4 марта 2020 г. |
дело N А40-231742/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей судей Бодровой Е.В., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2019 г. (резолютивная часть от 20.11.2019 г.) по делу N А40-231742/19
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
к АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (ОГРН 1097746390224)
третье лицо: ФКП "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Волохова Д.С. по доверенности от 27.12.2019,
от ответчика: Викторова В.В. по доверенности от 07.11.2019,
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (Заказчик) предъявило АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (Исполнитель) иск о взыскании по государственному контракту от 10.05.2016 N 1617187391442090942000000 в размере 1 322 690 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 20.11.2019 г., изготовленным в полном объеме 27.11.2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал, неявившееся третье лицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 2 л.д. 55).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, установил следующие обстоятельства.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (Генпроектировщик) заключен государственный контракт от 10.05.2016 N 1617187391442090942000000 (далее - Контракт) на выполнение проектно- изыскательских работ по объекту: "Реконструкция системы теплоснабжения военного городка N1 по адресу: Новгородская обл., г. Старая Русса, в/ч 39843, котельная N14" (шифр объекта ЛЕНВО/КОТ-63/14).
Согласно пункту 2.1 Контракта Генпроектировщик осуществляет разработку градостроительной документации в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, выполнение инженерных изысканий, обследований, обмерных работ, необходимых для подготовки проектной документации, разработку проектной документации и рабочей документации для реконструкции объекта в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 16 Контракта, другими исходными данными (далее - работы).
В соответствии с разделом 3 Контракта установлены сроки выполнения работ: проведение инженерных изысканий, обследований, обмерных работ -01.09.2016; разработка проектной документации, градостроительной документации - 15.01.2017; получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации - 30.04.2017; разработка рабочей документации - 01.07.2017; подписание итогового акта приемки выполненных работ -15.07.2017.
Исковые требования мотивированы тем, что в указанные сроки Генпроектировщиком работы не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Просрочка исполнения этапа работ (проведение инженерных изысканий, обследований, обмерных работ) с 02.09.2016 по 15.01.2017 составляет 136 дней. Просрочка исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) с 16.01.2017 по 30.04.2017 составляет 105 дней. Просрочка исполнения этапа работ (получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации) с 03.05.2017 по 03.07.2017 составляет 62 дня. Просрочка исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) с 04.07.2017 по 17.07.2017 составляет 14 дней.
Согласно пункту 10.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генпроектировщиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Цена Контракта составляет 8 198 069,00 руб. (пункт 4.1 Контракта).
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Согласно пункту 10.3 Контракта, в случае просрочки исполнения Генпроектировщиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 10422, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 10.05.2016 N 1617187391442090942000000 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом (п. 10.4 Контракта) и неустойки за просрочку исполнения Генпроектировщиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 10.3 Контракта) и составляет 1 322 690,10 руб.
Истец в адрес ответчика направил претензии исх. от 14.02.2018 г. с требованием об уплате неустойки, однако требование истца было оставлено ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом соглашается.
Так, согласно пункту 7.1.8 Контракта, Заказчик своевременно представляет Генпроектировщику Исходные данные и документы, необходимые для выполнения им принятых по Контракту обязательств, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе Документации, устранение которых согласно Контракта находиться в компетенции Заказчика.
Под исходными данными (пункт 1.1.18 Контракта) понимаются документы, необходимые Генпроектировщику для разработки Проектной и Рабочей документации, получения согласований по разработанной Документации и положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с п. 1 ст. 759 ГК РФ Заказчик до начала проектно-изыскательских работ должен передать Генподрядчику в установленном порядке задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ (при определении календарных сроков разработки проектной документации и выполнения последующих работ, стороны исходили из того обстоятельства, что исходные данные для проектирования со стороны Заказчика будут предоставлены в разумный срок после заключения Контракта).
В Контракте отсутствует информация о земельном участке, выделенном для производства работ.
Согласно п. 1.7 раздела 16 Контракта, земельный участок находится в собственности Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, на момент заключения Контракта (начала производства работ) сведения о земельном участке, выделенном для производства работ, отсутствовали.
Кроме того, судом установлено, что Заказчику земельный участок по договору безвозмездного пользования N 141/3/БСПЗ (К)-591 для производства работ был передан 12.10.2016, а передан в адрес Генпроектировщика 20.10.2016 письмом N ФКП/14/20954, таким образом, просрочка истцом передачи земельного участка составила 164 дня.
Таким образом, к моменту заключения Контракта Истец должен был предоставить Ответчику исходные данные и технические условия, однако, свою обязанность не исполнил.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм материального права и условий Контракта Заказчиком частично получены технические условия: технические условия на подключение к системе водоотведения выданы 17.11.2016 N 587; технические условия на подключение к системе водоснабжения выданы 02.11.2016 N 2368; технические условия для присоединения к электрическим сетям АО "Обороэнерго" выданы 27.12.2016 N СЗФ/100/6752, просрочка Кредитора по предоставлению технических условий составила 232 дней.
Также Истец утвердил задание на разработку проектной документации за пределами срока выполнения проектно-изыскательских работ.
Так согласно п. 7.1.10 Контракта, Заказчик до начала проектно-изыскательских работ передает Генпроектировщику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ. Под исходными данными понимаются, в том числе, и правоустанавливающие документы на земельный участок, акт выбора земельного участка и другие документы согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Таким образом, своевременное выполнение проектно-изыскательских работ фактически зависит от своевременного предоставления необходимых исходных данных заказчиком.
В соответствии с п.п. 12 п. 3.1 раздела 23 Контракта Заказчик обязан предоставить Генподрядчику утвержденное задание на разработку проектной документации.
Вместе с тем, задание на проектирование утверждено 14.03.2017 это спустя 309 дней после заключения Контракта и даты начала выполнения работ (п. 3.1. Контракта).
Таким образом, просрочка выполнения работ Генпроектировщиком обусловлена ненадлежащим исполнением Государственным заказчиком своих встречных обязательств по Контракту, а именно: несвоевременной передачей, а именно фактической непередачей исходных данных, необходимых для выполнения работ, предусмотренных Контрактом, а также в связи с отсутствием утвержденной проектно-сметной документации, что привело к фактической невозможности выполнения работ ответчиком.
Кроме того, как следует из искового заявления, истец рассчитывает неустойку за нарушение срока подписания итогового акта.
Между тем, согласно существующей единообразной судебно-арбитражной практике по делам с участием Министерства обороны РФ, подписание итогового акта не является работой по договору подряда в смысле ГК РФ, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа.
Следовательно, ни действующим законодательством, ни спорным контрактом не предусмотрена ответственность за неподписание (несвоевременное подписание) итогового акта.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2019 г. (резолютивная часть от 20.11.2019 г.) по делу N А40-231742/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231742/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9433/20
04.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4886/20
27.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-231742/19
10.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-231742/19