г. Чита |
|
28 февраля 2020 г. |
Дело N А19-26023/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ИРКУТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2019 года по делу N А19-26023/2019 по заявлению АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АНГАРСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ" (ОГРН: 1023800520402, ИНН: 3801000449 адрес: 665835, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД АНГАРСК, УЛИЦА ЧАЙКОВСКОГО, ДОМ 58) к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: 1023801012905, ИНН: 3808011062 адрес: 664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ТИМИРЯЗЕВА, 35) о признании недействительным решения от 23.07.2019 г. N 327,
(суд первой инстанции - В.А. Щуко),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АНГАРСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ" (далее - заявитель, плательщик, общество, АО "АНХП") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее - ответчик, ГУ ИРО ФСС РФ, фонд) о признании незаконным решения от 23.07.2019 г. N 327 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленное требование удовлетворены. Решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23.07.2019 г. N 327 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано недействительным. Суд обязал ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взысканы с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ИРКУТСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АНГАРСКНЕФТЕХИМПРОЕКТ" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
В обосновании суд первой инстанции указал, что несмотря на то, что спорные выплаты произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Иркутской области от 17.12.2019 года по делу А19-26023/2019 о признании незаконным Решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.07.2019 г. N 327, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Указывает, что не принятые к зачету расходы на выплату страхового обеспечения, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации на сумму 678,95 руб., являются объектом обложения страховыми взносами.
Считает, что за 2017 г., 2018 г. необоснованно не начислены сттраховые взносы на суммы вознаграждений, компенсаций и доплат работникам на общую сумму 16 508 782,97 руб., в том числе:
* вознаграждение к 8 марта и ко Дню защитника Отечества
* на компенсацию расходов по найму жилья работникам, приглашаемым на работу из другого региона, расходов по оплате проживания в жилых помещениях (наем квартиры) иногородним молодым специалистам (пункт 8.1.3. Коллективного договора, Положение АО "АНХП" "Порядок компенсации расходов по найму жилья работникам Общества, приглашаемым на работу из другого региона " N ПЗ-09 Р-0133 ЮЛ-067)
* на доплату к ежемесячному пособию работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3-х лет (п.6.4.14. и п. 6.4.15. Коллективного договора)
* на материальную помощь
* на доплату к ежемесячному пособию работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3-х лет (п.6.4.14. и п. 6.4.15. Коллективного договора)
* на оплату по среднему заработку дополнительного отпуска в количестве одного дня в случае рождения ребенка (п. 4.2.4. Коллективного договора);
произведены в рамках трудовых отношений, поэтому подлежат обложению страховыми взносами.
Полагает, что материальная помощь, выплаченная по иным основаниям, не поименованным в статье 20.2 подлежит обложению страховыми взносами в сумме превышающей 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
Также считает, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что суммы, уплаченные АО "АНХП" в порядке возмещения расходов работников АО "АНХП" (по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) не предусмотрены федеральным, региональным и муниципальным законодательством. Спорные выплаты предусмотрены локальным актом АО "АНХП". Оспариваемые выплаты по своей сути являются выплатами, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, но вместе с тем, согласно положений ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
На апелляционную жалобу фонда поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.01.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Общество просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГУ ИРО ФСС РФ в период с 13.06.2019 г. по 21.06.2019 г. проведена проверка отношении АО "АНХП" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г.
По результатам проверки филиалом N 8 ГУ ИРО ФСС РФ было принято решение от 23.07.2019 г. N327 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно указанному решению страхователю подлежит уплатить: недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 33 019 руб. 47 коп.; уплатить штраф в связи с неполной уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в сумме 6 603 руб. 89 коп.; уплатить пени в связи с неполной уплатой сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в сумме 2 338 руб. 98 коп.
Не согласившись с решением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, применимой к спорным правоотношениям), Закона N 165-ФЗ, статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее -Закон N 255-ФЗ), Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) АО "АНХП" является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производящим выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4.1. Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции и следует из оспариваемого решения, основанием для привлечения общества к ответственности по ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" послужил вывод ГУ ИРО ФСС о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате исключения обществом в периоды 2017 и 2018 годов сумм вознаграждений, выплаченных своим работникам, в связи с празднованием Международного дня 8 Марта, ко Дню защитника Отечества, доплаты к ежемесячному пособию работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3-х лет, компенсации по найму жилья работникам, на материальную помощь, на оплату по среднему заработку дополнительного отпуска в количестве 1 дня в случае рождения ребенка.
Согласно позиции ГУ ИРО ФСС выплата указанных вознаграждений, доплат производится в рамках трудовых отношений и независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными выводами в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (часть 1 статьи 20.2 Федерального закона об обязательном социальном страховании).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации, поощрения предусмотрены статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса РФ и норм статьи 7 Закона N 212-ФЗ, статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Таким образом, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ, а также в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Вместе с тем, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия "оплата труда", сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ГУ ИРО ФСС установлено занижение базы для начисления страховых взносов в 2017 и 2018 гг. на суммы следующих видов выплат, произведенных обществом в пользу своих работников в общем размере 16 508 782 руб. 97 коп., из которых: вознаграждений работникам общества ко Дню 8 Марта и ко Дню защитника Отечества в общей сумме 595 200 руб. 00 коп., предусмотренных пп.6.4.6, 6.4.7 Коллективного договора АО "АНХП" и начисленных в феврале 2017 г. на основании приказа от 16.02.2017 N 99-лс; вознаграждений работникам общества в связи с празднованием 70-летия со дня образования АО "АНХП" в общей сумме 7 501 501 руб. 00 коп., предусмотренных п.5.5.2 Положения АО "АНХП" "Об оплате труда работников" N П2-03 Р-0001 ЮЛ-067 версия 2.00, письмом ПАО "НК "Роснефть" N IOK-16128 от 17.09.2017 и начисленных в сентябре 2017 г. на основании приказа от 19.09.2017 г. N 603-лс; компенсаций расходов по найму жилья работникам, приглашаемым на работу из другого региона, расходов по оплате проживания в жилых помещениях (наем квартиры) иногородним молодым специалистам в общей сумме 754 230 руб. 36 коп., начисленных за январь-декабрь 2017 г. в соответствии с п.8.1.3 Коллективного договора АО "АНХП", Положением АО "АНХП" "Порядок компенсации расходов по найму жилья работникам Общества, приглашаемым на работу из другого региона" N ПЗ-09 Р-0133 ЮЛ-067; доплат к ежемесячному пособию работник), находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3-х лет в общей сумме 2 881 639 руб. 49 коп., начисленных за январь-декабрь 2017 г. в соответствии с пп.6.4.14, 6.4.15 Коллективного договора АО "АНХП"; вознаграждений работникам Общества ко Дню 8 Марта в общей сумме 818 400 руб. 00 коп., предусмотренных пп.6.4.6 Коллективного договора АО "АНХП" и начисленных в феврале 2018 г. на основании приказа от 19.02.2018 N 94-лс; материальной помощи в общей сумме 58 800 руб. 00 коп. (свыше 4000 рублей), в том числе: в сумме 16 000 руб. 00 коп., начисленной в декабре 2018 г. на основании приказа от 14.12.2018 N947-лс (работнику, имеющему троих детей) (пункт 6.4.4. Коллективного договора); в сумме 7 000 руб. 00 коп., начисленной в октябре 2018 г. на основании приказа от 11.10.2018 N 121-пс (работнику, вступившему в брак) (пункт 6.4.18. Коллективного договора); в сумме 7 000 руб. 00 коп., начисленной в ноябре 2018 г. на основании приказа от 07.11.2018 N 818-лс (работнику, вступившему в брак) (пункт 6.4.18. Коллективного договора); в сумме 6 800 руб. 00 коп., начисленной в декабре 2018 г на основании приказа от 07.12.2018 N 914-лс (работнику, имеющему низкий среднемесячный доход на одного члена семьи) (пункт 6.4.3. Коллективного договора); в сумме 22 000 руб. 00 коп., начисленной в ноябре 2018 г. на основании приказа от 07.11.2018 N816-лс (работникам - инвалидам) (пункт 6.3.7. Коллективного договора); компенсаций расходов по найму жилья работникам, приглашаемым на работу из другого региона, расходов по оплате проживания в жилых помещениях (наем квартиры) иногородним молодым специалистам в общей сумме 857 553 руб. 36 коп., начисленных за январь-декабрь 2018 г. в соответствии с п.8.1.3 Коллективного договора АО "АНХП", Положением АО "АНХП" "Порядок компенсации расходов по найму жилья работникам Общества, приглашаемым на работу из другого региона" N ПЗ-09 Р-0133 ЮЛ-067; доплат к ежемесячному пособию работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 и 3-х лет в общей сумме 3 037 386 руб. 11 коп., начисленных за январь-декабрь 2018 г. в соответствии с пп.6.4.14, 6.4.15 Коллективного договора АО "АНХП"; оплат по среднему заработку дополнительного отпуска в количестве одного дня в случае рождения ребенка в общей сумме 4 072 руб. 65 коп., начисленных за декабрь 2018 г. в соответствии с п.4.2.4 Коллективного договора АО "АНХП".
Как правильно указывает суд первой инстанции, из характера и назначения спорных выплат, на которые ГУ ИРО ФСС доначислены страховые взносы, усматривается, что они направлены на социальную поддержку работников общества в условиях действия рыночных отношений и не связаны с осуществлением работниками трудовых функций; данные выплаты предусмотрены положениями коллективных договоров АО "АНХП" на 2015-2017, 2018-2020 годы.
В соответствии с Положением "Об оплате труда работников" N П2-03 Р-0001 ЮЛ-067 (далее по тексту - Положение) в обществе установлена повременно-премиальная форма оплаты труда (п.3.1).
Согласно п.3.2 Положения система оплаты труда состоит из следующих элементов: должностной оклад работников, доплаты и надбавки к должностному окладу работников, премирование работников Общества.
В силу п.4.1.4 Положения заработная плата работников состоит из должностного оклада (тарифной ставки), компенсационных и стимулирующих выплат, состав и размер которых устанавливается в соответствии с данным положением.
Согласно п.4.4.1 Положения к доплатам и надбавкам к должностному окладу работников относятся установленные Положением доплаты и надбавки за совмещение должностей, за расширение зоны обслуживания, за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, персональная надбавка работникам дефицитных специальностей или работникам с особо высоким уровнем квалификации, надбавка за наличие ученой степени.
Согласно разделу 5 Положения премиальная часть заработной платы предназначена для усиления материальной заинтересованности работников в своевременном и качественном исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей, для достижения наилучших конечных результатов труда, повышения индивидуальной и коллективной ответственности, стимулирования творческой активности каждого работника.
Системой премирования общества, входящей в систему оплаты труда, предусмотрена возможность выплаты следующих видов премий: текущей премии по итогам работы за отчётный месяц, премии из фонда руководителя общества за высокую эффективность работы, за особый вклад в решение производственных задач в отчетном месяце, за выдающиеся трудовые достижения, годовые премии по фактическим результатам производственно-хозяйственной деятельности общества за отчётный период (год).
Судом первой инстанции правильно отмечено, что указанные в оспариваемом решении спорные выплаты, на которые ГУ ИРО ФСС доначислены страховые взносы, не включены в вышеназванную систему оплаты труда работников общества. Согласно законодательству Российской Федерации на суммы указанных видов выплат не начислялись районный коэффициент, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и другие виды доплат и надбавок, принятых в Обществе и входящих в систему оплаты труда. То обстоятельство, что часть спорных выплат в приказах названы доплатами и компенсациями, не может служить достаточным основанием для признания их частью системы оплаты труда.
Как следует из наименования и характера спорных выплат, а также из содержания положений коллективного договора и приказов об их назначении, данные выплаты не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) по смыслу ст. 129 Трудового кодекса РФ, в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами (постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12).
Как правильно указывает суд первой инстанции, выплата денежных сумм в связи с праздниками "День защитника Отечества" и "8 Марта" осуществлялась всем без исключения работникам Общества - участникам войны (локальных конфликтов) и работникам общества женского пола соответственно вне зависимости от должности, квалификации, трудового результата каждого работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы. Сумма всех денежных выплат к каждой из вышеуказанных праздничных дат являлась одинаковой для каждого работника (1600 рублей в 2017 г. и 2200 рублей в 2018 г.). Кроме того, данные выплаты осуществлялись на основании специальных разделов коллективных договоров общества, предусматривающих положения о социальной ответственности, льготах и гарантиях. По своему характеру данные выплаты в чистом виде являются социальными.
Также суд первой инстанции правильно посчитал, что выплата денежных сумм в связи с празднованием 70-летия со дня образования общества, также, согласно п.5.5.2.2 Положения об оплате труда, осуществлялась всем без исключения работникам, проработавшим в обществе не менее одного календарного года и работающим на дату издания приказа о премировании (за исключением работников, оказывающих услуги обществу по договорам гражданско-правового характера, работающих на условиях внешнего совместительства, учеников и стажеров, проходящих обучение и стажировку в обществе, а также за исключением работников, имеющих в течение отчетного года дисциплинарные взыскания за прогул, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения или распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических веществ на рабочем месте, а также за исключением работников, которыми был причинен подтверждённый материальный ущерб обществу, установленный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации). По своему характеру данные выплаты также являются социальными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные денежные выплаты работникам общества в качестве поздравлений с праздниками "День защитника Отечества" и "8 Марта" и в связи с празднованием 70-летия со дня образования общества, не являются вознаграждениями в рамках трудовых отношений, не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими, стимулирующими или поощрительными за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, не носили систематического характера и не зависели от результатов и качества труда работников страхователя. Общество не обуславливало перечисление всех спорных выплат встречным выполнением работниками каких-либо функций (основанием выплаты вознаграждений являлись праздничные события). При данных обстоятельствах данные выплаты не подлежали обложению страховыми взносами.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе при переезде на работу в другую местность. При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 169 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 169 Трудового кодекса Российской Федерации при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные компенсационные выплаты по найму жилья работникам, приглашаемым на работу из другого региона, расходов по оплате проживания в жилых помещениях (наем квартиры) иногородним молодым специалистам; носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что спорные выплаты подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами, и аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 N 304-КГ15-5000 по делу N А70-5458/2014.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:
1) при лечении ребенка в амбулаторных условиях - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка;
2) при лечении ребенка в стационарных условиях - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
ГУ ИРО ФСС установлено нарушение АО "АНХП" пункта 1 части 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ при начислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в амбулаторных условиях по работникам Гапеевцевой Е.В. и Емельяновой Е.В. Ответчик указывает, что названные расходы, не принятые к зачету, признаются объектом обложения страховыми взносами.
Признавая данную позицию необоснованной суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в отсутствие опровержения фактов наступления страховых случаев у застрахованных лиц отказ ГУ ИРО ФСС в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2016 N 309-КГ15-17592 по делу N А60-2110/2015).
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.11.2015 г. N 304-КГ15-14441, суммы не принятых к зачету расходов, выплаченных по листкам нетрудоспособности, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений, и, соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании указанных выше норм и правовых позиций.
Судебные расходы судом первой инстанции распределены правильно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2019 года по делу N А19-26023/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-26023/2019
Истец: АО "Ангарскнефтехимпроект"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N8