город Омск |
|
06 марта 2020 г. |
Дело N А46-9453/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-457/2020) индивидуального предпринимателя Жуматаева Сагидуллы Каиргельденовича на решение Арбитражного суда Омской области от 12.12.2019 по делу N А46-9453/2019 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Жуматаева Сагидуллы Каиргельденовича (ИНН 550700721370, ОГРНИП 312554316000160) к Администрации Октябрьского административного округа г. Омска, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленных требований, - индивидуального предпринимателя Карапетяна Герасима Василовича, о признании недействительным решения Администрации Октябрьского административного округа г. Омска, изложенного в письме исх.66-ф от 02.04.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Жуматаева Сагидуллы Каиргельденовича - Калинина Лариса Евгеньевна (по доверенности от 01.02.2020 сроком действия один год);
от Администрации Октябрьского административного округа г. Омска - Калинин Максим Станиславович (по доверенности N исз-ОАО/1-13/126 от 04.02.2020 сроком действия один год);
от индивидуального предпринимателя Карапетяна Герасима Василовича - Дегтярева Анастасия Сергеевна (по доверенности от 27.06.2018 сроком действия на два года);
установил:
индивидуальный предприниматель Жуматаев Сагидулл Каиргельденович (далее - заявитель, ИП Жуматаев С.К., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 02.04.2019 исх.66-ф об отказе во включение в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) со специализацией "Универсальная торговля", по адресам: г. Омск, ул. Кирова, д. 9, по ул. Б. Хмельницкого, остановка общественного транспорта "Л. Чайкиной" (четная сторона) в Октябрьском округе города Омска в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 23.11.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее в том числе постановления 1812-п).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Карапетян Герасим Василович (далее - ИП Карапетян Г.В., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.12.2019 по делу N А46-9453/2019 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Возражая против принятого по делу решения, предприниматель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы ее податель указывает на довод Администрации о том, что НТО расположен на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений был признан незаконным в рамках рассмотрения дела N А46-6143/2018; относительно того, что НТО расположен на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта предприниматель поясняет, что данное расположение было предложено Администрацией, рядом с НТО предпринимателя также размещены более 10 иных НТО.
От ИП Карапетяна Г.В. поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ИП Жуматаева С.К. поддержаны доводы жалобы.
Представитель ИП Карапетяна Г.В. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации оспаривал доводы жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от 15.12.2014 N Д-О-21-10873 часть земельного участка площадью 80 кв. м из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:120307:3449 площадью 156 770 кв. м, месторасположение которого установлено в центральной части кадастрового квартала 55:36:12 03 07, передана в аренду ООО "Аврора".
Впоследствии на основании соглашения к договору аренды земельного участка от 15.12.2014 N Д-О-21-10873 права и обязанности по договору аренды от выбывшего арендатора перешли к ИП Жуматаеву С.К.
В соответствии с договором аренды от 09.09.2014 N Д-О-21-10777 часть земельного участка с учетным номером 183, зарезервированного для государственных нужд Омской области в силу приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 16.10.2013 N 45-п, площадью 61 кв. м из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, передана в аренду ООО "Аврора", кадастровый номер участка 55:36:000000:489 (183).
Соглашением к договору аренды земельного участка от 22.10.2014 N Д-О-21-10777 права и обязанности арендатора перешли к ИП Жуматаеву С.К.
Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес ИП Жуматаева С.К. направлено уведомление от 12.10.2017 о незаключении на новый срок договоров аренды N N Д-О-21-10873, Д-О-21-10777 после истечения сроков их действия. Одновременно арендодатель проинформировал предпринимателя о возможности реализации владельцем НТО преимущественного права на заключение с администрацией административного округа договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В срок, установленный пунктом 24 Постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Постановление N 1812-п, Порядок N 1812-п), а именно - 25.12.2017, ИП Жуматаев С.К. обратился в Администрацию ОАО г. Омска с заявлением о предоставлении компенсационного места на размещение НТО по ул. Кирова, 9 в г. Омске в Октябрьском административном округе (в связи с тем, что на момент обращения с заявлением торговый павильон расположен по договору аренды земельного участка от 15.12.2014 N Д-О-21-10873 в нарушение пункта 18 Порядка N 1812-п), включении его в схему размещения НТО и заключении соответствующего договора на размещение указанного объекта без проведения аукциона.
Одновременно предпринимателем подано заявление о включении НТО по ул. Б. Хмельницкого, остановка общественного транспорта им. Л. Чайкиной (четная сторона) в Октябрьском административном округе г. Омска в схему размещения НТО и заключении соответствующего договора на размещение данного объекта без проведения аукциона.
Администрацией отказано в удовлетворении поданных предпринимателем заявлений со ссылкой на то, что размещение объектов в предложенном месте действующей схемой размещения НТО не предусмотрено. Размещение объекта по адресу г. Омск, ул. Кирова, 9, не соответствует требованиям, установленным пунктом 18 главы III Порядка N 1812-п в части запрета размещения НТО ближе 15 метров от окон жилых домов, общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов. Относительно НТО по адресу: г. Омск, ул. Б. Хмельницкого, остановка общественного транспорта им. Л. Чайкиной (четная сторона), заинтересованным лицом указано, что ранее комиссией принималось решение о возможном включении места размещения объекта в схему (письмо от 05.06.2017 N ОАО\01-18\1428), однако данное место не было согласовано Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
Предпринимателем оспорено означенное решение Администрации в рамках дела N А46-6143/2018.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.11.2018 по делу N А46-6143/2018 требование предпринимателя удовлетворено. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию включить торговый объект предпринимателя в схему размещения НТО.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 указанное решение отменено в части выбора способа восстановления нарушенного права, а именно суд обязал Администрацию повторно рассмотреть обращение ИП Жуматаева С.К. от 25.12.2017, в связи с допущенными заинтересованным лицом процессуальными нарушениями.
Во исполнение требований суда Администрацией повторно рассмотрено обращение ИП Жуматаева С.К. от 25.12.2017 и принято решение, изложенное в письме от 02.04.2019 исх.66-ф (л. д. 40-41), об отказе во включение в схему размещения НТО торговых объектов ИП Жуматаева С.К. по следующим причинам:
- место размещения объекта по адресу ул. Кирова, д. 9 не согласовано ввиду запрета на размещение нестационарных торговых объектов ближе 15 м от окон жилых домов, ввиду запрета на размещение нестационарных торговых объектов в полосе отвода автомобильных дорог (пункт 18 постановления 1812-п в редакции на момент принятия отказа);
- место размещения объекта по адресу остановка общественного транспорта "Л. Чайкиной" (четная сторона) не согласовано ввиду запрета на размещение более 3 нестационарных торговых объектов, стоящих в составе остановочных комплексов (пункт 22 постановления 1812-п в редакции на момент принятия отказа).
Полагая, что данный отказ Администрации не соответствует закону, предприниматель обратился в суд с настоящим требованием.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции, в связи с чем ИП Жуматаевым С.К. реализовано право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы расценивает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 20.05.2015 N 342 "О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета" полномочия по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов переданы Администрациям административных округов города Омска.
Таким образом, Администрация ОАО г. Омска является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, соответственно, является полномочным органом по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов, и осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации Октябрьского административного округа города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 421.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" правом формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов наделены исключительно органы местного самоуправления, по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Процедура разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов, определена Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утверждена приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28.
На основании пункта 2 названного Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается органом местного самоуправления Омской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Омской области. При этом, схема разрабатывается с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного и иного законодательства, а также необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п (опубликовано 14.08.2014 в издании "Третья столица", N 35) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, а постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п (опубликовано 30.12.2014 в издании "Третья столица", N 59) - Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Порядок N 1812-п определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
Схема размещения нестационарных торговых объектов представляет собой совокупность систематизированных материалов в форме текста, таблиц, графических схем размещения нестационарных торговых объектов на электронном и бумажном носителях (пункт 15 Порядка N 1812-п).
Схема размещения нестационарных торговых объектов отражает количественные и качественные показатели сети нестационарных торговых объектов и параметры их использования в целях, определенных настоящим Порядком (пункт 16 Порядка N 1812-п).
Согласно пункту 17 Порядка N 1812-п схемой размещения нестационарных торговых объектов устанавливаются: адресные ориентиры нестационарного торгового объекта; площадь нестационарного торгового объекта; вид торговли; специализация торговли на нестационарном торговом объекте; период размещения нестационарного торгового объекта (для сезонных объектов торговли); общее количество нестационарных торговых объектов; общее количество нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 31 Порядка N 1812-п администрация административного округа города Омска наделена следующими полномочиями:
- участвует в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего административного округа города Омска с учетом требований, предусмотренных главой III настоящего Порядка. Готовит графические схемы размещения нестационарных торговых объектов;
- направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов вместе с графическими схемами размещения нестационарных торговых объектов, выполненными с учетом требований, установленных в абзаце втором пункта 15 настоящего Порядка, для согласования в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, департамент транспорта Администрации города Омска, бюджетное учреждение города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства";
- оформляет паспорта нестационарных торговых объектов;
- направляет в департамент городской экономической политики Администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов;
- проводит аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта;
- заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов.
Пунктом 36 Порядка N 1812-п в схему размещения НТО допускается внесение изменений в следующих случаях:
1) ремонт, реконструкция, строительство линейных объектов, благоустройство территорий, строительство капитальных объектов, повлекшее необходимость переноса нестационарного торгового объекта;
2) несоответствие размещения нестационарного торгового объекта документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;
3) необходимость предоставления компенсационного места размещения нестационарного торгового объекта;
4) инициатива структурных подразделений Администрации города Омска, физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений (далее - заинтересованные лица), о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов дополнительных мест размещения нестационарных торговых объектов или их исключения;
5) обращение заинтересованного лица о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, касающихся типа, адресного ориентира, периода размещения, площади нестационарного торгового объекта, вида торговли и т.п.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ИП Жуматаев С.К., обратился в Администрацию с заявлениями о внесении изменений в схему размещения НТО в части включения место НТО по адресу: г. Омск, ул. Кирова, д. 9, по адресу: г. Омск, остановка общественного транспорта "Л. Чайкиной" (четная сторона).
Как следует из оспариваемого письма от 02.04.2019 N 66-ф (л. д. 40-41) и подтверждается материалами дела, причиной отказа послужили следующие обстоятельства:
- место размещения объекта по адресу: г. Омск, ул. Кирова, д. 9 не согласовано ввиду запрета на размещение нестационарных торговых объектов ближе 15 м от окон жилых домов, ввиду запрета на размещение нестационарных торговых объектов в полосе отвода автомобильных дорог (пункт 18 постановления 1812-п в редакции на момент принятия отказа);
- место размещения объекта по адресу остановка общественного транспорта "Л. Чайкиной" (четная сторона) не согласовано ввиду запрета на размещение более 3 нестационарных торговых объектов, стоящих в составе остановочных комплексов (пункт 22 постановления 1812-п в редакции на момент принятия отказа).
В соответствии с представленным в материалы дела заключением кадастрового инженера от 14.08.2018 (л. д. 112-117) минимальное расстояние от окон жилого дома по адресу: г. Омск, ул. Кирова, д. 9 до обследуемого НТО составляет 11,78 метров.
Таким образом, спорный НТО предпринимателя не соответствует пункту 18 постановления 1812-п, а именно нарушает запрет на размещение нестационарных торговых объектов ближе 15 м от окон жилых домов.
Ссылки подателя жалобы на то, что довод Администрации о том, что НТО расположен на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений был признан незаконным в рамках рассмотрения дела N А46-6143/2018, не принимается апелляционным судом во внимание, во-первых, поскольку данные выводы не являются преюдициальными, так как преюдиция распространяется на фактические обстоятельства дела, но не на их правовую оценку судом, во-вторых, в силу того, что в рамках дела N А46-6143/2018 данный вывод был сделан относительно вопроса о правомерности отказа в предоставлении компенсационного места, а не включения спорного НТО в схему.
Доводы подателя жалобы относительно того, что рядом с НТО предпринимателя также размещены более 10 иных НТО, не принимаются судом во внимание, так как вопросы законного или незаконного расположения НТО, принадлежащих иным лицам и расположенных в непосредственной близости от объекта заявителя, в предмет рассмотрения по данному делу не входят.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований ИП Жуматаева С.К., принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на подателя жалобы, то есть на ИП Жуматаева С.К.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жуматаева Сагидуллы Каиргельденовича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 12.12.2019 по делу N А46-9453/2019 - без изменения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Жуматаеву Сагидуллу Каиргельденовичу из федерального бюджета 2850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 09.01.2020 N 2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9453/2019
Истец: ИП Жуматаев Сагидулла Каиргельденович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА