г. Челябинск |
|
06 марта 2020 г. |
Дело N А47-11184/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2019 по делу N А47-11184/2019.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Общество с ограниченной ответственностью "Исток" (далее - заявитель, общество, ООО "Исток") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Оренбург) (далее - заинтересованное лицо, фонд, отделение, ГУ ОРО ФСС РФ) о признании незаконным и отмене уведомления Фонда социального страхования Российской Федерации о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 29.04.2019 года, обязании Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации пересчитать размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2019 года с учетом основного вида деятельности ООО "Исток" - забор, очистка и распределение воды (36.00).
Решением суда первой инстанции от 25.11.2019 (резолютивная часть решения объявлена 19.11.2019) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным уведомление Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.04.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд также обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления обществу с ограниченной ответственностью "Исток" класса профессионального риска, соответствующего подтвержденному основному виду экономической деятельности по ОКВЭД с января 2019 года с учетом основного вида деятельности ООО "Исток" - забор, очистка и распределение воды (36.00 и взыскал с Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Исток" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины денежные средства в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением суда, фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что срок, установленный пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), страхователем не соблюден. Правовые последствия пропуска страхователем срока ежегодного подтверждения ОКВЭД предусмотрены пунктом 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713) и пунктом 5 Порядка N 55.
По мнению фонда, в силу прямого указания правовой нормы пункта 5 Порядка N 55 использование территориальными органами Фонда данных из ЕГРЮЛ в целях отнесения страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, не нарушает законных интересов страхователей. Справки в подтверждение основного виде экономической деятельности были получены от страхователя в судебном заседании и не могут быть подтверждением основного вида экономической деятельности, поскольку не содержат сведения о доходах общества и противоречат представленной заявителем справки в подтверждение основного вида экономической деятельности. На основании изложенного, по мнению фонда, его действия полностью отвечают требованиям законодательства.
Заявитель в своем отзыве от 28.02.2019 просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Исток" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.06.2017 за основным государственным регистрационным номером 1175658013850, поставлено на учет в качестве страхователя в ГУ ОРО ФСС РФ за регистрационным номером 5600548590. Основной вид экономической деятельности - "Забор, очистка и распределение воды", код ОКВЭД 36.00.
Страхователем в установленный законом срок до 15 апреля 2019 в филиал ГУ ОРО ФСС РФ заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности представлены не были.
В отношении ООО "Исток" фондом вынесено уведомление от 29.04.2019 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым страхователю с января 2019 года определен 22 класс профессионального риска в соответствии с основным видом экономической деятельности "Аренда и лизинг строительных машин и оборудования", установлен размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40% суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных.
Общество обратилось 28.08.2019 с заявлением к Фонду о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением справки-подтверждения основного вида экономической деятельности.
В связи с неполучением ответа на указанное заявление, полагая, что уведомление Фонда от 29.04.2019 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для признания оспариваемого уведомления недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В силу статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя.
В соответствии с положениями статей 21, 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, размер которых дифференцирован по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В пунктах 8, 9 Правил указано, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности, осуществляемый этими лицами.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (далее - Порядок N 55).
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Согласно пункту 9 Правил основной вид экономической деятельности коммерческой организации это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В пункте 13 Правил установлено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается заявителем, документы, подтверждающие ОКВЭД заявителя за 2019 год, в установленный срок до 15.04.2019 не были представлены.
Уведомлением фонд установил обществу тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40 процента, что соответствует виду экономической деятельности общества "Аренда и лизинг строительных машин и оборудования", ОКВЭД 5600 1, имеющей наиболее высокий класс профессионального риска (22 класс) из видов экономической деятельности общества, которые указаны в ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал вывод об обоснованности требований заявителя и необходимости определять вид экономической деятельности исходя из фактически осуществляемой страхователем.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 и от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969, предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Ввиду изложенного, установление страхователю вида экономической деятельности, имеющего наиболее высокий класс профессионального риска, допускается только в случае непредставления страхователем сведений об осуществляемом фактически основном виде экономической деятельности. При этом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд, бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе.
По общему правилу, коммерческие организации обладают универсальной правосубъектностью, в связи с чем, они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности осуществляются.
В подтверждение деятельности, фактически осуществляемой в отчетном периоде, обществом в фонд были представлены: справки - подтверждение основного вида экономической деятельности (водоснабжение) от 24.09.2019 г. N 237, выданная Администрацией МО Южноуральский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, справка от 24.09.2019 г. N 268, выданная Администрацией МО Кариновский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, справка от 24.09.2019 г. N 110, выданная Администрацией МО Донецкого сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, справка от 24.09.2019 г. N 4518, выданная Администрацией МО Родничнодольский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области, также соответствующее заявление от 21.05.2019 с указанием основного вида деятельности в 2018 году.
Поскольку пунктом 5 Порядка N 55 установлено, что при определении класса профессионального риска следует исходить из "осуществляемых видов экономической деятельности", то вид фактически осуществляемой юридическим лицом деятельности не может быть определен только на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности страхователя (учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ).
Заявление о подтверждении соответствующего вида деятельности было получено фондом 28.08.2019.
При этом, Фондом не опровергнуто, что в период своей деятельности Общество сдавало отчетность и уплачивало страховые взносы только по одному виду деятельности по ОКВЭД 36.00 - забор, очистка и распределение воды с 1 классом профессионального риска, с размером страховых взносов по страховому тарифу 0,20%.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об изменении страхователем основного вида деятельности. Каких либо доказательств осуществления страхователем указанного в уведомлении от 29.04.2019 г. вида деятельности "Аренда и лизинг строительных машин и оборудования" заинтересованное лицо не представило.
Таким образом, с учетом того, что общество 28.08.2019 представило фонду документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности - "Забор, очистка и распределение воды" - код 36.00, заинтересованное лицо обязано было рассмотреть их по существу и вынести соответствующее решение, несмотря на пропуск заявителем срока представления таких документов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Порядком N 55 не установлено каких-либо санкций, в том числе, в виде отнесения экономической деятельности заявителя на текущий год к виду, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, за непредставление сведений об основном виде экономической деятельности в установленный срок.
Судом также отклоняется довод жалобы о том, что исходя из справки - подтверждения видов деятельности от 21.05.2019 вид деятельности "производство прочих строительно-монтажных работ" составляет 50 % основания для отнесения к основному виду деятельности "Забор, очистка и распределение воды" отсутствовали.
Проанализировав указанную справку, суд апелляционной инстанции соглашается с пояснениями заявителя относительно наличия явной арифметической ошибки при исчислении доли дохода от осуществляемых видов деятельности. Фактически, доля дохода по виду деятельности "Забор, очистка и распределение воды" составляет 84,8 %, что позволяет отнести его к основному виду деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о неправомерности оспариваемого уведомления фонда и обоснованности требований заявителя, следует признать верными.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции правомерно возложил на фонд обязанность установить заявителю с января 2019 года класса профессионального риска, соответствующего подтвержденному основному виду экономической деятельности по ОКВЭД с учетом основного вида деятельности ООО "Исток" - забор, очистка и распределение воды (36.00).
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки позиции суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2019 по делу N А47-11184/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11184/2019
Истец: ООО "Исток"
Ответчик: ГУ Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ООО Представитель "Исток" Лагаева Е.М.