город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2020 г. |
дело N А32-43486/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Хоролец Е.В. по доверенности от 04.02.2020, N 33,
от таможни: представители Рубан М.В. по доверенности от 22.01.2020, Шарипова А.М. по доверенности от 02.12.2019, Кришко Н.В. по доверенности от 20.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Международный аэропорт "Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 по делу N А32-43486/2019 по заявлению акционерного общества "Международный аэропорт "Краснодар" (ОГРН 1062312025456, ИНН 2312126429) к Краснодарской таможне, при участии третьего лица: Краснодарской транспортной прокуратуры, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Международный аэропорт "Краснодар" (далее - АО "МНА "Краснодар", АО "МАКр", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне признании незаконным и отмене постановления от 04.09.2019 N 10319000-1910/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей; признании незаконным и отмене постановления от 04.09.2019 N 10319000-1909/2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением от 30.12.2019 суд отказа в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "МНА "Краснодар" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что у административного органа не имелось оснований квалифицировать каждое указание кода ТН ВЭД вместо кода товара как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ. Общество также ссылается на отсутствие обязанности у владельца склада временного хранения по определению кода помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД. Заявитель полагает малозначительным допущенное правонарушение.
Представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 02 апреля 2018 года компанией перевозчиком выступала авиакомпания "Австрийские авиалинии", по авианакладной N 020-92238554 от 22.03.2018, счет фактура (инвойс) N 18-010 от 23.03.2018, в адрес ООО НПО "Кубаньзерно" поступил товар - "личинки пчелы", в количестве 8 мест, весом 96 кг., стоимостью 4000 долл. США. В пакете документов присутствовал ветеринарный сертификат серия RU NЭБ 01307498 от 05.04.2018, выдан ООО НПО "Кубаньзерно", а также Разрешение на ввоз ФС/УВН-01/254743 от 27 февраля 2018 г., выданное ООО НПО "Кубаньзерно".
02 апреля 2018 года в 20 час 00 минут, товар был помещен на склад временного хранения (далее - СВХ). Владельцем СВХ - акционерным обществом "Международный Аэропорт "Краснодар", действующим на основании свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения от 31.07.2015 N 10309/291210/10128/2, в отдел таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни представлен документ отчета ДО-1 N 0000373 от 02.04.2018, с указанием в графе 4 "код товара" в соответствии с ГС или ТН ВЭД кода "0106410001" - личинки пчелы. Информация с указанием присвоенного кода ТН ВЭД (0106410001) отсутствует в товаросопроводительных документах.
При проведении документального контроля установлено, что в предоставленных документах отсутствует ветеринарный сертификат на экспортируемых на таможенную территорию Евразийского экономического союза медоносных пчел, шмелей и коконов люцерновых пчел-листорезов. Госинспектором отдела пограничного ветеринарного контроля на Госгранице РФ и транспорте Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, 02 апреля 2018 г., был составлен акт N 28 "О нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору и установлено: Товар - личинки пчелы листорезы, прибыл на территорию ЕАЭС через воздушный пункт пропуска Краснодар "Пашковский".
Решение Коллегии Евразийского экономического Союза от 13.02.2048 N 27 "Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)" устанавливает ветеринарные требования (ветеринарно-санитарные) требования к животноводческим объектам, предназначенным для содержания пчел.
Административный орган пришел к выводу о нарушении п.п. 3.7; 6.3 Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза N 317 от 18 июня 2010 г., поскольку в документе отчета ДО-1 N 0000373 от 02.04.2018 должен был быть указан код товара, а именно код ТН ВЭД 0106900090.
Таким образом, таможня пришла к выводу, что в таможенный орган представлена отчетность по форме ДО-1 N 0000373 от 02.04.2018, содержащая недостоверные сведения о коде товара.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Краснодарской таможни в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.08.2019 N 10309000-1909/2019 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола (уведомление получено 20.08.2019).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Краснодарской таможни вынесено постановление от 04.09.2019 N 10319000-1909/2019 о привлечении АО "АО "МНА "Краснодар" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Кроме того, 02 апреля 2018 года компанией перевозчиком выступала авиакомпания "Австрийские авиалинии", по авианакладной N 020-92238554 от 22.03.2018, счет фактура (инвойс) N 18-010 от 23.03.2018, в адрес ООО НПО "Кубаньзерно" поступил товар - "личинки пчелы", в количестве 8 мест, весом 96 кг., стоимостью стоимость 4000 долл. США. В пакете документов присутствовал ветеринарный сертификат серия RU NЭБ 01307498 от 05.04.2018, выдан ООО НПО "Кубань-зерно", а также Разрешение на ввоз ФС/УВН-01/254743 от 27 февраля 2018, выданное ООО НПО "Кубаньзерно".
02 апреля 2018 года, в 20 часов 00 минут, вышеуказанный товар был помещен на склад временного хранения (далее - СВХ). Владельцем СВХ - акционерным обществом "Международный Аэропорт "Краснодар" действующим на основании свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения от 31.07.2015 N 10309/291210/10128/2, в отдел таможенного досмотра таможенного поста Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни представлен документ отчета ДО-1 N 0000373 от 02.04.2018, с указанием в графе 4 "код товара" в соответствии с ГС или ТН ВЭД код "0106410001" - личинки пчелы. Информация с указанием присвоенного кода ТН ВЭД (0106410001) отсутствует в товаросопроводительных документах.
На указанные товары 09.04.2018, декларантом ООО "РСТ" (получатель ООО НПО "Кубаньзерно") в таможенный орган была подана таможенная декларация (далее ДТ) N 10309130/090418/0000650 согласно которой данный товар был выпущен по процедуре выпуск для внутреннего потребления 09.04.2018.
09.04.2018 владельцем СВХ АО "МАКр" в таможенный орган был представлен документ отчета ДО-2 N 0000583 от 09.04.2018 о выдаче с СВХ товаров, оформленных по ДТ 10309130/090418/0000650. В документе отчета в графе 6 (код товара) указан код товара ТН ВЭД ЕАЭС 0106410001.
Документ отчета ДО -2 N 0000583 от 09.04.2018 должен был быть заполнен в соответствии со всеми сведениями о товарах, в том числе касающихся кодов ТНВЭД, указанными в ДТ N 10309130/090418/0000650.
Таким образом, в документе отчета ДО-2 N 0000583 от 09.04.2018 должен был быть указан код товара, заявленный ДТ N 10309130/090418/0000650, а именно код ТН ВЭД 0106900090 "личинки пчел листорезов".
Исходя из вышеизложенного, в таможенный орган представлена отчетность по форме ДО-2 N 0000583 от 09.04.2018, содержащая недостоверные сведения о коде товара с СВХ.
По данному факту Краснодарской таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.08.2019 N 10309000-1910/2019 по ст. 16.15 КоАП России по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола (уведомление получено 20.08.2019).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Краснодарской таможни вынесено постановление от 04.09.2019 N 10319000-1909/2019 о привлечении АО "АО "МНА "Краснодар" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Считая незаконными постановления о привлечении к административной ответственности, общество оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу статьи 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
По правилам пункта 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 18 ТК ЕАЭС).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Порядок ведения и предоставления отчетности в таможенный орган на момент представления обществом отчета по форме ДО-1, ДО-2 был установлен Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (далее - Порядок N 2688).
В соответствии с примечанием к приложению 5 Порядка N 2688 владельцы СВХ и лица, осуществляющие временное хранение в иных местах, формируют отчетность по форме ДО-1 на основании сведений, полученных ими при приеме товаров на хранение, и (или) копий документов, полученных от таможенного поста, осуществляющего таможенные операции и таможенный контроль товаров, помещаемых на временное хранение на данный СВХ, копии документов, представленных перевозчиком данному таможенному посту для завершения таможенной процедуры таможенного транзита (документов, представленных перевозчиком в месте прибытия).
Согласно пункту 30 раздела IV указанного Порядка владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по следующим формам:
- ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение;
- ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения;
ДО-3 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.
Как указано в пункте 32 Порядка N 2688, владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет таможенному посту отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров). Указанная форма отчетности включает в себя сведения о товарах, принятых на хранение, а именно: дату и время размещения на складе, наименование товара, код товара, складской номер товара, количество грузовых мест, вес товара, стоимость в валюте, буквенный код валюты, дату истечения срока временного хранения.
Таким образом, обязанность ведения и представления отчетности таможенному органу возложена Порядком N 2688 на лицо, осуществляющее временное хранение. В рассматриваемом случае таким лицом является АО "Международный аэропорт "Краснодар".
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено, что владельцем СВХ аэропортом "Краснодар" было допущено представление таможенному органу отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ, является доказанным.
Обществом не представлено доказательств принятия всех необходимых мер для недопущения совершения правонарушения.
В апелляционной жалобе общество ссылается на отсутствие обязанности у владельца склада временного хранения по определению кода помещаемого на временное хранение товара в соответствии с ГС или ТН ВЭД.
Вместе с тем, независимо от того, был ли указан код товара в качестве исполнения обязанности общества либо данные сведения не являлись обязательными к представлению в отчете, данные обстоятельства не опровергают наличия в действиях общества состава правонарушения, поскольку фактически соответствующие сведения были указаны в отчетности и являются недостоверными.
Общество не оспаривает недостоверность сведений о коде товара.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Суд первой инстанции также правильно указал, что документальным основанием при выдаче товаров со склада временного хранения является не оформленный при принятии товаров на хранение отчет ДО-1, а декларация на товары, по которой находившийся под таможенным контролем товар выпущен таможенным органом для внутреннего потребления.
На основании изложенного документ отчета ДО-2 N 0000583 от 09.04.2018 должен был быть заполнен в соответствии со всеми сведениями о товарах, в том числе касающихся кодов ТНВЭД, указанными в ДТ N 10309130/090418/0000650.
Таким образом, в документе отчета ДО-2 N 0000583 от 09.04.2018 должен был быть указан код товара, заявленный ДТ N 10309130/090418/0000650, а именно код ТН ВЭД 0106900090 "личинки пчел листорезов".
Из изложенного следует, что материалами дела доказано виновное совершение обществом правонарушения.
Судом также отклоняются доводы общества о том, что у административного органа не имелось оснований квалифицировать каждое указание кода ТН ВЭД вместо кода товара как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ.
Каждый факт заявления недостоверных сведений в отчетности образует состав правонарушения по ст. 16.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Обществом допущены нарушения в результате не одного действия (бездействия), а нескольких самостоятельных действий (бездействия) при представлении документов отчета ДО-1, ДО-2 в разные даты, по разному товару и разному характеру предоставленных недостоверных сведений (наименования товаров либо кода ТН ВЭД ЕАЭС).
Судом также не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок представления таможенной отчетности. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено, у общества имелась возможность предоставить таможне достоверные сведения при подаче отчетности.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение от 30.12.2019.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 по делу N А32-43486/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43486/2019
Истец: ОАО "Международный аэропорт "Краснодар"
Ответчик: Краснодарская таможня