г. Пермь |
|
06 марта 2020 г. |
Дело N А60-1361/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гладких Д. Ю.
при ведении протокола судебного заседания
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации, поданную в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 декабря 2019 года
об отказе в изменении способа и порядка исполнения решения
по делу N А60-1361/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТеплоКомСервис" (ИНН 6617013160, ОГРН 1076617000492)
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Теплокомсервис" (далее - ООО "Управляющая организация "Теплокомсервис", истец) с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ от 15.02.2019 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - РФ в лице ТУ Росимущества СО, ответчик) 2516874 руб., в том числе долг 2267363 руб. 27 коп., проценты 249510 руб. 37 коп. и проценты на сумму долга с 11.01.2019 по день оплаты долга по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с начислением процентов по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 марта 2019 года (резолютивная часть от 25.02.2019) исковые требования удовлетворены.
Определением от 03 декабря 2019 года в удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2019 по делу N А60-1361/2019 отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение первой инстанции отменить, изменить порядок и способ исполнения судебного акта.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что при вынесении решения по настоящему делу судом неверно определён порядок его исполнения - взыскание задолженности за счёт средств казны РФ. Исполнение судебного акта тем самым возложено судом на Министерство финансов РФ, что является неверным, поскольку должно осуществляться не Минфином России за счёт средств казны Российской Федерации в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должнику (ТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области) как получателем средств федерального бюджета лицевого счёта в порядке, установленном пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со статьёй 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому арбитражный суд в каждом конкретном случае должен определять, есть ли действительная необходимость в изменении способа и порядка исполнения судебного акта, с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой судом при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Изменение способа и порядка исполнения решения означает, что один вид исполнения заменяется другим, например, требование о возврате имущества, изготовлении вещи заменяется взысканием его стоимости (денежного эквивалента).
При этом изменение способа исполнения судебного акта не должно изменять содержание судебного акта.
Как следует из материалов дела, управление ФАУГИ в Свердловской области в настоящем деле выступало, как орган государственной власти, от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов; взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице управления ФАУГИ в Свердловской области за счет казны Российской Федерации не является препятствием для исполнения судебного акта и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Заявив об изменении способа и порядка исполнения решения суда, Министерство финансов не представило доказательств выделения ответчику денежных средств для реализации своих полномочий, в том числе для погашения задолженности по содержанию имущества, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности.
Кроме того, изменение порядка взыскания на взыскание за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на реализацию своих полномочий, фактически изменяет существо принятого по делу решения и, следовательно, такой способ исполнения судебного акта не может быть применен по настоящему делу.
Обращаясь с заявлением об изменении порядка исполнения указанного судебного акта, Министерство финансов России просило изменить порядок исполнения решения по настоящему делу, указав, что решение подлежит исполнению территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должника (ТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области) за счёт средств федерального бюджета, выделяемых ответчику на реализацию соответствующих полномочий.
Действительно, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта (абзац 4 пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление N 13)).
При этом положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) установлены два различных порядка (механизма) исполнения таких судебных актов.
По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3 - 242.6 БК РФ.
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ. Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением.
К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 БК РФ, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В настоящем деле взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию нежилым помещением, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, расположенным в многоквартирном доме.
Поскольку от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Поскольку финансовое обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 БК РФ), а сами они, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами.
Вместе с тем, понятие "государственная казна" дано в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области не является препятствием для его исполнения соответствующим органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны, а при поступлении исполнительного листа заявитель не лишен возможности передать его на исполнение по ведомственной принадлежности. Иное апеллянтом не доказано.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении заявления Минфина России об изменении порядка исполнения судебного акта правомерен.
При отмеченных обстоятельствах оснований для отмены определения суда, с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, не имеется.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ уплата государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы не предусмотрена.
Исходя из части 4 статьи 265.1 АПК РФ и срока, установленного определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2020 о приостановлении исполнения судебного акта, приостановление исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2019 по делу N А60-1361/2019 прекращает свое действие в момент принятия настоящего постановления.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 03 декабря 2019 года об отказе в изменении способа и порядка исполнения решения по делу N А60-1361/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1361/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ТЕПЛОКОМСЕРВИС"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению гос. имущестовм по СО
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4675/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1361/19
06.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4358/19
17.05.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4675/19
04.03.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1361/19