г. Пермь |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А71-15807/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова (ИНН 0264015786, ОГРН 1021801582780): Каримов Р.Р. - представитель по доверенности от 09.01.2020, диплом, паспорт;
от заинтересованного лица - Отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 5262130969, ОГРН 1045207821493): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 января 2020 года по делу N А71-15807/2019
по заявлению акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова
к Отделу (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Акционерное общество "Белкамнефть" (далее - АО "Белкамнефть", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии г. Уфа (далее - Отдел (инспекция) в Республике Башкортостан ПМТУ Росстандарта, административный орган) от 29.08.2019 N 81ю-2019 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.01.2020 (резолютивная часть решения объявлена 14.01.2020) признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 29.08.2019 N 81ю-2019, вынесенное Отделом (инспекцией) в Республике Башкортостан ПМТУ Росстандарта в отношении АО "Белкамнефть" им. А.А. Волкова в части назначенного наказания, назначив наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с выводами суда о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения; по существу нарушений заявитель приводит доводы аналогичные приведенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 10.07.2019 N 939 Отделом (инспекцией) в Республике Башкортостан ПМТУ Росстандарта в отношении АО "Белкамнефть" была проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1467 от 25.06.2019 "Об организации и проведении внеплановых проверок приемо-сдаточных пунктов нефти, через которые осуществляется прием нефти, в том числе приемо-сдаточных пунктов, принадлежащих организациям, не входящим в группу ПАО "Транснефть", оказывающим услуги по сдаче нефти в систему магистральных нефтепроводов и не имеющим собственных объектов добычи нефти", изданного в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 05.06.2019 N ДК-П9-4635.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 25.07.2019 N 81-2019 (л.д.73-78).
В результате проверки установлено нарушение п.8.1 ГОСТ Р 51858-2002 "Общие технические условия", п.1.6 ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", п.4.2 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" в части требований к содержанию документа о качестве - предъявленные паспорта качества нефти N 193/1 от 16.07.2019 и N 193/2 от 16.07.2019 не содержат на выпускаемую в обращение нефть 3.3.1.1 (ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия"):
- нормы показателей качества (п.8.1 ГОСТ Р 51858-2002 и п.1.6 ГОСТ 1510-84);
- обозначение нормативного документа или технической документации, конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту, обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу (п.4.2 ГОСТ Р 55971-2014);
- значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации (п.4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014).
25.07.2019 обществу выдано предписание N 81-2019, в соответствии с которым АО "Белкамнефть" предписано на основании ч.1 ст. 34 Федерального закона "О техническом регулировании" в срок до 26.08.2019 устранить нарушения п.8.1 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", п.1.6 ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", п.4.2, п.4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" в паспортах качества N 193/1 от 16.07.2019 и N 193/2 от 16.07.2019 (л.д.79-81).
25.07.2019 представителю Общества вручено уведомление от 25.07.2019 N 4/06-18/353 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
01.08.2019 по факту выявленных нарушений, в присутствии представителя Общества по доверенности Третьяковой С.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Копия протокола об административном правонарушении от 01.08.2019 с указанием времени и места рассмотрения дела вручены представителю Общества Третьяковой С.Н. 01.08.2019, о чем имеется соответствующая отметка.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, административным органом в присутствии представителя АО "Белкамнефть" вынесено постановление от 29.08.2019 N 81ю-2019, на основании которого общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал состав правонарушения доказанным, оспариваемое постановление признал незаконным и изменил только в части назначения наказания, снизив штраф в два раза.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к ст. 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Исходя из толкования ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", а именно: применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Исходя из толкования ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", а именно: применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
В соответствие с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 89 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" с 01.07.2019 вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (TP ЕАЭС 045/2017)", который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности нефти в целях обеспечения защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (статья 1 раздела I).
В соответствии с п.2 раздела 1 TP ЕАЭС 045/2017 объектом технического регулирования является нефть, подготовленная к транспортировке и (или) использованию, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза.
Согласно п.5 раздела III ТР ЕАЭС 045/2017 нефть, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно п.6 раздела III ТР ЕАЭС 045/2017 каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна сопровождаться паспортом, который содержит следующие сведения:
а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт;
б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии);
в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом;
г) нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее - Единый реестр);
д) номер партии;
е) единый знак обращения продукции на рынке Союза;
ж) номер и дата выдачи паспорта;
з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.
Согласно п.8.1 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" (далее ГОСТ Р 51858-2002) нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510.
Согласно п.4.1 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" (далее ГОСТ Р 55971-2014) каждая партия каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ 1510-84 сопровождается паспортом.
Согласно пункта 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 паспорт должен содержать логотип компании и/или предприятия (при наличии наименование предприятия-изготовителя, его юридический адрес и адрес мест производства; наименование испытательной лаборатории, адрес и номер аттестата аккредитации (при наличии); номер паспорта; наименование продукт его марку и условное обозначение (при наличии); обозначение нормативного документа или технической документации, конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту; код ОКП; дату изготовления продукта, номер партии (при необходимости); дату отбора пробы и обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; место отбора проб, номер емкости (при необходимости); уровень наполнения (при необходимости); размер (массу) партии; дату проведения испытаний; дату оформления паспорта; номер декларации (или сертификата соответствия), продукт (при наличии) и срок действия; данные о сертификации системы менеджмента качества предприятия-изготовителя на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 и срок действия (при наличии); табличную часть; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа или технической документации, конструкторской документации и технического регламента (при наличии) на основании результатов испытаний; дополнительную информацию для потребителей (при необходимости).
В соответствии с п.4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014 табличная часть паспорта должна содержать: наименование показателей; обозначение нормативных документов на методы испытаний; значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации; значение показателей по техническому регламенту (при наличии); фактические значения показателей.
Факт нарушения требований вышеприведенных ГОСТов, поименованных в оспариваемом постановлении административного органа, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 25.07.20-19 (т. 1 л.д. 73-78), протоколом об административном правонарушении от 01.08.2019 (т. 1 л.д. 67-70), что свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Поддерживая соответствующий вывод суда первой инстанции апелляционный суд отмечает, что при условии, если изготовителем в паспортах качества нефти N 191/1 и N 193/2 от 16.07.2019 применено обозначение государственного стандарта ГОСТ Р 51858, требования указанного стандарта являются для изготовителя обязательными, значит, и во взаимосвязи с применяемым в обозначении стандартом требования отсылочных ГОСТ Р 55971-2014 и ГОСТ 1510 также являются обязательными и подлежат исполнению в целях, указанных в ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ в период переходных положений ТР ЕАЭС 045/2017.
Приведенный в жалобе довод о добровольности применения положений ГОСТ 1510-84, ГОСТ Р 55971-2014 апелляционным судом проверен и отклонен, так как указанные стандарты являются действующими, сведения о прекращении их действия отсутствуют.
Кроме того, согласно справке к ГОСТ 1510-84 с 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов указанный ГОСТ носит рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ. В рассматриваемом случае позиция административного органа о выполнении требований ГОСТ 1510-84 соответствует целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
Обязательность применения ГОСТов как нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в установленных законом случаях подтверждается позицией Верховного Суда РФ (решение от 12 января 2015 г. N АКПИ14-1259).
По приведенным мотивам апелляционным судом отклонены доводы общества, которые сводятся к отсутствию в его действиях объективной стороны вмененного ему административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины АО "Белкамнефть" в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии в действиях заявителя состав вменяемого правонарушения были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, нарушений процессуального характера не имеется.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 3.2 ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер назначенного обществу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, - до 50 000 рублей. Административный орган снижение штрафа не оспаривает.
Апелляционный суд полагает, что назначенное заявителю наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. по своему размеру и виду отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости и целесообразности юридической ответственности.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом таких обстоятельств.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции признает не опровергающими выводы суда первой инстанции; они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Оснований для иной оценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 января 2020 года по делу N А71-15807/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15807/2019
Истец: АО "Белкамнефть" имени А.А. Волкова
Ответчик: Отдел (инспекция) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта)