город Ростов-на-Дону |
|
11 марта 2020 г. |
дело N А32-23284/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Кушу Каринэ Ервантовны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2019 по делу N А32-23284/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Кушу Каринэ Ервантовны (ИНН 234643800083, ОГРНИП 304234606200051) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553 ОГРН 1022301228399), при участии третьего лица: администрации муниципального образования Павловский район (ИНН 2346003785, ОГРН 1022304478261), о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Кушу Каринэ Ервантовна (далее - глава КФХ Кушу К.Е., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными действий (бездействия) департамента, выразившихся в отказе N 52-58486/18-32-12 от 27.12.2018 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203000:980 площадью 542530 кв.м, расположенного в границах участка с почтовым адресом ориентира: Краснодарский край, Павловский район, ЗАО "Рассвет", в 300 м северо-восточнее х. Пушкина; об обязании департамента подготовить проект договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:24:0203000:980 и направить его в адрес предпринимателя в месячный срок с момента вступления в законную силу решения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация муниципального образования Павловский район Краснодарского края.
Решением от 22.11.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии генеральным планом Павловского сельского поселения Павловского района спорный земельный участок расположен в границах функциональных зон - "зона земель сельскохозяйственного использования" и "зона специального назначения (кладбища)", что не соответствует части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Суд также указал, что включение в предполагаемый к приватизации земельный участок сельскохозяйственного назначения земель, занятых полевыми дорогами и лесозащитными насаждениями - земель общего пользования, является первым самостоятельным основанием для отказа в его передаче в собственность субъекта предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Кушу К.Е. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель сослался на то, что вопрос размещения на испрашиваемом земельном участке лесополосы не был предметом рассмотрения в судебных заседаниях; данный вывод судья сделал самостоятельно, на основании данных только публичной кадастровой карты; департамент ни в обжалуемом отказе, ни в отзыве на заявление не указывал на наличие на испрашиваемом земельном участке лесополосы. Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Павловский район от 22.03.2019 N 03-02/54 при наложении границ земельного участка с кадастровым номером 23:24:020300:980 согласно выписки из ЕГРП на картографический материал и документы территориального планирования (схема территориального планирования муниципального образования Павловский район Краснодарского края, утверждена решением Совета муниципального образования Павловский район от 23.09.2010, генеральный план Павловского сельского поселения) установлено отсутствие в границах земельного участка кладбища.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил решение суда оставить без изменения.
Во исполнение определения от 04.02.2020 от администрации муниципального образования Павловский район поступили выкопировка из генерального плана; экспликация существующих и проектируемых объектов; условные обозначения; выкопировка из карты градостроительного зонирования.
От департамента поступили материалы обследования земельного участка НКУ КК "Кубаньземконтроль".
Представленные администрацией муниципального образования Павловский район и департаментом документы суд приобщил к материалам дела, как доказательства непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
От департамента поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между администрацией Павловского района и предпринимателем 08.05.2003 подписан договор аренды N 2445100451 аренды трех земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0203000:0042, 23:24:0203000:0045, 23:24:0203000:0046 категории земель - земли сельскохозяйственного назначения сроком действия - 10 лет. Договор зарегистрирован в установленном порядке 05.06.2003. Срок действия договора продлевался дополнительными соглашениями до 08.05.2023 и до 08.05.2033.
В целях исключения из состава земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203000:45 водного объекта, были проведены мероприятия по разделу этого земельного участка, из него был образован земельный участок с кадастровым номером 23:24:0203000:980.
Предприниматель 12.11.2018 обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203000:980 в собственность за плату.
Департамент письмом от 27.12.2018 N 52-58486/18-32-12 отказал в предоставлении указанного земельного участка в собственность, указав, что в соответствии с документами территориального планирования участок расположен в двух территориальных зонах: зона земель сельскохозяйственного назначения и зона специального назначения - кладбища.
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон N 101-ФЗ).
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345) департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки.
Заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов (принимает решение об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении (об отказе в перераспределении) земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3.10.3. Положения).
Таким образом, заинтересованное лицо определено заявителем верно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что предприниматель использует испрашиваемый земельный участок с 2003 года на основании договора аренды от 08.05.2003 N 2445100451, в соответствии с целевым назначением, что подтверждается актом обследования земельного участка от 16.11.2018 N 490, выданного ГУП КК "Кубаньземконтроля".
Надлежащее использование земельного участка также следует из пояснительной записки ГУП КК "Кубаньземконтроля", акта обследования земельного участка от 20.02.2020 N 50.
Оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в собственность был мотивирован департаментом тем, что в соответствии с документами территориального планирования участок расположен в двух территориальных зонах: зона земель сельскохозяйственного назначения и зона специального назначения - кладбища.
Основанием для такого вывода послужили сведения департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, предоставленные департаменту письмом от 23.11.2018 N 71-04-01-16253/18, согласно которым спорный земельный участок расположен в соответствии с генеральным планом Павловского сельского поселения Павловского района в границах функциональных зон: "зона земель сельскохозяйственного использования" и "зона специального назначения (кладбища)".
Предприниматель в жалобе привел довод том, что согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Павловский район от 22.03.2019 N 03-02/54 (т. 1 л.д. 30) при наложении границ земельного участка с кадастровым номером 23:24:020300:980 согласно выписки из ЕГРП на картографический материал и документам территориального планирования установлено отсутствие в границах земельного участка кладбища.
Вместе с тем, указанное письмо не подтверждает, что испрашиваемый земельный участок не относится к зоне специального назначения (кладбища). Само по себе отсутствие на данном земельном участке непосредственно кладбища не свидетельствует о том, что участок не отнесен к указанной зоне в целях планирования дальнейшего использования установленной специальной зоны.
Согласно представленным в материалы дела выкопировкам из генерального плана Павловского сельского поселения, утвержденного решением Совета муниципального образования Павловский район от 16.11.207 N 40/278, и из карты градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки Павловского сельского поселения, утвержденного решением Совета муниципального образования Павловский район от 18.10.2018 N 61/378, часть земельного участка расположено в зоне СН - зона специального назначения - зона кладбищ.
При этом испрашиваемый земельный участок согласно вышеуказанным выкопировкам также размещен в зоне земель сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В пункте 14 статьи 39.16 ЗК РФ реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно указанной норме, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Поскольку на момент вынесения решения об отказе в выкупе испрашиваемый земельный участок находился в двух территориальных зонах, оспариваемый отказ соответствовал вышеприведенным положениям Земельного кодекса и Градостроительного кодекса.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, предусмотренная статьей 198 АПК РФ.
Иные возражения сторон судебной коллегией не принимаются, поскольку не влияют на результат рассматриваемого спора.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2019 по делу N А32-23284/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23284/2019
Истец: ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Кушу Каринэ Ервантовна, Кушу Каринэ Ервантовна
Ответчик: Департамент имущественных отношений, Департамент имущественных отношений Краснодарский край
Третье лицо: Администрация муниципального образования Павловский район