г. Челябинск |
|
05 марта 2020 г. |
Дело N А34-9821/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - Главном судебном приставе Российской Федерации Аванесяна Ваагна Романовича на определение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2019 по делу N А34-9821/2017.
Акционерное общество "Лыткаринский завод оптического стекла" (далее - общество "ЛЗОС", истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Курганский машиностроительный завод" (далее - общество "Курганмашзавод", ответчик) о взыскании задолженности по договору от 25.02.2014 N 00280-25/2014 в сумме 33 587 738 руб. 13 коп., по договору от 14.01.2015 N 00029-34/2015- в сумме 6 555 895 руб. 83 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 766 352 руб. 48 коп. (с учетом принятых судом уточнений исковых требований).
Определением суда от 12.09.2017 к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.01.2018 исковые требования общества "ЛЗОС" удовлетворены частично: с общества "Курганмашзавод" в пользу обществ "ЛЗОС" взыскана задолженность по договору от 25.02.2014 N 00280-25/2014 в сумме 33 587 738 руб. 13 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 152 212 руб. 26 коп.; задолженность по договору от 14.01.2015 N 00029-34/2015 в сумме 6 555 895 руб. 83 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 545 621 руб. 17 коп., всего - 42 841 467 руб.
39 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 решение Арбитражного суда Курганской области от 30.01.2018 по делу N А34-9821/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества "Курганмашзавод" - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист серии ФС 019073965.
В рамках исполнительного производства от 08.02.2019 N 48023/19/99001-ИП судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 30.05.2019 о взыскании с общества "Курганмашзавод" исполнительского сбора в размере 7% от суммы долга, что составляет 3 012 880 руб. 39 коп.
Общество "Курганмашзавод" (далее также - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о снижении размера исполнительского сбора до 2 801 978 руб. 76 коп.
Определением суда первой инстанции от 30.10.2019 указанное заявление принято к рассмотрению, в качестве заинтересованных лиц привлечены судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесян В.Р., Управление по исполнению особо важных исполнительных производств (УИОВИП ФССП России).
Определением от 21.11.2019 судом принято уточнение требований, согласно которого заявитель просил снизить исполнительский сбор с суммы с 3 012 880 руб. 39 коп. до 2 259 660 руб. 29 коп.
Определением суда первой инстанции от 23.12.2019 заявление об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворено: размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 30.05.2019 в рамках исполнительного производства N 48023/19/99001-ИП, снижен с 3 012 880 руб. 39 коп. до 2 259 660 руб. 29 коп.
Не согласившись с вынесенным определением, судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесян В.Р. (далее также - судебный пристав Аванесян В.Р., податель жалобы) обжаловал его в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, просил данное определение отменить, в удовлетворении заявленных требований общества "Курганмашзавод" об уменьшении размера исполнительского сбора до 2 259 660 руб. 29 коп. отказать в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что должником не предоставлены доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что должником задолженность по вышеуказанному исполнительному производству не погашена в полном объеме, действия судебного пристава - исполнителя полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, основания для снижения размера исполнительского сбора отсутствуют.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.02.2019 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 48023/19/99001-ИП (предмет исполнения задолженность в размере 43 041 148 руб. 39 коп.).
Судебным приставом Аванесяном В.Р. 30.05.2019 вынесено постановление о взыскании с должника - общества "Курганмашзавод" исполнительского сбора в размере 3 012 880 руб. 39 коп. в связи с неисполнением без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительного документа.
Считая, что исполнительский сбор не соразмерен степени его вины, общество "Курганмашзавод" обратилось с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора.
Определением суда первой инстанции от 23.12.2019 заявление об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворено: размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 30.05.2019 в рамках исполнительного производства N 48023/19/99001-ИП, снижен с 3 012 880 руб. 39 коп. до 2 259 660 руб. 29 коп.
Удовлетворяя заявление об уменьшении размера исполнительского сбора, суд первой инстанции пришел к выводу, что совокупность представленных доказательств указывает на отсутствие у общества "Курганмашзавод" объективной возможности в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого определения.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 11, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона; срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 названного Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с положениями части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор определен в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации.
Согласно части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, вопрос о возможности снижения исполнительского сбора должен быть рассмотрен исходя из обстоятельств дела, а также с учетом характера совершенного правонарушения и степени вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Факт того, что требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения не были исполнены, должником не оспаривается.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции, уменьшая размер исполнительского сбора, принял во внимание обстоятельства неисполнения заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, вину должника, имущественное положение заявителя, а также принципы индивидуализации и дифференцированности санкции в виде взыскания исполнительского сбора.
Так, судом первой инстанции учтено, что финансирование производственной деятельности общества "Курганмашзавод" осуществляется в основном за счет бюджетных средств, выплачиваемых в рамках заключенных государственных контрактов (общество является стратегическим предприятием, обязано выполнять ряд мероприятий, в том числе, по выпуску и изготовлению запасных частей продукции по государственному оборонному заказу), на расчетных счетах общества "Курганмашзавод" в период течения срока для добровольного исполнения отсутствовали денежные средства в необходимом для исполнения объеме, более того, в отношении общества "Курганмашзавод" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) (арбитражное дело N А34-2210/2017).
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о снижении размера исполнительского сбора до суммы 2 259 660 руб. 29 коп., оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции в апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного определение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
При подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2019 по делу N А34-9821/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - Главном судебном приставе Российской Федерации Аванесяна Ваагна Романовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-9821/2017
Истец: АО "Лыткаринский завод оптического стекла"
Ответчик: ОАО "Курганский машиностроительный завод"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10940/20
05.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1841/20
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-9821/17
05.06.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3795/18
30.01.2018 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-9821/17