г. Чита |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А78-13389/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 января 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-13389/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1078080002978, ИНН 8001014850) к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Акшинский" (ОГРН 1027500508122, ИНН 7501001086) о взыскании задолженности в размере 15000 руб., в том числе штраф, предусмотренный статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление страхователем в установленный срок сведений по СЗВ-М за январь 2019 года,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Акшинский" с вышеуказанным требованием.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 января 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-13389/2019 отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, доводы страхователя о несвоевременном направлении отчетности по причине сбоя работы ПК "СБИС Электронная отчетность", а также в связи с отсутствием подключения к сети интернет не обоснованные. Согласно ответов ООО "Компания "Тензор" от 14.03.2019 и 28.03.2019 за период с 15.02.2019 по 18.02.2019 обращений от абонента МО МВД России "Акшинский" в службу технической поддержки не было, также специалисты ООО "Компания "Тензор" не зафиксировали технических сбоев в ПК СБИС МО МВД России "Акшинский". Кроме того, ответа от ПАО "Ростелеком" об отсутствии подключения к сети интернет по причине профилактики оборудования в материалы дела не представлено. Также Управление указало, что отчет сформирован страхователем в последний день сдачи отчетности во второй половине дня (15.02.2019 от 16:31:14).
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Акшинский" с выводами суда первой инстанции согласен, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 11.02.2020.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Учреждение 18.02.2019 представило в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года.
Территориальным органом Пенсионного фонда 01.03.2019 был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S18190000880.
Актом установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года представлены 18.02.2019, то есть с нарушением установленного срока. Учреждение приглашено 15.04.2019 на рассмотрение акта.
Страхователем представлены возражения на акт от 06.03.2019 N 10/593, согласно которым страхователем своевременно не были представлены сведения на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за январь 2019 года с типом формы "исходная" по причине сбоя работы программного комплекса "СБИС Электронная отчетность", что подтверждается ответами ООО "Компания "Тензор" от 14.03.2019, 28.03.2019 об отсутствии услуг Интернет- соединения или отсутствия доступа к ключевому носителю с сертификатом электронной подписи, а также ответом ПАО "Ростелеком" об отсутствии подключения по сети Интернет по причине профилактики оборудования в период с 14 часов 00 минут до 22 часов 00 минут 15 февраля 2019 года.
По результатам проверки заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) принято решение N 207S19190001283 от 15.04.2019 о привлечении Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Акшинский", предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2019 года в виде штрафа в размере 15000 руб.
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01190003973 от 22.05.2018 страхователю предложено уплатить штраф в размере 15000 руб. в срок до 17.06.2019.
Учитывая, что требование исполнено не было, 08.11.2019 территориальный орган Пенсионного фонда направил заявление о взыскании задолженности в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Учреждение является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого вменено Управлением Пенсионного фонда, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п. Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной Пенсионным фондом проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период январь 2019 г. установлено, что Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации "Акшинский" в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) сведения о застрахованных лицах за проверяемый период представлены несвоевременно.
По результатам проверки выявлено, что исходная форма СЗВ-М за январь 2019 г. представлена страхователем в орган Пенсионного фонда 18.02.2019 г. при установленном пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сроке 15.02.2019 г.
Обстоятельства совершенного учреждением правонарушения подтверждаются материалами дела, а именно: актом N 207S18190000880, решением Управления Пенсионного фонда N 207S19190001283 от 15.04.2019; а также другими материалами дела. Нарушений процедуры привлечения страхователя к ответственности не установлено.
Вместе с тем, из возражений учреждения на заявление пенсионного фонда следует, что несвоевременное представление сведений было не по вине Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Акшинский", а в связи со сбоем работы программного комплекса "СБИС Электронная отчетность", что подтверждается ответами ООО "Компания "Тензор" от 14.03.2019, 28.03.2019 об отсутствии услуг Интернет- соединения или отсутствия доступа к ключевому носителю с сертификатом электронной подписи, а также ответом ПАО "Ростелеком" об отсутствии подключения по сети Интернет по причине профилактики оборудования в период с 14 часов 00 минут до 22 часов 00 минут 15 февраля 2019 года. 15 февраля 2019 года была пятница и последний день сдачи отчетности, но в этот день по техническим причинам сдача отчета была невозможной, 16 и 17 февраля 2019 выходные дни (т.1, л.д. 88).
Более того, из ответов ООО "Компания "Тензор" от 14.03.2019, 28.03.2019 следует, что страхователь на протяжении дня - 15 февраля 2019 года многократно предпринимал действия по сдаче отчетности, но по техническим причинам из - за сбоя сети Интернет отчет не был доставлен до транспортного сервера (т.1, л.д.33-34).
Апелляционный суд отмечает, что из ответа ООО "Компания "Тензор" от 14.03.2019 следует, что отправка отчетности и получения ответных документов через приложение ПК СБИС требуется доступ к сети Интернет. Вместе с тем, в связи с отсутствием сети Интернет по причине профилактики с 14 часов 00 минут до 22 часов 00 минут 15 февраля 2019 года, что подтверждено представленным ответом из ПАО "Ростелеком", у страхователя отсутствовала техническая возможность направить отчетность по форме СЗВ-М в установленный законом срок. При этом, в данном случае не обращение страхователя в техническую службу ООО "Тензор" значения не имеет.
Вместе с тем, ссылка в апелляционной жалобе на то, что страхователь составил отчетность для передачи в Управление пенсионного фонда в последний день - 15.02.2019, апелляционным судом отклоняется, поскольку пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю совершить такое действие в любой момент периода, следовательно, представление сведений в последний день срока является правомерным поведением.
Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - январь 2019 года были предоставлены учреждением 18.02.2019 (в первый рабочий день) в 09:09:26, после подключения Интернета и восстановления работы сервера (сети "Интернет" и работы программного комплекса "СБИС Электронная отчетность").
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона N 27-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В соответствии с указанной правовой нормой виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона N 27-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются: 1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); 2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение); 3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов; 4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
Следовательно, при наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия, в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания возможно руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым кодексом установлена ответственность.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ).
В соответствии со статьей 109 НК РФ, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются иные, не предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица совершении правонарушения. Исходя из изложенного, право установления и оценки обстоятельств, исключающих ответственность, принадлежит суду, который по своему усмотрению может признать таковым обстоятельство, установленное им в ходе судебного разбирательства.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд обязан установить наличие в его действиях (бездействии) вины, как обязательного элемента состава правонарушения. Таким образом, привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.
Таким образом, достаточных и безусловных доказательств непринятия учреждением мер, направленных на исполнение соответствующей обязанности по своевременному представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по каналам электронной связи либо почтой Пенсионным фондом не представлено. Причина непредставления сведений является объективной и исключительной, по указанной причине (отсутствие электроэнергии и неисправность сетевого оборудования), по независящим от воли заявителя обстоятельствам учреждение не имело возможности представить необходимые сведения.
Соответственно, возникновение непреодолимых обстоятельств для исполнения обязанности в последний день срока с учетом того, что обязанность исполнена в первый же день после отпадения данных обстоятельств, исключает привлечение к ответственности в связи с отсутствием вины, как обязательного элемента состава правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании причины невозможности представления спорных сведений обстоятельством, исключающим вину учреждения в совершении правонарушения, в связи с чем, учреждение не может быть привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 января 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-13389/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-13389/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Агинском Бурятском округе Забайкальского края межрайонное
Ответчик: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Акшинский" по Акшинскому району
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2402/20
05.03.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-781/20
17.01.2020 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-13389/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-13389/19