г. Москва |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А41-90825/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Бизенков Д.В. по доверенности от 26.12.2019, диплом о юридическом образовании;
от ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ": Иванова Л.Н. по доверенности от 07.11.2019, диплом о юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Московской области
от 05 декабря 2019 года по делу N А41-90825/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Загорского Лакокрасочого завода"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Загорского Лакокрасочого завода" (далее - ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Центральному управлению федеральной таможенной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, Ростехнадзор, Центральное управление Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 20.09.2019 N 5.1-Пс/0861-0000ПК-2019, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2019 года по делу N А41-90825/19 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 60-62).
Не согласившись с данным судебным актом, Центральное управление Ростехнадзора обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Центрального управления Ростехнадзора поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Главным государственным инспектором отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газовому надзору Центрального управления Ростехнадзора при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности в части представления сведений об организации производственного контроля на опасном производственном объекте (Участок транспортирования опасных веществ, рег. N А02-90400-0004, III класс опасности, расположенный по адресу: 141315, Московская область, г. Сергиев Посад, Московское шоссе, д.22а) ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ" выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, выразившееся не представлении заявителем в срок до 01.04.2019 в Управление сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год, чем допущено нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункты 14, 14.1 Правил организации осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263.
В связи с обнаружением в действиях заявителя признаков правонарушения Центральным управлением Ростехнадзора в отношении ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ" составлен протокол от 09.08.2019 N 5.1-0000ПК-Пр/0861-2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ (т. 1 л. д. 17-21).
По результатам рассмотрения административных материалов, Центральным управлением Ростехнадзора в отношении ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ" вынесено постановление от 20.09.2019 N 5.1-Пс/0861-0000ПК-2019 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 200 000 руб. (т. 1 л. д.7-11).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.
В соответствии со статьей 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно требованиям статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Так, ежегодно, до 1 апреля организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана представить в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Требования к организации и осуществлению производственного контроля установлены в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 263 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 указанных Правил, эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Пунктом 14.1 Правил предусмотрено, что сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
В пункте 15 Правил содержится перечень сведений об организации производственного контроля, в который включается следующая информация:
- план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;
- организация системы управления промышленной безопасностью;
- фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;
- результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
- готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
- копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;
- состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
- инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах;
- подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.
В состав указанных в пункте 15 Правил сведений включается как план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, так и сведения о выполнении плана за предыдущий год (пункты 14.1 и 15 Правил).
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение приведенных требований промышленной безопасности обществом не представлены в Центральное управление Ростехнадзора в срок до 01.04.2019 сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год.
Доказательств обратного суду не представлено.
При этом решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2016 года по делу N А41-76325/15 ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
25 октября 2018 года посредством торгов имущественный комплекс ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ", включающий в себя земельный участок. Здания, сооружения, машины, производственное, офисное и иное оборудование, находящиеся на производственных участках и в прочих помещениях, продан ООО "АСО-Экспорт".
06 ноября 2018 года между ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ" и ООО "АСО-Экспорт" заключен договор-купли продажи, прошедший процедуру регистрации в Управлении Росреестра по Московской области (т. 1 л. д. 24-25).
Также, общество обращалось в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением от 20.03.2019 N 145/Ку (Вх. от 29.03.2019 N 121-585) о прекращении лицензируемого вида деятельности, а именно лицензии на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта от 17.04.2013 N ВП-00-014063, в связи с продажей спорного ОПО (т. 1 л. д. 29).
Уведомлением от 11.04.2019 N 11-05-08/3841 Центральное управление Ростехнадзора уведомило общество о прекращении действия лицензий (т. 1 л. д. 31).
12 апреля 2019 года ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ" обратилось в Ростехнадзор с заявлением об исключении общества из реестра собственников ОПО (т. 1 л. д. 32-36).
Административный орган письмом от 16.04.2019 отказал в предоставлении государственной услуги (т. 1 л. д. 36-37).
29 июля 2019 года общество повторно уведомило административный орган о том, что ООО "Управляющая компания ЗЛКЗ" находится в процедуре банкротства, спорный ОПО продан новому собственнику (т. 1 л. д. 38-39).
Однако вышеназванные обстоятельства, не свидетельствуют об отсутствии у общества обязанности по предоставлению в срок до 01.04.2019 в адрес Центрального управления Ростехнадзора сведений о производственном контроле ОПО, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключения указанного опасного производственного объекта из реестра ОПО.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства суду не представлено.
Наличие в действиях общества события и состава вмененного правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, привлечение к административной ответственности возможно как при доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, так и соблюдении процедуры привлечения к ответственности.
Нарушение при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ), если нарушения носят существенный характер и не позволяют полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004. N 10).
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 46) (далее - Постановление Пленума) предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции запрашивал у заинтересованного лица надлежащим образом заверенные копии административных материалов, в рамках которых вынесено оспариваемое постановление (т. 1 л. д. 1).
Однако запрашиваемы документы не были представлены суду.
Доказательства обратного в материалы дела не представлено.
Непредставление административным органом материалов по делу об административном правонарушении, не позволяет суду проверить соблюдение заинтересованным лицом порядка привлечения к административной ответственности.
В связи с непредставлением заинтересованным лицом административных материалов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным и подлежащего отмене постановления от 20.09.2019 N 5.1-Пс/0861-0000ПК-2019.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2019 года по делу N А41-90825/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-90825/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЗАГОРСКОГО ЛАКОКРАСОЧНОГО ЗАВОДА"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Московской области
Третье лицо: Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Московской области