г.Самара |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А65-29610/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных судом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 марта 2020 года апелляционную жалобу Управления МВД России по г. Казани и министерства внутренних дел России по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2019 года по делу N А65-29610/2019 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Тимургалиевой Миляуши Илдусовны (ОГРН 314169002900048, ИНН 165900202835), Республика Татарстан, г.Казань, к Управлению МВД России по г. Казани, Республика Татарстан, г.Казань, третье лицо: министерство внутренних дел России по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным отказа в разрешении на осуществление перевозок групп детей автобусами, выраженный в уведомлениях,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тимургалиева Миляуша Илдусовна (далее - ИП Тимургалиева М.И., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению МВД России по г. Казани (далее - заинтересованное лицо, уполномоченный орган, УМВД России по г.Казани) с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ о признании незаконным отказа в разрешении на осуществление перевозок групп детей автобусами, выраженный в уведомлениях с системными идентификаторами N 526904, N 526958, N 524792, N 525226, N 526993, N 526960 от 11.09.2019, 12.09.2019, 27.09.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство внутренних дел России по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2019 года заявленные требования удовлетворены, отказы Управления МВД Российской Федерации г.Казани в разрешении на осуществление перевозить группы детей автобусами, выраженные в уведомлении с системными идентификаторами N 526904, N 526958, N 524792, N 525226, N 526993, N 526960 от 11.09.2019, 12.09.2019, 27.09.2019, признаны незаконными.
В апелляционной жалобе УМВД России по г.Казани просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что заявитель не отрицал, что несмотря на проставленную в уведомлении отметку запрещено, продолжал осуществлять перевозки и не смог пояснить каким образом были нарушены из права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Из материалов дела следует, что в уведомлениях с системными идентификаторами N 526958, 524792, 525226 проставлен статус "Запрещено" в связи с непредставлением транспортных средств для проверки технического состояния и не направления водителей для инструктажа. Отметка "Запрещено" проставлена на основании вышеуказанных документов, однако данная отметка не носит характер обязательства и не несет за собой нарушения прав заявителя, не является требованием, либо обязательным предписанием. Тем самым не нарушает прав и законных интересов заявителя. В уведомлениях с системными идентификаторами NN 526904, 526993, 526960 был проставлен статус "Запрещено", но после проверки технического состояния транспортного средства и инструктажа водителя, 20.09.2019 статус был изменен на "Одобрено".
Кроме того, Управлением МВД России по г. Казани было заявлено ходатайство о привлечении в качестве заинтересованного лица должностное лицо проставившее отметку "запрещено", однако, суд в удовлетворении данного ходатайства отказал. Полагаем, участие указанного должностного лица является обязательным, поскольку в случае взыскания судебных расходов по данному делу УМВД России по г. Казани имеет право регрессного требования, в связи с чем, по мнению, заинтересованного лица, лишение сотрудника возможности высказать свою позицию в рамках настоящего процесса порождает нарушение его законных прав.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Тимургалиева М.И. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Тимургалиевой М.И. в адрес Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан 30.04.2019 11.09.2019, 12.09.2019 направлены уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами 01.05.2019 в период времени с 06 час 00 мин до 18 час 00 мин; 13.09.2019 в период времени с 09 час 00 мин до 12 час 00 мин; 14.09.2019 в период времени с 09 час 00 мин до 14 час 00 мин; 21.09.2019 в период времени с 09 час 00 мин до 11 час 00 мин; 22.09.2019 в период времени с 10 час 00 мин до 18 час 00 мин; 22.09.2019 в период времени с 10 час 00 мин до 18 час 00 мин; 23.09.2019 в период времени с 11 час 00 мин до 15 час 00 мин; 26.09.2019 в период времени с 09 час 00 мин до 12 час 00 мин.
По результатам рассмотрения уведомлений об организованной перевозке групп детей автобусами уполномоченный орган запретил ИП Тимургалиевой М.И. осуществление перевозки групп детей со ссылкой на постановление Правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения N 1 от 17.01.2019 и постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 "Об утверждении правил организованной перевозки групп детей автобусами" указав на необходимость предоставления транспортного средства для проверки технического состояния и направления водителей для инструктажа в отделение технического надзора ОТН и РАС ГИБДД УМВД РФ по г. Казани по адресу: г.Казань, Оренбургский тракт, дом 5, кабинет 232.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, помимо прочего обязаны: организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Как видно из материалов дела, основанием для отказа в осуществлении перевозок детей явилось непредставление автобуса для проверки технического состояния и неявки водителя для проведения инструктажа со ссылкой на постановление Правительственной комиссии Республики Татарстан по обеспечению безопасности дорожного движения N 1 от 17.01.2019.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1177 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами (далее - Правила N1177). В соответствии с пунктами 3, 10 Правил N1177 руководитель или должностное лицо, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивают в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции транспортных колонн в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно пункту 8 Правил N 1177 к управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации.
Во исполнение приведенных законоположений приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила обеспечения безопасности) и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Перечень мероприятий).
Обязанность юридических лиц осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, проводить специальные инструктажи с водителями установлена пунктом 21 Правил обеспечения безопасности и пунктом 1.4 Перечня мероприятий.
Согласно пункту 7 Правил обеспечения безопасности обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности водителей достигается, в частности, прохождением инструктажа по безопасности перевозок.
В силу пункта 16 Правил обеспечения безопасности субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией: о погодных условиях движения на маршруте; о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания; о местах стоянки транспортных средств; о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами; о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по не зависящим от него причинам; о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров; о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.
Информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей (пункт 17 Правил обеспечения безопасности).
Из содержания пунктов 18 - 21 Правил следует, что:
- вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы;
- предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
- сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды;
- специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации.
Субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей (пункт 22 Правил обеспечения безопасности).
Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет (пункт 23 Правил обеспечения безопасности).
Из буквального значения вышеуказанных норм следует, что обязанность проведения инструктажа водителей возлагается на субъект транспортной деятельности.
Таким образом, нормами права не установлена обязанность субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих организованную перевозку группы детей автобусами, направление водителей для прохождения инструктажа в отделение технического надзора ОТН и РАС ГИБДД УМВД РФ.
Из представленного в материалы дела журнала учета инструктажа при перевозке детей видно, что заявитель обеспечивает водителей необходимой информацией путем проведения инструктажей.
Следовательно, оспариваемые отказы в разрешении на осуществление перевозок групп детей автобусами в связи с ненаправлением водителей в отделение технического надзора ОТН и РАС ГИБДД УМВД РФ по г. Казани для проведения инструктажа являются неправомерными.
Согласно пунктам 27, 28, 29 Правил обеспечения безопасности субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя. Транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния. Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Пунктом 2.5 Перечня мероприятий к числу мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации отнесено и проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки с соответствующей отметкой о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств в путевом листе.
Приказом МВД России от 30 декабря 2016 года N 941 утвержден Порядок подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами (далее - Порядок подачи уведомлений), согласно пункту 1 которого при организованной перевозке группы детей одним или двумя автобусами не позднее двух дней до дня планируемой перевозки в подразделения Госавтоинспекции управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также подразделение Госавтоинспекции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" по месту начала перевозки руководитель или должностное лицо, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) подают уведомления об организованной перевозке группы детей.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подачи уведомлений в уведомлении указываются, в частности, информация об используемом автобусе (автобусах) - марка, модель, государственный регистрационный знак, номер диагностической карты и срок её действия, сведения об оснащении тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Из указанных норм не следует обязанность субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих организованную перевозку группы детей автобусами, по предоставлению транспортного средства органу ГИБДД для проведения его визуального осмотра и оценки технического состояния. При этом пунктом 5 Порядка подачи уведомлений установлено, что руководителем подразделения Госавтоинспекции в течение суток после получения уведомления организуются: информирование подразделений Госавтоинспекции по маршруту перевозки посредством электронной почты, факсимильной или телефонной связи (пункт 5.1) и проверка по автоматизированным информационным системам Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений, в том числе о регистрации автобуса, о проведении технического осмотра автобуса (пункт 5.2).
Следовательно, уполномоченным органом самостоятельно принимаются меры по проверке проведения технического осмотра автобуса по автоматизированным информационным системам, а не путем визуального осмотра.
Таким образом, довод заинтересованного лица о необходимости предоставления транспортного средства для проверки технического состояния, послуживший основанием для отказа в разрешении в осуществлении перевозок групп детей автобусами, является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции отметил, что подобные обязанности лиц, ведущих деятельность по организации и осуществлению организованной перевозки группы детей, нормами действующего законодательства не установлены, в связи с чем не могут быть возложены на заявителя.
Ссылка заинтересованного лица на постановление Правительственной комиссии Республики Татарстан по обеспечению безопасности дорожного движения N 1 от 17.01.2019 необоснованна. Пунктом 2 данного постановления министерствам, государственным комитетам, ведомствам Республики Татарстан и исполнительным комитетам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан поручено по каждому факту организованной перевозки группы детей в пригородном, междугородном и международном сообщении заблаговременно (не позднее двух дней до дня планируемой поездки) обеспечить подачу уведомления в подразделение Госавтоинспекции, а также предоставление автобусов для проверки технического состояния и направление водителей для проведения инструктажа.
Между тем в данном случае постановление Правительственной комиссии N 1 не подлежит применению индивидуальными предпринимателями, поскольку из текста постановления N 1 от 17.01.2019 Правительственной комиссией, на которое имеется ссылка в оспариваемом отказе, следует, что указанным постановлением даны поручения соответствующим органам, а не установлены обязанности лиц, ведущих деятельность по организации и осуществлению организованной перевозки группы детей. Поскольку постановление Правительственной комиссии N 1 от 17.01.2019 не определяет требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, то указанное постановление не подлежало применению при рассмотрении уведомлений предпринимателя на осуществление организованных перевозок группы детей автобусами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что уполномоченный орган не вправе запрещать перевозки детей на автобусе по основаниям необеспечения предпринимателем представления автобуса для проверки технического состояния и явки водителя для проведения инструктажа, в связи с чем требования заявителя удовлетворил.
Приняв во внимание, что на момент принятия решения по делу, срок выполнения заказов по осуществлению перевозки групп детей истек, суд первой инстанции не усмотрел оснований для возложения на уполномоченный орган обязанности по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что, несмотря на проставленную в уведомлении отметку "Запрещено", заявитель продолжал осуществлять перевозки и не смог пояснить, каким образом были нарушены из права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как запрет на осуществление перевозок уполномоченным органом фактически был наложен, следовательно, права предпринимателя на осуществление перевозок детей были ограничены. При этом осуществление предпринимателем перевозок не устраняет самого факта ограничения, незаконно наложенного заинтересованного лицом.
Ссылка заинтересованного лица на то, что отметка "Запрещено" не носит обязательного характера и не влечет за собой нарушения прав заявителя, несостоятельна, поскольку в полномочия заинтересованного лица входит возможность ограничения перевозок. При этом последующее изменение статуса на "Одобрено" в уведомлениях с системными идентификаторами N N 526904, 526993, 526960 не отменяет присвоения заинтересованным лицом перевозкам предпринимателя статуса "Запрещено".
Довод УМВД России по г. Казани о привлечении в качестве заинтересованного лица должностного лица, проставившего отметку "Запрещено", судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данное лицо действовало не от своего личного имени, а от уполномоченного органа, действия которого и были обжалованы заявителем. Суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для привлечения данного должностного лица к участию в настоящем деле не имеется ввиду того, что обжалуемое решение суда не содержит выводов относительно действий отдельного сотрудника, выводы о незаконности оспариваемых действий были сделаны судом в отношении УМВД России по г.Казани. При этом заявитель предъявил требования именно к УМВД России по г.Казани.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 АПК РФ.
На основании изложенного решение суда от 19 декабря 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина УМВД России по г.Казани в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2019 года по делу N А65-29610/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29610/2019
Истец: ИП Тимургалиева Миляуша Илдусовна, г.Казань
Ответчик: Министерство внутренних дел России по РТ, Управление ГИБДД МВД России по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Управление МВД России по г. Казани