г. Вологда |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А05-11155/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 марта 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дьякова Алексея Владимировича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 декабря 2019 года по делу N А05-11155/2019,
установил:
Дьяков Алексей Владимирович (место жительства: 164548, Архангельская область) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - администрация) о признании незаконным решения от 20.05.2019 об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Архангельск" адреса "на пересечении улица Добролюбова и улица Кутузова" для размещения объекта торговли на земельном участке с кадастровым номером 29:22:031609:165.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство), Трофимов Алексей Валерьевич (место жительства: Архангельская область).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела. Полагает, что в соответствии с положениями статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации при смене арендодателя условия договора аренды сохраняются и ответчик обязан был исполнять условия договора аренды и согласовать строительство нестационарного торгового объекта. Считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии попыток согласовать строительство не соответствует обстоятельствам дела. Также считает ошибочным вывод суда о том, что арендованный участок располагается на газоне и по этой причине на нем нельзя размещать нестационарный торговый объект. Указывает на то, что суд первой инстанции не учел тот факт, что превышение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов относится только к продовольственным товарам.
Администрация, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, министерством (арендодатель) и Трофимовым А.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 15.05.2017 N 8/15сев, государственная собственность на который не разграничена. По условиям договора арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование земельный участок площадью 100 кв. м, имеющий кадастровый номер 29:22:031609:165, по адресу: города Архангельск, Северный территориальный округ города Архангельска, на пересечении улиц Добролюбова и Кутузова, для размещения объекта розничной торговли (без права капитального строительства и создания объектов недвижимости).
Трофимовым А.В. (арендатор) и Дьяковым А.В. (субарендатор) заключен договор субаренды названного земельного участка от 07.06.2017.
Дьяков А.В. обратился к ответчику с заявлением от 17.05.2019 о внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Архангельск" адреса "на пересечении улиц Добролюбова и Кутузова" для размещения объекта торговли на земельном участке с кадастровым номером 29:22:031609:165.
В ответ на обращение администрация направила заявителю письмо от 20.05.2019, в котором указала, что в соответствии с Порядком разработки и утверждения органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Архангельской области, схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановление Минагропромторга Архангельской области от 09.03.2011 N 1-п (далее - Порядок N 1-п), нестационарные торговые объекты не должны размещаться на тротуарах, газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках; такие объекты размещаются для восполнения недостатка стационарных торговых объектов при условии низкого показателя обеспеченности населения площадью торговых объектов. Участок с кадастровым номером 29:22:031609:165 расположен рядом с жилым домом в зоне газонов и зеленых насаждений, в границах участка находится мостовая, поэтому расположение земельного участка не соответствует требованиям, установленным Порядком N 1-п. В 150 м от участка находится торговый комплекс "Пенаты" по улице Кировской, дом 10/2, где размещен продовольственный магазин "Дисма" и отделы, торгующие непродовольственными товарами. Кроме того, в радиусе 500 м от участка размещены несколько стационарных магазинов, перечисленных в письме. Соответственно, согласно условиям, установленным действующим законодательством, отсутствуют основания для внесения в схему размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Город Архангельск" адреса "на пересечении улиц Добролюбова и Кутузова" для размещения объекта торговли на земельном участке с кадастровым номером 29:22:031609:165 площадью 100 кв. м.
Определением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 29.08.2019 по делу N 2а-1130/2019 производство по административному иску Дьякова А.В. к администрации о признании незаконным решения от 20.05.2019 прекращено в связи тем, что дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В связи с изложенным Дьяков А.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 10 данного Закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772), включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения.
Порядок N 1-п устанавливает основные требования к размещению нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема) с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории, достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2 данного Порядка).
В силу пункта 3 Порядка N 1-п при разработке схемы органы местного самоуправления должны учитывать требования земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, в области образования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и другие установленные законодательством Российской Федерации требования.
Подпунктами 2 и 7 пункта 10 Порядка N 1-п установлено, что при разработке схемы следует руководствоваться следующими принципами: не размещать нестационарные торговые объекты на тротуарах, газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках; нестационарные торговые объекты размещаются для восполнения недостатка стационарных торговых объектов при условии низкого показателя обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 6.4.5 договора аренды земельного участка от 15.05.2017 арендатор обязан не допускать установки временных сооружений без согласования с департаментом градостроительства мэрии города Архангельска.
Решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 утверждены Правила благоустройства города Архангельска (далее - Правила N 581), которые устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере внешнего благоустройства и озеленения, определенный порядок уборки и содержания территорий муниципального образования "Город Архангельск". Требования данных Правил обязательны для всех физических и юридических лиц и направлены на поддержание санитарного порядка, охрану окружающей среды, повышение безопасности населения.
Согласно пункту 1.5 Правил N 581 газон - это участок, занятый преимущественно естественно произрастающей или засеянной травянистой растительностью (дерновый покров). Зеленые насаждения - это древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая, травянистая растительность естественного и искусственного происхождения на определенной территории (включая парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники), за исключением территорий городских лесов, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, а также садовых, огородных и дачных земельных участков. Объект озеленения - разновидность объекта благоустройства, представляющая собой территорию различного функционального назначения, покрытую древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного либо искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью (почвенный покров), но являющиеся неотъемлемой составной частью озелененной территории, на которых размещаются или могут размещаться иные объекты благоустройства.
На основании акта осмотра спорного земельного участка от 20.05.2019, составленного главой администрации и специалистами Северного территориального округа администрации Муниципального образцовая "Город Архангельск", данных публичной кадастровой карты Архангельской области суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности отказа заявителю во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов спорного адреса для размещения объекта торговли на основании несоответствия такого внесения принципу неразмещения нестационарных торговых объектов на газонах и прочих объектах озеленения.
Доводы подателя жалобы об ином подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.
Вопреки позиции подателя жалобы, условия заключенных договоров аренды и субаренды не могут быть расценены как имеющие большую юридическую силу относительно правовых норм.
Правилами установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291 (далее - Правила N 291), определен порядок установления уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов; нормативов минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов.
Тем же постановлением Правительства Российской Федерации утверждена методика расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно пункту 4 Приложения 3 к названной методике нормативы минимальной обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами не устанавливаются для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, за исключением случаев принятия решения уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, об установлении указанных нормативов с учетом социально-экономических и демографических факторов.
Для расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов такого ограничения не установлено.
Постановлением Правительства Архангельской области от 19.04.2016 N 123-пп (далее - Постановление N 123-пп) утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Архангельской области.
Пунктом 9 части III Постановления N 123-пп предусмотрено, что в региональных нормативах установлены расчетные показатели в области потребительского рынка по следующим направлениям: по организации розничных рынков; по обеспеченности населения муниципальных образований площадью торговых объектов.
Согласно приложению 1 к Закону Архангельской области от 29.10.2010 N 212-16-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере регулирования торговой деятельности" по муниципальному образованию "Город Архангельск" суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов составляет 634 кв. метра на 1 тыс. человек, в том числе по продовольственным товарам - 239 кв.м на 1 тыс. человек, по непродовольственным товарам - 395 кв.м на 1 тыс. человек.
В соответствии с представленными администрацией данными об обеспеченности торговыми площадями Северного территориального округа г.Архангельска обеспеченность указанного округа торговыми площадями на 01.01.2019 составляет 143,6 % к установленному нормативу (то есть превышает норматив на 43,6 %).
Довод подателя жалобы о наличии превышения показателя обеспеченности торговыми платежами к установленному нормативу только в отношении продовольственных товаров опровергается представленными администрацией сведениями, согласно которым такое превышение по непродовольственным товарам составляет 127 %, а установленный в решении суда показатель 143,6 % является усредненным относительно и продовольственных и непродовольственных магазинов.
Заявитель доказательств, опровергающих данные об обеспеченности торговыми площадями не представил, в том числе не опроверг довод администрации о нахождении в 150 м от участка с кадастровым номером 29:22:031609:165 объектов торговли, перечисленные в письме от 20.05.2019.
Ссылка подателя жалобы на нахождение ранее на рассматриваемом участке остановочного торгового комплекса, который был включен в схему, доводов администрации не опровергает, поскольку, как указал сам заявитель, названный нестационарный торговый объект их схемы исключен.
При таких обстоятельствах администрация правомерно отказала во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов спорного адреса и по основанию отсутствия недостатка торговых объектов на соответствующей территории.
В силу изложенного оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 декабря 2019 года по делу N А05-11155/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Дьякова Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11155/2019
Истец: Дьяков Алексей Владимирович
Ответчик: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Третье лицо: министерство имущественных отношений Архангельской области, Трофимов Алексей Валерьевич