г. Пермь |
|
04 марта 2020 г. |
Дело N А60-37835/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Крымджановой Д.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от истца, ООО "Терра Груп": Жаркова Ю.В., паспорт, доверенность от 10.07.2017; Алакбарова Н.А., паспорт, доверенность от 09.07.2019; Мартанов С.В., паспорт; доверенность от 09.07.2019; Малинин В.В., удостоверение адвоката, доверенность от 30.12.2019;
от истца по встречному иску, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области: Дружинина Е.А., паспорт, доверенность от 10.01.2019;
от третьего лица, ООО "Бородулинское": Фионина И.Ю., паспорт; доверенность от 12.08.2019;
от третьего лица, Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу: Захарова Н.С., паспорт, доверенность от 06.02.2020;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца по первоначальному иску, общества с ограниченной ответственностью "Терра Груп", третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "К-24", третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Бородулинское"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2019 года по
делу N А60-37835/2017
по первоначальному иску общества с ограниченной ответственностью "Терра Груп" (ИНН 6658244536, ОГРН 1069658101512)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ОГРН 1106670035834, ИНН 6670324273),
третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", общество с ограниченной ответственностью "К-24" (ОГРН 1156658073021, ИНН 6671023617), общество с ограниченной ответственностью "Бородулинское" (ОГРН 1026602321668, ИНН 6658141844), Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Правительство Свердловской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд имущества Свердловской области",
об исключении из государственного лесного реестра сведений о нахождении земельного участка,
по встречному иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834)
к обществу с ограниченной ответственностью "Терра Груп" (ИНН 6658244536, ОГРН 1069658101512)
о признании права отсутствующим,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Терра Груп" (далее - ООО "Терра Груп") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент) об исключении из государственного лесного реестра сведений о нахождении земельного участка с кадастровым номером 66:25:1405002:27 в пределах лесного участка, имеющего номер государственного учета в лесном реестре 134-2008-10, условный номер в государственном лесном реестре 65:241:25:0134 и о наложении границ земельного участка с кадастровым номером 66:25:1405002:27 на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, относящийся к землям лесного фонда, в части квартала 10, выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 урочища совхоз "Бородулинский" Центрального участкового лесничества.
Департаментом лесного хозяйства Свердловской области подан встречный иск о признании отсутствующим права собственности общества "Терра Груп" на земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27, расположенный по адресу: Свердловская область, Сысертский район в части наложения указанного земельного участка на лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 на площади наложения 220639 кв.м (22,0639 га) в части выделов 1-8 квартала 10 урочища совхоз "Бородулинский" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества в соответствующих координатах границ земель лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", общество с ограниченной ответственностью "К-24", общество с ограниченной ответственностью "Бородулинское", Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Правительство Свердловской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд имущества Свердловской области".
Определением от 24.01.2019 судом произведена замена ответчика с Департамента лесного хозяйства Свердловской области на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.05.2019 в удовлетворении первоначального иска ООО "Терра Груп" отказано. Встречный иск Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец по первоначальному иску, общество "Терра Груп", третьи лица, общество "Бородулинское", общество "К-24" обратились с апелляционными жалобами.
В обоснование апелляционной жалобы общество "Терра Груп" указывает, что наличие леса на землях сельскохозяйственного назначения не означает, что земельный участок должен автоматически зачисляться в земли лесного фонда. Единственным документом, подтверждающим отнесение участка 66:25:1405002:27 к землям лесного фонда, являются материалы лесоустройства 1995 года (Планшет N 7), однако, данный планшет содержит ошибку, поскольку до его формирования земельный участок всегда относился к землях сельскохозяйственного назначения. Полагает, что определить пересечение участка без границ с другим участком, который имеет границы невозможно. Суд необоснованно отказал в удовлетворении заявления истца об изменении предмета исковых требований, посчитав, что истец одновременно меняет и предмет и основание иска, однако, истец не менял основание иска, а изменил только предмет посредством добавления дополнительного требования - о признании права собственности РФ отсутствующим. Судом дана ошибочная и ненадлежащая оценка представленному истцом в материалы дела заключению ФГБУ "Рослесинфорг" от 23.04.2019 N 01/04-1356. Кроме того, по мнению апеллянта, имеются основания для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с непривлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Управления Росреестра по Свердловской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Не согласившись с вынесенным решением, третье лицо, общество с ограниченной ответственностью "К-24", обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив в полном объеме требования ООО "Терра Груп", отказав в удовлетворении встречного иска Министерства. Указывает, что вопрос фактического владения спорным объектом (объектами) судом не разрешен, обстоятельства, связанные с фактическим владением спорным объектом недвижимого имущества, судом не устанавливался.
Третье лицо, общество с ограниченной ответственностью "Бородулинское", не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив первоначальные требования, отказав в удовлетворении встречного иска. Считает необоснованным и противоречащим материалам дела вывод суда о передаче земельного участка с кадастровым номером 66:25:1405002:27, в составе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:114, из государственной собственности Свердловской области в собственность ООО "Бородулинское" без согласия Российской Федерации. Полагает, что земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 исторически относился к категории земель сельскохозяйственного назначения. Само по себе нахождение леса на земельном участке сельскохозяйственного назначения не является доказательством его принадлежности к категории земли лесного фонда, в связи с чем суд необоснованно применил к отношениям сторон нормы ст. 8 Лесного кодекса РФ и не применил п.2 ст. 77 Земельного кодекса РФ и п. ст. 6 Лесного кодекса РФ.
Кроме того, в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд поступили апелляционные жалобы общества "Уральский гольф-клуб" и общества "УГК-Сервис", поданные в порядке статьи 42 АПК РФ. Производство по указанным жалобам прекращено, о чем вынесено соответствующее определение.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по настоящему делу назначена повторная судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Линия" (620149 г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной 32б, оф.8) Лешкову Виталию Ивановичу.
В судебном заседании представители ООО "Терра Груп" и ООО "Бородулинское" на доводах апелляционных жалоб настаивали, представители Министерства и Депратемента против удовлетворения жалоб возражали, иные лица в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения апелляционных жалоб по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 03.08.2016 обществу "Терра-Групп" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 242890 кв.м с кадастровым номером 66:25:1405002:27 категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства, местоположение: Свердловская область, Сысертский район. Участок приобретен у общества "К-24" по договору купли-продажи от 11.07.2016.
Земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 образован в 2011 путем преобразования (разделения) участка 66:25:0000000:347 по решению от 04.05.2011 участников общества "Бородулинское". Участок 66:25:0000000:347 образован (выделен) 29.02.2008 из участка 66:25:0000000:196, право собственности на участок 66:25:0000000:347 зарегистрировано за обществом "Бородулинское" 25.07.2008. Участок 66:25:0000000:196, право собственности на который зарегистрировано за обществом "Бородулинское" 17.01.2017, образован из участка 66:25:0000000:114, который приобретен обществом "Бородулинское" на основании договора купли-продажи земельного участка N 299 от 15.02.2006 с СОГУ "Фонд имущества Свердловской области".
Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок площадью 22535 га с местоположением: Российская Федерация, Сысертский район, ГУ СО "Сысертское лесничество" согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.11.2008.
В 1995-1996 годах разработан перспективный план ведения лесного хозяйства ТОО "Сысертский межхозяйственный лесхоз", в том числе, на землях Совхоза "Бородулинский".
В Бородулинском лесничестве расположены 2014 га земель лесного фонда, к перспективному плану приложено таксационное описание, из которого следует, что имел место фактический учет лесных ресурсов, представлен также план лесонасаждений в пределах указанной площади, планшет, выписка из государственного лесного реестра.
Департаментом лесного хозяйства Свердловской области представлена информация о распределении лесных земель Сысертского сельского лесхоза по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда, согласно которой на территории Совхоза "Бородулинский" учтено 1774 га земель лесного фонда.
Согласно письму от 23.12.2016 N 457 ГКУ СО "Сысертское лесничество", которое направлено в адрес общества "Терра Груп", участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 накладывается на земли лесного фонда в части квартала 10, выделов 1-8 урочища совхоз "Бородулинский" Центрального участкового лесничества.
По мнению истца, принадлежащий обществу "Терра Груп" участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 не находится и никогда не находился в составе земель лесного фонда, то есть, не является федеральной государственной собственностью, включение участка в государственный лесной реестр, таким образом, по мнению общества "Терра Груп", ошибочно.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 является земельным участком сельскохозяйственного назначения, в категории земель лесного фонда не находится и никогда ранее не находился, в государственном лесном реестре значится незаконно, что препятствует обществу "Терра Групп" использовать участок как земельный участок с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, истец по первоначальному иску обратился в суд требованием об исключении земельного участка с кадастровым номером 66:25:1405002:27 из государственного лесного реестра.
Полагая требования не обоснованными, Министерством подан встречный иск о признании права собственности общества "Терра Групп" на земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 отсутствующим. В обоснование встречного иска Министерство указывает, что общество "Терра Групп" незаконно приобрело права на земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27, относящийся в большей своей части к землям гослесфонда с кадастровым номером 66:25:0000000:384 на площади наложения участков 220639 кв. м (22,0639 га) в части выделов 1-8 квартала 10 урочища совхоз "Бородулинский" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества, который в установленном порядке в размере указанной площади из категории земель гослесфонда не переводился, участок покрыт лесом, на участке проводятся лесохозяйственные мероприятия, согласно плану таких мероприятий, участок относился к сельским лесам, сделки, предшествующие приобретению обществом "Терра Групп" земельного участка, являются недействительными (ничтожными).
Представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу в своем отзыве поддержал доводы Министерства, считает, что земли гослесфонда были неправомерно приватизированы обществом "Бородулинское", что послужило причиной незаконного оборота лесного участка под видом земель сельскохозяйственного назначения. Представитель Департамента со ссылкой на п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ указал на то, что участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 как земельный участок из состава земель лесного фонда ограничен в обороте, так как находится в государственной собственности и не может приватизироваться. Настоящий участок возможно идентифицировать по материалам лесоустройства и по факту расположения на нем лесных насаждений. В отзыве на исковое заявление представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу ссылается также на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.06.2014 N 4890/14.
Удовлетворяя встречный иск и отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции исходил из правомерности доводов Министерства о том, что участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 сформирован из земель государственного лесного фонда, совхоз "Бородулинский" владел частью государственного лесного фонда, в дальнейшем общество "Бородулинское" незаконно его приватизировало, что стало последствием совершения иных недействительных сделок, при этом на участке располагаются лесные насаждения, участок в большей части покрыт лесом, фактически общество не использует участок 66:25:1405002:27 именно как участок сельскохозяйственного назначения. При этом судом отклонено заявление ответчика по встречному иску о пропуске Министерством срока исковой давности на подачу иска о признании права отсутствующим.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Министерством заявлен иск о признании права собственности общества "Терра Групп" на земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 отсутствующим по мотивам его наложения на земли лесного фонда, а именно лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384.
Согласно п. 6 ст. 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В силу разъяснений п. 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (п. 53 Постановления Пленума N 10/22).
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности, что установлено в п. 58 Постановления Пленума N 10/22.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 N 3039/07, вопрос о праве собственности на имущество истца, считающего себя собственником спорного имущества, не обладающего зарегистрированным правом на него и фактически не владеющего им, может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска. Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота (постановление ВАС РФ от 27.01.2009 N 10527/08).
Как разъяснено в п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Материалами дела подтверждается принадлежность обществу "Терра Групп" земельного участка с кадастровым номером 66:25:1405002:27 на праве собственности, право зарегистрировано в ЕГРН 03.08.2016, в качестве основания приобретения права собственности указан договор купли-продажи от 11.07.2016, заключенный с обществом "К-24".
Истец ссылается на отчуждение спорного земельного участка из государственной собственности в результате последовательных сделок. В частности установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 приватизирован обществом "Бородулинское" в составе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:114 (приказ МУГИСО от 30.12.2005 N 6715).
В соответствии с решением Исполнительного комитета Сысертекого районного Совета народных депутатов РСФСР от 17.11.1981 N 264-13 совхозу "Бородулинский" предоставлены в бессрочное пользование для ведения сельского хозяйства 7393 га земли. На основании данного решения совхозу "Бородулинский" был выдан государственный акт о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 7393 га, относящейся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Государственный акт 1981 г. был юридически действителен и действовал до оформления прав на землю Администрацией Сысертского района в 1993 году.
Впоследствии совхоз "Бородулинский" вместе с земельным участком был передан в собственность Свердловской области на основании соглашения от 12.01.1996 N 15, заключенного с Правительством РФ, преобразован в государственное унитарное предприятие (ГУП) "Бородулинский совхоз".
На основании Постановления Правительства Свердловской области от 04.12.2000 г. N 992-ПП были изъяты земли ГУП "Бородулинский совхоз" площадью 6369 га и предоставлены ФГУП "Кипучий ключ" в постоянное бессрочное пользование. Впоследствии ФГУП "Кипучий ключ" было ликвидировано и земли площадью 6369 га были предоставлены ООО "Бородулинское" в постоянное бессрочное пользование.
Право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Бородулинское" на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:70, площадью 63 122 864 кв.м, категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, было зарегистрировано 23.08.2004 г., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 66-01/01-218/2004-519, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АБ N 447761.
На основании заявления правообладателя в 2005 году было сформировано землеустроительное дело N 1783 по межеванию земельного участка ООО "Бородулинское". Постановлением главы МО "Сысертский район" от 31.10.2005 N 3794 уточнены границы земельного участка, утвержден проект границ указанного земельного сельскохозяйственного назначения. При этом проект границ участка согласован Сысертским мехспецсемлесхозом.
Земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:114 площадью 50 949 098 кв.м, был приобретен ООО "Бородулинское" в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка N 299 от 15.02.2006 г., заключенного со Свердловским областным государственным учреждением "Фонд имущества Свердловской области". Право собственности на участок зарегистрировано 23.03.2006 г., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 66-66-19/010/2006-233, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АВ N 162928 от 23.03.2006.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 площадью 22 535 га с местоположением: Российская Федерация, Сысертский район, ГУ СО "Сысертское лесничество" согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.11.2008.
В 1995-1996 годах разработан перспективный план ведения лесного хозяйства ТОО "Сысертский межхозяйственный лесхоз", в том числе на землях совхоза "Бородулинский". В Бородулинском лесничестве расположены 2014 га земель лесного фонда, к перспективному плану приложено таксационное описание, из которого следует, что имел место фактический учет лесных ресурсов, представлен также план лесонасаждений в пределах указанной площади.
Департаментом представлена также информация о распределении лесных земель Сысертского сельского лесхоза по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда, согласно которой на территории совхоза "Бородулинский" учтено 1774 га земель лесного фонда.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование участка для ведения лесного хозяйства. Доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.
В соответствии с письмом ФГБУ "Рослесинфорг" от 23.04.2019 N 01/04-1356 спорный участок не относился к сельским лесам.
В рамках рассматриваемого спора судом первой инстанции определением от 06.11.2018 была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО "Райтс Проперти" Потловой Л.В.
Согласно экспертному заключению установить пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:1405002:27 и 66:25:0000000:384 не представилось возможным, фактически в составе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:114, из которого образовался земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27, земель лесного фонда не имелось.
Поскольку экспертом не дан полный и исчерпывающий ответ на поставленный судом первый вопрос, определением от 15.02.2019 суд назначил дополнительную экспертизу, поручив ее тому же эксперту. Эксперту надлежало дать ответ на вопрос о том, имеет ли место наложение земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:25:1405002:27, площадью 242890 кв.м, расположенного по адресу Свердловская область, Сысертский район на участок лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:384 в том числе в части выделов 1-8 квартала 10 урочища совхоз "Бородулинский" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества с учетом материалов лесоустройства, просил указать на схеме взаимное расположение земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:0000000:114, 66:25:1405002:27 и 66:25:0000000:384.
По результатам дополнительной экспертизы эксперт пришел к выводам о том, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:25:1405002:27, имеет наложение на участок лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:384 в части выделов 1-8 квартала 10 урочища совхоз "Бородулинский" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества.
В материалы дела третьим лицом, ООО "Бородулинское" представлено заключение кадастрового инженера Листвина В.А., согласно которому земельный участок с кадастровым номером 66:25:1405002:27 входил в границы земельного участка предоставленного совхозу в 1981 году и не имеет наложения на земли лесного фонда.
С целью установления фактических обстоятельств рассматриваемого спора судом апелляционной инстанции определением от 24.10.2019 назначена по настоящему делу повторная судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Линия" (620149 г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной 32б, оф.8) Лешкову Виталию Ивановичу.
По результатам повторной экспертизы эксперт Лешков В.И. пришел к выводу о невозможности установления наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, поскольку сведения о границах лесного участка в ЕГРН отсутствуют, при этом по материалам лесоустройства в части выделов 1-8 квартала 10 урочища совхоз "Бородулинский" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества площадь лесного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384 не соответствует площади лесоустройства. Как указывает эксперт, в составе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:114 фактически никогда не имелось лесного фонда, указанный земельный участок представлял собой земли бывшего совхоза, земли сельскохозяйственного назначения. В экспертном заключении дана подробная оценка представленным Плану лесного участка из реестрового дела, указанный план сопоставлен с данными публичной кадастровой карты и установлено, что карта-схема отражает не границы лесного участка, а границы сельскохозяйственных предприятий Сысертского района, в связи с чем указанный пан не принят экспертом для сравнения границ. Экспертов проведено сравнение материалов лесоустройства 1973 года и 1995 года, информации о распределении лесных земель Сысертского сельского лесхоза по данным материалам лесоустройства и государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2008, установлено уменьшение общей площади лесных угодий, между тем, указанные документы не содержат сведений относительно исключенных из указанной площади и оставленных в ее составе участков, что исключает возможность использования этих материалов. Экспертом отмечено, что спорный земельный участок включен в границы населенного пункта с. Кашино.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая историю формирования земельного участка, то обстоятельство, что первоначально земельный участок сельскохозяйственного назначения был предоставлен совхозу "Бородудинский" решением Исполнительного комитета Сысертского района Совета народных депутатов, в 1981 году выдан государственный акт, подтверждающий право совхоза на землю, при подготовке государственного акта на землю была сформирована выкопировка на кварталы ГЛФ (государственного лесного фонда) Сысертского мехспецсемлесхоза, находящиеся на территории совхоза "Бородулинский", согласно которой квартал 10 (квартал спорного участка) не относится к кварталам ГЛФ, администрацией Сысертского района в 1993 году принято постановление о предоставлении совхозу "Бородулинский" земельного участка сельскохозяйственного назначения в постоянное (бессрочное) пользование, далее в 2005 году сформированный участок приватизирован на основании приказа МУГИСО N 6715, Сысертский мехспецсемлесхоз, как структурное подразделение Рослесхоза, согласовал проект границ участка ООО "Бородулинское", подтвердив факт того, что приватизированный земельный участок не относится к землям лесного фонда, учитывая выводы экспертов, доводы Министерства о незаконной приватизации спорного земельного участка в связи с нахождением в составе лесного фонда не могут быть признаны достаточно обоснованными.
Судом установлено, что спорный земельный участок находится во владении и пользовании общества, доказательств реализации Министерством полномочий собственника, а именно полномочий по распоряжению и пользованию этим земельным участком материалы дела не содержат (ст. 65 АПК РФ).
Учитывая, что Министерством не приведены доказательства в подтверждение доводов встречного иска о формировании спорного земельного участка за счет земель лесного фонда, Министерство не является лицом, владеющим спорным имуществом, возможность защиты права путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими допускается в том случае, когда запись в Едином реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что разъяснено в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума N 10/22 от 29.04.2010, представляется ошибочным вывод суда первой инстанции касательно наличия правовых оснований для удовлетворения иска о признания права собственности общества "Терра Групп" на земельный участок отсутствующим.
Относительно требований истца об исключении из государственного лесного реестра сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером 66:25:1405002:27 судом установлено следующее.
Лесным участком в силу ст. 7 Лесного кодекса РФ является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса РФ).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ предусмотрено внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (п. 5 указанной статьи).
В силу пункта 3 ст. 14, Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно пункту 6 статьи 4.6 названного Закона сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с ч. 1 ст. 60. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Как указано в п. 7 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.
Поскольку по результатам судебной экспертизы пересечения границ земельного участка истца сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:25:1405002:27 с участком лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:384 в части выделов 1-8 квартала 10 урочища совхоз "Бородулинский" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества не установлено, при этом земельный участок истца расположен в границах населенного пункта, что подтверждается генеральным планом, картой градостроительного зонирования, учитывая право собственника земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, суд апелляционной инстанции полагает обоснованными требования истца по первоначальному иску о наличии оснований для исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:25:1405002:27 из государственного лесного реестра.
Возражения Министерства относительно правомерности отказа в исключении сведений земельном участке с кадастровым номером 66:25:1405002:27 из государственного лесного реестра не могут быть признаны обоснованными.
Как указано выше, Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в статью 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса).
Пунктом 5 статьи 4.6 Закона о введении в действие Лесного кодекса установлено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В силу положений части 6 и 7 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, разъяснений Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН, сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, могут быть исключены из ГЛР органом исполнительной власти, осуществляющим его ведение, на основании уведомления, полученного от Росреестра.
Противоречие сведений государственного лесного реестра сведениям Единого государственного реестра недвижимости подтверждено материалами дела. При этом представленное Департаментом лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу письма "О рассмотрении проекта генерального плана N 1-05-11-32/12800 от 16.12.2013 не имеет правового значения, поскольку указанные сведения опровергаются решением Дымы Сысертского городского округа от 28.03.2019 N 145 о внесении изменении в генеральный план и правила землепользования и застройки, сведениями из муниципальной геоинформационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Поскольку в силу положений статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ правообладатель имеет право обратиться к уполномоченному органу за исключением из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, включенных в этот реестр, судом установлены основания для исключения спорных сведений, права заявителя в отношении земельных участков не оспорены, обращение истца в суд с настоящим иском направлено на обеспечение и защиту права и охраняемых интересов правообладателя земельных участков.
Доводы апеллянта, общества "Терра Групп" касательно наличия оснований для отмены судебного акта по безусловным основаниям в связи с непаривлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Управления Росреестра по Свердловской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом подлежат отклонению.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда (ст. 51 АПК РФ).
Во-первых, при рассмотрении дела судом первой инстанции истец по первоначальному иску не ходатайствовал о привлечении Управления Росреестра по Свердловской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом к участию в деле. Во-вторых, с учетом предмета рассматриваемого первоначального и встречного иска, их основания, разъяснений п. 53 Постановления Пленума N 10/22, согласно которым ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение, наличия у истца по встречному иску соответствующих полномочий в области лесных отношений, поскольку Министерство является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на ведение государственного лесного реестра, и приведенного истцами обоснования необходимость участия в данном деле Управления Росреестра по Свердловской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, что обжалуемый судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон, оспариваемое решение не содержит выводов относительно прав или обязанностей этих лиц по отношению к истцу либо ответчику.
С учётом изложенного решение Свердловской области от 21 мая 2019 года подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Судебные расходы истца по встречному иску на уплату государственной пошлины в связи с подачей иска, апелляционной жалобы, на выплату вознаграждения эксперту, а также судебные расходы третьих лиц на уплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на Министерство (ст. 110 АПК РФ).
Излишне уплаченные платежным поручением N 345 от 23.08.2019 денежные средства на выплату вознаграждения эксперту в сумме 75 000 руб. подлежат возврату с депозитного счета Семнадцатого арбитражного апелляционного суда плательщику.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2019 года по делу N А60-37835/2017 отменить.
Первоначальный иск удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером 66:25:1405002:27 в пределах лесного участка, имеющего номер государственного учета в лесном реестре 134-2008-10, условный номер в государственном лесном реестре 65:241:25:0134 и о наложении границ земельного участка с кадастровым номером 66:25:1405002:27 на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, относящийся к землям лесного фонда, в части квартала 10, выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 урочища совхоз "Бородулинский" Центрального участкового лесничества.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Терра Груп" судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 6000 руб., по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб., на выплату вознаграждения эксперту - 87000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Терра Груп" с депозитного счета Семнадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в сумме 75 000 руб., уплаченные в составе сумме 125 000 руб. платежным поручением N 345 от 23.08.2019.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "К-24" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бородулинское" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37835/2017
Истец: ООО "ТЕРРА ГРУП"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "БОРОДУЛИНСКОЕ", ООО "К-24", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1089/18
28.12.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-37835/17
02.08.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-37835/17
15.07.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3526/18
29.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1089/18
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3526/18
04.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1089/18
24.10.2019 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1089/18
21.05.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-37835/17
16.07.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3526/18
15.03.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1089/18
22.12.2017 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-37835/17