город Томск |
|
3 марта 2020 г. |
Дело N А27-22683/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Колупаевой Л.А. |
|
|
Сластиной Е.С. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-806/2020) акционерного общества "Кемеровская генерация" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 декабря 2019 года по делу N А27-22683/2019 (судья Плискина Е.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регион 42", г. Кемерово (ОГРН 1134205015130, ИНН 4205269779) к Акционерному обществу "Кемеровская генерация", г. Кемерово (ОГРН 1122224002284, ИНН 4205243192) об обязании произвести перерасчет размера платы за отопление по корректировочному счету-фактуре N 17-092015-4106 от 31.12.2017 за сентябрь 2015 года,
В судебном заседании приняли участие:
от истца Шуревич И.Ю. по доверенности от 03.05.2019, паспорт
от ответчика Меликова Е.В. по доверенности от 28.08.2018, паспорт
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Регион 42" (далее
- ООО "УК "Регион 42", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Кемеровская генерация" (далее - АО "Кемеровская генерация", ответчик) об обязании произвести перерасчет платы за отопление по корректировочному счету-фактуре N 17-092015-4106 от 31.12.2017 за сентябрь 2015 года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в количестве 133,773 Гкал на сумму 170 779 руб. 96 коп. за 16 дней, а излишне уплаченные денежные средства в размере 137 846 руб. 48 коп. зачесть в счет оплаты текущих или будущих расчетных периодов.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.12.2019 требования истца удовлетворены, на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет размера платы за отопление по корректировочному счету-фактуре N 17-092015-4106 от 31.12.2017 за сентябрь 2015 года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в количестве 133,773 Гкал на сумму 170 779 руб. 96 коп. за 16 дней, а излишне уплаченные денежные средства в размере 137 846 руб. 48 коп. зачесть в счет оплаты текущих или будущих периодов в порядке календарной очередности.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение материальных и процессуальных норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства, принимая во внимание, что прибор учета допущен в эксплуатацию с 14.12.2015, первые показания прибора учета переданы потребителем в январе 2016 года, правоотношения энергоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг в вопросах определения объема потребления, регулируются положениями Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, порядок определения платы за коммунальный ресурс в случае выхода из строя, утраты прибора учета, урегулирован подпунктом. "в" пункта 21 Правил, утвержденных данным постановлением, объем теплопотребления в спорный период ввиду отсутствия допущенного к учету общедомового прибора учета должен быть определен исходя из норматива потребления для населения, установленного в спорный период приказом Департамента Жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 N 137, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика настаивает на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения по основаниям, указанным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
АО "Кемеровская генерация" с 01.01.2015 является теплоснабжающей организацией на территории города Кемерово, которой на 2015 год утверждены тарифы на тепловую энергию Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2014 N 965.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Регион 42" с 01.07.2015 на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений МКД N 1 от 01.06.2015 является управляющей компанией МКД, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Аллейная, 9.
МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии, первоначально принят на коммерческий учет ООО "Лидер" с 14.01.2015 по 01.09.2015, а с 14.12.2015 по 01.09.2016 - принят на коммерческий учет ООО "УК "Регион 42", что подтверждается актами N N 209, 210 от 06.02.2015, NN 16-1/4, 16-1/5 от 11.01.2016.
31.12.2017 АО "Кемеровская генерация" выставило ООО "УК "Регион 42" корректировочный счет-фактуру N 17-092015-4106 от 31.12.2017, в котором начислило объем потребления тепловой энергии с 01.09.2015 по 30.09.2015 по нормативу потребления в количестве 241,749 Гкал на сумму 308 626 руб. 92 коп.
29.01.2018 ООО "УК "Регион 42" произвело оплату стоимости тепловой энергии платежным поручением N 2028 от 29.01.2018 на сумму 308 626 руб. 92 коп.
Впоследствии ООО "УК "Регион 42" произвело расчет количества тепловой энергии в соответствии со среднемесячными показаниями ОДПУ, в связи с чем объем потребления составил 133,773 Гкал, а стоимость - 170 779 руб. 96 коп., излишне уплачено 137 846 руб. 48 коп.
ООО "УК "Регион 42" 02.08.2018 направила в адрес ответчика претензию с требованием произвести перерасчет.
Уклонение ответчика от производства перерасчета послужило основанием для предъявления настоящего искового заявления.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статья 309 ГК РФ устанавливает принцип, в соответствии с которым обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статья 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно части 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 2 статьи 544 ГК РФ установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Законодательство обязывает вести учет энергоресурсов с применением для этих целей приборов учета (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункты 1, 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенных законодательством об электроэнергетике, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов); правильностью установки приборов учета (место установки, схема подключения); допуском соответствующих приборов учета в эксплуатацию в установленном порядке; надлежащей эксплуатацией приборов учета; периодичностью поверки и соблюдением режима потребления энергии; обеспечением целостности и сохранности прибора учета, а также средств маркировки/контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля (статья 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ 2 Об обеспечении единства измерений", пункты 137, 144, 145, 147, 152, 154, 155 Основных положений N 442, пункт 80 Правил N 354).
Спорный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, что подтверждается материалами дела и не оспорено сторонами, как и факт отпуска энергоресурса в спорный период, его объем и его качество.
Разногласия у сторон возникли в части расчета в период сентябрь 2015 года, исходя из среднемесячного объема потребления либо установленного норматива.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции, учитывая начало отопительного периода 2015-2016 годов с 15.09.2015, тогда как в МКД с 14.01.2015 по 01.09.2015 и с 14.12.2015 по 01.092016 имелся допущенный в эксплуатацию ОДПУ, что сторонами по делу оспорено не было, пришел к выводу, что объем потребления тепловой энергии за сентябрь 2015 года подлежал определению исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса по показаниям ОДПУ за период его работы с февраля по май 2015 года.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу отопления предусмотрен положениями пункта 42 (1) Правил N 354.
В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил (в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета коммунальных ресурсов), определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 Правил.
Подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 установлено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения
Согласно пункту 42 (1), формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354 в спорный период плата за отопление вносилась собственниками жилых и нежилых помещений МКД без разделения на плату за отопление таких помещений и мест общего пользования.
На основании изложенного, учитывая, что прибор учета был допущен в эксплуатацию на основании актов 209,210 от 06.02.2015 г. на срок до 01.09.2015 г., а в последующем был повторно допущен в декабре 2015 г. актами N 16-1/4, 16-1/5 от 11.01.2016 г., то расчет отопления за сентябрь, октябрь, ноябрь 2015 г. должен происходить исходя из среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 42(1) Правил N 354).
Действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению признает определение фактического потребления ресурса по показаниям приборов учета приоритетным способом учета поставленного коммунального ресурса.
В соответствии с изложенной позицией ВАС РФ, в определении от 30.05.2014 г. N ВАС-6046/14, обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом).
Как указано в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, системное толкование части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, исключает возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций минуя посредничество управляющей организации. Данный подход в равной мере относится как к внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и к потреблению этих ресурсов на общедомовые нужды.
Учитывая вышеизложенное, смена поставщика коммунального ресурса или исполнителя коммунальных услуг не влияет на порядок расчета среднемесячного объема потребления отопления, в расчете должны участвовать данные об объемах потребления в месяцы поставки ресурса предыдущей РСО, равно как и новая управляющая организация не вправе начислять плату за отопление по нормативам потребления, ссылаясь на отсутствие информации о среднемесячном объеме потребления за предыдущий отопительный период, приняв все возможные меры для истребования сведений об объемах потребления у РСО либо у предыдущей управляющей организации.
Вопреки позиции апеллянта, расчет объема потребления коммунального ресурса по нормативам потребления возможен лишь в случае отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме, а в рассматриваемом случае использование нормативов потребления было бы возможно только по истечении периодов (3 месяца), указанных в п. 59(1) Правил N 354.
Таким образом, доводы Ответчика о применении норматива в расчете объема тепловой энергии при наличии показаний приборов учета за предыдущий отопительный период не основан на законе.
Выводы суда первой инстанции согласуются с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (определение от 24.05.2019 N 307-ЭС19-7400, определение от 17.12.2018 N 305-ЭС18-20686).
При таких обстоятельствах требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера платы за отопление по корректировочному счету-фактуре N 17-092015-4106 от 31.12.2017 за сентябрь 2015 года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в количестве 133,773 Гкал на сумму 170 779 руб. 96 коп. за 16 дней обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводов относительно произведенного и принятого судом расчета апелляционная жалоба не содержит, арифметически расчет не оспаривается, что подтвердили представители сторон в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод истца относительно того, что вопрос о размере задолженности за сентябрь 2015 года, определенной по корректировочному счету-фактуре N N 17-092015-4106 от 31.12.2017, являлся предметом рассмотрения в деле N А27-19450/2017, со ссылкой на часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункт 61 Правил N 354, согласно которым исполнитель коммунальных услуг не лишен права заявить о перерасчете объема и стоимости коммунальных ресурсов в последующих периодах их потребления, а также права на зачет излишне уплаченных денежных средств при оплате будущих расчетных периодов.
При этом при рассмотрении дела А27-19450/2017 Арбитражный суд Кемеровской области указал, что альтернативный расчет неустойки не включает сумму разногласий по периоду сентябрь 2015 г. - май 2016 г. на сумму 180 556 руб. 70 коп., в том числе сумму в размере 137 846,48 руб., заявленную по настоящему делу.
В Постановлении Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 г. по делу N А27-19450/2017, также указано, что альтернативный расчет не включает начислений на сумму разногласий по периоду сентябрь 2015 года - май 2016 года на сумму 180 556 руб. 70 коп.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11 декабря 2019 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22683/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Кемеровская генерация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22683/2019
Истец: ООО "УК "Регион 42"
Ответчик: АО "Кемеровская генерация"
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2388/20
16.12.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-806/20
28.07.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2388/20
03.03.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-806/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-22683/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-22683/19