами соглашение об изъятии недвижимости не достигнуто.
В силу пункта 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией, в том числе, объектов федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта Краснодар, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 19.03.2013 N 384-р, является проектом федерального и регионального значения, и имеет статус объекта государственной важности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца об изъятии спорных земельных участков подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у Федерального агентства воздушного транспорта полномочия на принятие решений об изъятии спорных земельных участков судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1131 "О полномочиях федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" Федеральное агентство воздушного транспорта организует в установленном порядке работу по изъятию и предоставлению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения объектов воздушного транспорта федеральной собственности, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты; осуществляет принятие решений об изъятии для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для размещения объектов воздушного транспорта, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта, а также о резервировании земель для указанных целей.
Доводы ответчика о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции в связи с выделением им одного из исковых требований в отдельное производство, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу требований части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Согласно пункту 2 части 18 статьи 30 Закона N 108-ФЗ соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, должно содержать размер убытков, подлежащих возмещению землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков в связи с их изъятием, иные существенные условия.
В соответствии с частью 3 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 130 АПК РФ, сделал вывод о возможности и целесообразности выделения требований об определении размера компенсации в отдельное производство (N А32-52177/2019). Поскольку в настоящее время судом рассматривается требование об определении размера возмещения, связанного с прекращением прав ответчика на спорные участки ввиду их изъятия, право ответчика на судебную защиту не ограничено; с учетом положений части 2 статьи 30 Закона N 108-ФЗ и части 2 статьи 56.11 ЗК РФ оснований считать, что раздельное рассмотрение требований повлекло за собой принятие неправильного решения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что судом первой инстанции не определена судьба недвижимого имущества, расположенного на изымаемых земельных участках судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Многолетние насаждения, оросительная мелиоративная система не относятся к тем вещам, в отношении которых должно быть принято решение об изъятии, т.к. не являются объектами недвижимого имущества по смыслу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (п. 1). Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (п. 2).
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вопрос о том, относится ли конкретное имущество к категории недвижимого, является правовым и должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса.
Прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что такой объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Признание объекта недвижимым в качестве объекта гражданских прав невозможно на том лишь основании, что он прочно связан с землей и на него оформлен технический, кадастровый паспорт.
Как указано в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Кодекса, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
В апелляционной жалобе ЗАО "Плодовод" указывает на необходимость изъятия многолетних насаждений лесополос, а также многолетних насаждений садов.
Понятие "лесополоса" раскрывается в Приказе Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно которому к лесным полосам относятся искусственно созданные в лесостепных, степных и полупустынных регионах лесные насаждения линейного типа, выполняющие климаторегулирующие, почвозащитные, противоэрозионные и водоохранные функции (абз. "а" пп. 4 п. 19).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники), не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации земель) агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся, в частности, противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Таким образом, лесополосы не имеют самостоятельного хозяйственного назначения.
Кроме того, статьей 16 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" леса и многолетние насаждения исключены из перечня имущества, отнесенного в соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимости, многолетние насаждения как самостоятельный объект гражданского оборота в отрыве от земельного участка, на котором они расположены, утратил статус объекта недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации.
По смыслу статей 136, 218, 606 ГК РФ право собственности на плоды признается за лицом, использующим плодоносящую вещь на законном основании. Таким лицом может быть, в частности, собственник этого имущества либо его арендатор.
Плодоносящим имуществом по отношению к плодам фруктовых деревьев служит земельный участок, занятый многолетними насаждениями. При этом многолетние насаждения, будучи исключенными из перечня недвижимого имущества пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, являются частью земельного участка и не могут участвовать в правоотношениях в качестве самостоятельных объектов гражданских прав.
Кроме того, до 08.12.2006 (до вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) право собственности ЗАО "Плодовод" на насаждения зарегистрировано не было, законодательством не предусмотрена возможность регистрации права собственности на многолетние насаждения после вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
Исходя из изложенного Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что многолетние насаждения не могут находиться в гражданском обороте в качестве самостоятельных объектов недвижимости (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.06.2016 по делу N 306-ЭС15-20155, А12-43767/2014).
Согласно ст. 2 Закона о мелиорации мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Оросительная система как специфичный объект не имеет самостоятельного функционального назначения, создана исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельных участков, на которых она расположена, поэтому является их неотъемлемой частью и, применительно к статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), должна следовать судьбе земельных участков, по которым она проходит.
Данная система предназначена для улучшения почв, орошения земель в целях выращивания на них сельскохозяйственных культур, самостоятельного хозяйственного назначения не имеет, единственным предназначением данного сооружения является создание оптимального водного баланса на орошаемых землях, следовательно, объектом недвижимого имущества, по смыслу ст. 130 ГК РФ, не является.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.09.2013 N 1160/13, объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком.
Таким образом, ни многолетние насаждения, ни лесополосы, ни оросительная система не относятся к объектам недвижимого имущества, следовательно, принятие решения об изъятии в отношении них не требуется.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2019 по делу N А32-43582/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43582/2019
Истец: АО "Международный аэропорт "Краснодар"
Ответчик: ЗАО "Плодовод"
Третье лицо: КБ "Кубань-Кредит", ООО КБ "Кубань Кредит", Федеральное агенство воздушного транспорта РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11633/2021
07.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12182/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43582/19
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4243/20
20.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-936/20
11.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43582/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43582/19