город Москва |
|
2 марта 2020 г. |
дело N А40-208018/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.02.2020.
Полный текст постановления изготовлен 02.03.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Яковлева Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Антал Раша"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2019
по делу N А40-208018/19, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению АО "Антал Раша" (ОГРН 1097746751651)
к ИФНС России N 10 по г. Москве
о признании незаконным постановлений;
при участии:
от заявителя - Куркова Н.В. по доверенности от 18.09.2019, Гулин М.В. по доверенности от 18.09.2019, Уханов А.В. по доверенности от 20.11.2019;
от заинтересованного лица - Кучерук Ю.С. по доверенности от 05.08.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 0.00.2019 в удовлетворении заявленных АО "Антал Раша" требований о признании незаконными постановлений ИФНС России N 10 по г. Москве от 09.07.2019 N 77101917717605400003, N 77101917717813100003, N 77101917717813100003, N 7710191776819100003, N 77101917717262300003 по делам об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и налогового органов в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что налоговым органом ходе проверки соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" обществом нарушен порядок зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках за 2 квартал 2018.
По итогам контрольных мероприятий, уполномоченным лицом возбуждены производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена положениями ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26.06.2019 налоговым органом в присутствии представителя общества составлены протоколы от 26.06.2019 N N 77101917717469500001, 77101917716819100001, 77101917717605400001, 77101917717262300001, 77101917717813100001 об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях, письменных объяснений общества, налоговым органом 09.07.2019 вынесены постановления N 77101917717605400003, 77101917717469500003, 77101917717813100003, 77101917716819100003, 77101917717262300003 о привлечении АО "Антал Раша" к административной ответственности с наложением административного штрафа в соответствующих размерах.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтвержден материалами дела, процедура привлечения соблюдена, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Положениями ст. 12 Федерального закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории РФ минуя счета в уполномоченных банках. При этом, операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, должны зачисляться на счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации.
Налоговым органом установлено, что произведенные обществом зачисления относятся к валютным операциям, запрещенным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть, осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля, на основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты).
Доводы заявителя со ссылкой на п. 3 ст. 1, ст. ст. 6, 7 Закона Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле" о том, что филиалы иностранных нефинансовых организации являются резидентами республики Казахстан, что совершенные ими платежи и переводы денежных средств должны осуществляться через банковские счета в уполномоченных банках Казахстана, а также относительно того, что договоры заключены директором филиала Ковинской А.Ю., которая, будучи гражданкой Республики Казахстан, должна соблюдать требования своего национального законодательства, являются необоснованными, поскольку гражданство Ковинской А.Ю. не имеет значения для предмета рассматриваемого спора. В рамках рассматриваемых правоотношений, Ковинская А.Ю. является должностным лицом российского юридического лица, осуществляющим деятельность в филиале, находящемся на территории Казахстана. К административной ответственности привлекается не должностное лицо, а общество. Гражданство должностных лиц, заключивших договоры от имени юридических лиц (резидентов Российской Федерации), не влияет на обязанность исполнения законодательства Российской Федерации данными юридическими лицами.
Согласно положениям ст. 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно положениям ст. 55 названного Кодекса, представительства и филиалы не являются юридическими лицами, ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их юридическое лицо.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшего их юридического лица, и действуют на основании утвержденных им положений. Юридическое лицо несет ответственность за действия или бездействие представительства. С
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ резидентами, в том числе, являются находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц.
Положениями ст. 2 Закона N 173-ФЗ определено, что права и обязанности резидентов, установленные данным Законом, распространятся на всех резидентов, признаваемых таковыми в понятии и целях валютного законодательства Российской Федерации.
Из Устава АО "Антал Раша" от 2017 (п. 2.13) следует, что общество несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств (л.д. 29). При этом, согласно Положению о филиале АО "Антал Раша" в Республике Казахстан от 2010 (Закрытое акционерное общество "ФайвТэн Антал") (п. 4.2) филиал не является юридическим лицом; согласно п. 4.3 общество несет ответственность по обязательствам филиала.
Статья 12 Федерального закона N 173-ФЗ регламентирует порядок открытия и использования резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, распространяется на всех резидентов, перечисленных в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, то есть без разделения их на юридические лица и их филиалы.
Таким образом, режим использования резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации в равной степени распространяется как на российские юридические лица, так и на созданные ими филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации"), согласно п. 3 которых, обязанность по представлению отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых находящимся за пределами территории Российской Федерации филиалам юридических лиц - резидентов, возложена на юридических лиц - резидентов.
Данные положения законодательства свидетельствуют, что деятельность филиалов юридических лиц - резидентов, связанную с проведением валютных операций по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации, нельзя рассматривать как деятельность, на которую не распространяются требования ст. ст. 12, 14 Закона N 173-ФЗ.
Довод общества о невозможности соблюдения норм Закона N 173-ФЗ без нарушения Закона Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", ввиду коллизии норм права Российской Федерации и Республики Казахстан необоснован, поскольку, согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Кроме того, обязанность резидента Республики Казахстан осуществлять расчеты через банковские счета не исключает возможность зачислять денежные средства в уполномоченные банки Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что денежные средства, полученные обществом на счет в SBSBERBANKJSC (неуполномоченный банк) направлены на уплату налогов в бюджет Российской Федерации, а также на выплату заработной платы сотрудникам филиала общества в Казахстане, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку общество привлечено к административной ответственности не за списание денежных средств, а за их зачисление.
В то же время, в отношении общества выявлены неоднократные нарушения валютного законодательства Российской Федерации, в связи с чем, общество привлечено к административной ответственности, что свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к требованиям валютного законодательства.
Следует отметить, при вынесении постановлений, с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде минимальной санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о том, что оно отвечает критериям субъекта среднего предпринимательства, во внимание не принимаются, исходя из того, что налоговым органом перед назначением наказания проводится анализ всех сведений, способных повлиять на привлечение к административной ответственности.
Согласно установленным данным, общество в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не числится.
Довод общества о том, что директор филиала общества в Республике Казахстан полагала, что данный банк является филиалом ПАО "Сбербанк России", то есть является уполномоченным банком как по законодательству Российской Федерации, так и по законодательству Республики Казахстан" несостоятелен.
Частью 2 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ о валютном регулировании предусмотрено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Пунктом 8 ст. 1 Закона N 173-ФЗ о валютном регулировании дано понятие уполномоченным банкам, которыми признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
АО "Сбербанк" филиал в г. Алматы - казахстанский коммерческий банк, получивший лицензию на осуществление банковской деятельности в Национальном Банке Республики Казахстан в 2007, действующий в рамках законодательства Республики Казахстан.
Абзацем 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Доводы общества о наличии оснований для изменения размера штрафов на основании ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно отклонены судом первой инстанции, ввиду отсутствия исключительных обстоятельств.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса, нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2019 по делу N А40-208018/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208018/2019
Истец: АО "АНТАЛ РАША"
Ответчик: ИФНС N 10 по г. Москве