11 марта 2020 г. |
Дело N А83-13540/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.03.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Карева А.Ю.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждера А.Р.,
с участием Дмитриева Алексея Ильича, личность подтверждена по паспорту,
представителей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) - Носковой О.И. начальника управления на основании выписки из ЕГРЮЛ; Сертаковой С.А. по доверенности N 34 от 19.02.2020; Мандзюк И.М. по доверенности N 10 от 09.01.2020;
в отсутствие представителя публичного акционерного общества "Крымский содовый завод", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 по делу N А83-13540/2019, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) к публичному акционерному обществу "Крымский содовый завод" при участии третьего лица: Дмитриева Алексея Ильича, о взыскании 9387,55 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к публичному акционерному обществу "Крымский содовый завод" (далее - общество) о взыскании финансовых санкций в сумме 9387,55 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечен Дмитриева Алексей Ильич.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом, заявитель ссылается на то, что в связи с представлением публичным акционерным обществом "Крымский содовый завод" не полных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2018 года выявился факт излишне выплаченных сумм страховой пенсии Дмитриеву А.И. в размере 9387 (девять тысяч триста восемьдесят семь) руб. 55 коп.
В судебное заседание публичное акционерное общество "Крымский содовый завод" явку своего уполномоченного представителя не обеспечило, уведомлено надлежащим образом.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения публичного акционерного общества "Крымский содовый завод" о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.02.2018 ПАО "Крымский содовый завод" представило в Управление сведения по форме СЗВ-М за январь 2018 года на застрахованных лиц. Однако в данном отчете за указанный период отсутствовали сведения о работающем на предприятии пенсионере Дмитриеве А.И. (СНИЛС 184-125-824-68).
В связи с отсутствием сведений об осуществлении трудовой деятельности Дмитриевым А.И. в январе 2018, Управление пришло к выводу о том, что Дмитриев А.И. прекратил работу с 01.01.2018.
Решением Управления от 01.01.2018 Дмитриеву А.И. произведена индексация страховой пенсии по старости.
Общество, выявив самостоятельно данную ошибку, 24.04.2018 представило в Управление сведения по форме СЗВ-М о работающем на предприятии пенсионере Дмитриеве А.И. за январь 2018 года (тип формы "дополняющая").
Управлением в отношении общества проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по результатам которой 14.11.2018 составлен соответствующий протокол N 1780 о выявлении излишне выплаченной пенсионеру страховой пенсии по старости в сумме - 9387,55 руб.
Согласно указанному протоколу, в связи с несвоевременной сдачей отчетности за январь 2018 года фондом была произведена индексация работающему пенсионеру за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 в сумме 9387,55 руб.
16.11.2018 обществу было направлено требование от 15.11.2018 N 13-22/21142 об уплате образовавшейся суммы переплаты в добровольном порядке, в срок до 20.12.2018.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон N 173-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктами 2 и 3 названной статьи предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичная ответственность работодателя и пенсионера предусмотрена и положениями статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), согласно которым физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанными положениями Законов N 173-ФЗ и N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Из содержания приведенных норм следует, что действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки. В настоящем случае наличие указанных оснований, в т.ч. недобросовестность Дмитриевым А.И., судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ответственность наступает при наличии следующих условий: наличие убытков (факт причинения вреда), противоправность действий лица, обязанного к возмещению убытков (вреда), причинно-следственная связь между противоправным поведением указанного лица и возникшими убытками (причинением вреда), наличие вины лица, обязанного к возмещению убытков (вреда).
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
На основании части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе, договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Данные сведения представляются в виде отчета по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно утвержденной форме "Сведения о застрахованных лицах", в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
- "исх" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "отм" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Из приведенных положений закона следует, что решение о выплате проиндексированной пенсии принимается пенсионным фондом на основании сведений о том, что получатель пенсии прекратил работу и (или) иную деятельность.
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, должно было быть принято Управлением в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ, т.е. в случае неполучения Управлением в установленные законом сроки сведений о пенсионере за январь 2018 года, которые должны были быть представлены обществом не позднее 15 февраля 2018 года, решение должно было быть принято Управлением в марте 2018 года. Однако решение Управления, которым Дмитриеву А.И. произведена индексация страховой пенсии по старости, датировано от 01.01.2018.
Управление указывает на то, что им сделан вывод о прекращении трудовой деятельности Дмитриева А.И. из-за непредставления обществом сведений о пенсионере в отчете по форме СЗВ-М за январь 2018 года, в следствии чего вынес решение от 01.01.2018, которым произведена индексация страховой пенсии по старости.
Однако сведений о том, что получатель пенсии Дмитриев А.И. прекратил работу и (или) иную деятельность, фонду на момент вынесения решения от 01.01.2018 предоставлены не были (информация о застрахованных лицах за январь 2018 года должна быть представлена до 15.02.2018, а информация за декабрь 2017 года, содержала сведения о работающем пенсионере Дмитриеве А.И.), поэтому у фонда не имелось оснований полагать, что Дмитриев А.И. прекратил работу.
В данном случае отсутствует причинно-следственная связь между действиями общества и причиненным ущербом в виде излишне выплаченных Управлением сумм пенсии. Кроме того, уже с февраля 2018 года обществом своевременно предоставлялись сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, включающие в том числе и информацию об Дмитриеве А.И., как о работающем пенсионере, что с учетом такой информации, при соблюдении установленного порядка принятия решения, давало возможность фонду совершить действия, исключающие необоснованную выплату указанному лицу проиндексированных сумм пенсии. Однако, располагая указанными сведениями, фонд осуществил выплаты сумм пенсии Дмитриеву А.И. в повышенном размере с января 2018 по май 2018.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 по делу N А83-13540/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13540/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.СЕВАСТОПОЛЕ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ПАО "КРЫМСКИЙ СОДОВЫЙ ЗАВОД"
Третье лицо: Дмитриев Алексей Ильич
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2568/20
11.03.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-571/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13540/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-13540/19