г. Красноярск |
|
10 марта 2020 г. |
Дело N А33-30625/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" марта 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "РостТех"): Лазаревой Е.А., представителя по доверенности от 01.01.2020 N 15,
от административного органа (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Клепикова Д.А., представителя по доверенности от 09.01.2020 N 3,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РостТех"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" ноября 2019 года по делу N А33-30625/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РостТех" (ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - ответчик, служба) о признании недействительным предписания от 15.08.2019 N 1404-ж.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 ноября 2019 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "РостТех" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на следующие обстоятельства:
- потребитель не может временно отсутствовать там, где он преимущественно не проживает, то есть временное отсутствие возможно только по месту постоянного проживания;
- период отсутствия с января по май 2019 года службой определен самостоятельно.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не направил.
В судебном заседании представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "РостТех" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1102468036714.
На основании приказа от 18.07.2019 N 1404-ж в отношении общества с ограниченной ответственностью "РостТех" на объекте жилищного фонда: многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Маяковского, 4 проведена внеплановая документарная проверка с целью оценки соответствия деятельности юридического лица обязательным требованиям в связи с поступившим обращением гражданина (N 02-08/7141 от 26.06.2019).
В ходе проведения проверки, Службой установлено, что собственник жилого помещения N 7 рассматриваемого многоквартирного дома обратился с заявлением о перерасчете платы с января по май 2019 года за коммунальную услугу за обращение с твердыми коммунальными отходами в связи с временным отсутствием.
ООО "РостТех" не произвело перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 15.08.2019 N 1404-ж.
ООО "РостТех" выдано предписание от 15.08.2019 N 1404-ж в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 15.10.2019 устранить выявленное нарушение части 11 статьи 155 ЖК РФ, подпункта "г" пункта 31, пункта 86, пункта 148(44) Правил N 354.
Не согласившись с предписанием от 15.08.2019 N 1404-ж, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Нарушений требований Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом не установлено. Суд первой инстанции установил, что проверка проведена ответчиком в пределах предоставленных полномочий, соответствует компетенции уполномоченного органа, нарушений процедуры проведения проверки, вынесения предписания не установлено. Данный вывод лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов общества в предпринимательской деятельности на основании следующего.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, на основании следующего.
Как следует из оспариваемого предписания, контролирующий орган пришел к выводу о необходимости произведения перерасчета платы за период временного отсутствия, в том числе собственника жилого помещения (в отсутствии зарегистрированных в жилом помещении временно/постоянно проживающих лиц).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ)).
Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе),
В соответствии с положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Действительно, положения части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Однако в названной норме также указывается, что при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В развитие основных положений, закрепленных Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных (далее - Правила N 354).
Пунктом 2 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232) к коммунальной услуге отнесена и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется положениями раздела XV(1) Правил N 354 (Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами), согласно которым исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 148(23) Правил 354).
Согласно пунктам 148(27), 148(28), 148(30) Правил 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 N 678-в для потребителей общества с ограниченной ответственностью "РостТех" (Березовский район, ИНН 2465240182) по Железногорской технологической зоне установлены тарифы согласно приложению; норматив накопления ТКО установлен Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29.12.2018 N 1/3126-од, в соответствии с которым для ЗАТО Железногорск, норматив составляет 0,07 куб.м. в месяц на одного проживающего.
Согласно пунктам 148(34), 148(36) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При этом, пунктом 148(24) Правил 354 закреплено право потребителя требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Пунктом 148(44) Правил N 354 предусмотрено, что в случае временного, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Таким образом, несмотря на наличие специального регулирования некоторых особенностей предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО положениями пунктов 148(1) - 148(49) Правил N 354, к порядку расчета и перерасчета размера платы за данную коммунальную услугу подлежат применению соответствующие общие нормы раздела VI и раздела VIII Правил N 354 (пункты 86-97) - в части не противоречащей характеру (содержанию) рассматриваемой коммунальной услуги, на что указывают как многочисленные отсылочные нормы главы XV(1) Правил N 354, так и отсутствие детального регулирования оснований и порядка реализации закрепленного в данной главе права потребителя требовать перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оспаривая данное предписание, общество ссылается на то, что потребитель не может временно отсутствовать там, где он преимущественно не проживает, то есть временное отсутствие возможно только по месту постоянного проживания.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что при рассмотрения заявления Моргуновой И.Ф. ООО "РосТех" была проведена проверки представленных потребителем сведений и документов, осуществлены выходы по месту нахождения жилого помещения, направления запросов сведений по месту постоянной регистрации потребителя, в том числе о подтверждении проживания или представления сведений о временном отсутствии по месту постоянной регистрации и др. Обществом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств опровергающих сведения потребителя о временном отсутствии и ее фактическом нахождении по иному адресу, являющемуся адресом постоянной регистрации.
В соответствии с пунктом 56 Правил N 354 если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В соответствии с положениями пункта 56(2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Аналогичные положения применительно к услуге по обращению в ТКО закреплены в пункте 148(46) Правил N 354.
Разъясняя вопросы применения нормативных положений по вопросу оплаты коммунальных услуг Пленум Верховного Суда РФ в пункте 37 Постановления от 27.06.2017 N 22 обратил внимание на то, что действительно временное неиспользование помещений не является основанием для освобождения от обязанности по внесению определенных видов платы: за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт. Одновременно, при временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из приведенных разъяснений перерасчет платы за коммунальную услугу осуществляется в том числе за период временного отсутствия собственника жилого помещения.
При этом из разъяснений также следует, что внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан (в том числе собственника) в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В ситуации, когда в жилом помещении не имеется постоянно или временно проживающих лиц, перерасчет платы за период временного отсутствия за коммунальную услугу, рассчитываемую по нормативу на каждого потребителя, возможен и на основании соответствующего заявления собственника жилого помещения по мотиву его временного отсутствия (неиспользования) в соответствующем жилом помещении.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что правовая позиция относительно вопроса перерасчета платы за коммунальные услуги по основанию временного отсутствия собственника подлежат применению и к перерасчету платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что период отсутствия с января по май 2019 года службой определен самостоятельно.
Данный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, как опровергающийся материалами дела. Расчет произведен на основании заявления потребителя от 23.05.2019 и приложенных к нему документов, содержащихся в материалах дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у заявителя отсутствовали основания для отказа Моргуновой И.Ф. в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, прав и законных интересов общества не нарушает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения и дополнительного решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" ноября 2019 года по делу N А33-30625/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-30625/2019
Истец: ООО "РОСТТЕХ", ООО "РостТех"
Ответчик: СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ