г. Чита |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А78-18054/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Корзовой Н.А., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козинцевой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года по делу N А78-18054/2018 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889, адрес: 672000, г.Чита, ул. Профсоюзная 23) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 77293147457729314745, адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская 2Б) о взыскании задолженности за тепловую энергию в размере 535 808,78 руб. за период с 01.04.2017 по 30.06.2018,
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, адрес: 119019, г. Москва, ул. Знаменка 19) о взыскании задолженности за тепловую энергию по нежилому помещению, расположенному по адресу: г. Чита, мкр. Батарейный д.3, в размере 238 120,18 руб. за период с 01.04.2017 по 28.06.2018, задолженность за тепловую энергию по нежилому помещению, расположенному по адресу: г. Чита, ул. Ленина д. 126, пом. N 11 в размере 294 591,89 руб. за период с 01.04.2017 по 27.06.2018,
к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, адрес: 672000, г. Чита, ул. Ленинградская 100), а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны в пользу ПАО "ТГК-14" задолженность за тепловую энергию по нежилому помещению, расположенному по адресу: мкр Батарейный д.3, в размере 1133,32 руб. за период с 29.06.2018 по 30.06.2018, задолженность за тепловую энергию по нежилому помещению, расположенному по адресу: ул. Ленина д.126, пом. N 11 в размере 1 963 39 рублей за период с 28.06.2018 по 30.06.2018,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН 1057536070900, ИНН 7536060653, адрес: 672010, г. Чита, ул. Ингодинская 6), общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Фаворит" (ОГРН 1097536000539, ИНН 7536098880, адрес: 672007, г. Чита, ул. Журавлева 68) (управляющие компании),
при участии в судебном заседании:
от ПАО "ТГК-14": Иванова Ю.В.- представитель по доверенности от 09.01.2020;
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за тепловую энергию за период с 01.04.2017 по 30.06.2018 в размере 534 338,16 руб.
Представитель истца представил суду заявление об уточнении исковых требований, в котором просил взыскать с ответчика задолженность за тепловую энергию за период с 01.04.2017 по 30.06.2018 в размере 535 808,78 руб.
Уточнения приняты судом к рассмотрению.
По ходатайству истца судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.
Истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ (ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ ) в пользу ПАО "ТГК-14" задолженность за тепловую энергию в размере 535 808,78 рублей за период с 01.04.2017 по 30.06.2018, расходы по оплате госпошлины;
взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ в пользу ПАО "ТГК-14" задолженность за тепловую энергию по нежилому помещению, расположенному по адресу: г. Чита, мкр. Батарейный д.3, в размере 238 120,18 рублей за период с 01.04.2017 г. по 28.06.2018 г., задолженность за тепловую энергию по нежилому помещению, расположенному по адресу: г. Чита, ул. Ленина д. 126, пом. N 1 1 в размере 294 591,89 рублей за период с 01.04.2017 по 27.06.2018;
взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны в пользу ПАО "ТГК-14" задолженность за тепловую энергию по нежилому помещению, расположенному по адресу: мкр Батарейный д.3, в размере 1 133,32 рублей за период с 29.06.2018 по 30.06.2018, задолженность за тепловую энергию по нежилому помещению, расположенному по адресу: ул. Ленина д.126, пом. N 11 в размере 1 963 39 рублей за период с 28.06.2018 по 30.06.2018, расходы на оплату госпошлины.
Суд принял уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года с Министерства обороны Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" взысканы основной долг в сумме 365 210,67 руб., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 9361 руб., всего взыскано 374 571,67 руб.; с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств (лимитов бюджетных обязательств) субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" взыскан основной долг в сумме 2064,47 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1333 руб., всего - 3397,47 руб.; в остальной части иска отказано. В иске к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Не согласившись с решением суда от 14.11.2019, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник этого имущества, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России спорные нежилые помещения на право собственности не принадлежат, поэтому является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору и не обязано оплачивать расходы по содержанию нежилых помещений и коммунальные услуги. Лимиты бюджетных обязательств на данные виды деятельности по смете МО РФ не предусмотрены и не выделяются. Суд не дал правовой оценки структуре МО РФ, подведомственным организациям и иным учреждениям, в чьи полномочия входит обязанность по оплате задолженности за тепловую энергию. С 01.04.2017 содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах вооруженных сил возложены на созданное приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 N 155 ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное учреждение" Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца возразил против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, нежилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Чита, ул. Ленина, д. 126 пом. 11 и мкр. Батарейный, д.3, являются объектами МО РФ, что подтверждается письмами Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае в реестре федерального имущества N 07-38/3747 от 12.03.2018 г. и выписками из ЕГРН.
Приказом Министра обороны РФ N 155 с целью содержания (эксплуатации) объектов военной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ создано ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, целью которого является поставка энергии на объекты Министерства Обороны РФ.
Оплата поставленной тепловой энергии производится несвоевременно и не в полном объеме, в результате, чего задолженность за тепловую энергию за период с 01.04.2017 по 30.06.2018 составила 535 808,78 руб., за взысканием которой истец обратился в судебном порядке.
Арбитражный суд Забайкальского края, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, доводы и возражения сторон, требования истца признал обоснованными частично, в размере 365 210,65 руб. за счет МО РФ и в размере 2064,47 руб. за счет ФГКУ "СибТУИО", исходя из справочного расчета истца без использования повышающего коэффициента.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Принадлежность указанных жилых помещений на праве оперативного управления учреждению подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 43 Правил N 354, объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) Правил.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирных домах, в которых находятся помещения учреждения, коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии отсутствует, в связи с чем объем тепловой энергии, поставленной на нужды отопления произведен из расчета отапливаемой площади помещений и действующего в соответствующий период норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу, что надлежащим ответчиком по оплате задолженности по тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения, является ФГКУ "СибТУИО" за период с 29.06.2018 по 30.06.2018 по помещению расположенному по адресу: мкр. Батарейный д.3, и за период с 28.06.2018 по 30.06.2018 по помещению, расположенному по адресу: ул. Ленина д.126, пом. N 11, исходя из даты регистрации права оперативного управления.
Также правомерен и вывод суда относительно того, задолженность, возникшая с 01.04.2017 до вышеуказанных дат, подлежит взысканию с Министерства обороны Российской Федерации, как собственника вышеуказанных помещений.
Кроме того, апелляционный суд соглашается и с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае задолженность подлежит взысканию напрямую в адрес истца как ресурсоснабжающей организации, так как ни ответчики, ни управляющие организации (третьи лица) не приступили к выполнению функций исполнителей коммунальной услуги в отношении коммунального ресурса в виде отопления в указанных многоквартирных домах. Счета на оплату общество "ТГК-14" им в спорный период не выставляло. При этом собственники помещений в домах производят платежи за поставленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающей организации, а управляющие организации в расчетах не участвуют.
Объем поставленной тепловой энергии по спорным помещениям подлежит определению на основании положений Правил N 354 исходя из площади помещений и норматива потребления, а также установленных тарифов. Соответственно и задолженность составила на помещение Батарейный, 3 - 169 353,32 руб. на помещение Ленина, 126 - 197 921,82 руб.
Таким образом, требования истца частично подлежат удовлетворению:
за счет Министерства обороны за помещение мкр. Батарейный д.3, в размере 168 597,78 рублей за период с 01.04.2017 по 28.06.2018, по нежилому помещению Ленина д. 126, пом. N 11 в размере 196 612,89 рублей за период с 01.04.2017 по 27.06.2018;
за счет ФГКУ "СибТУИО" по помещению Батарейный д.3, в размере 755,54 рублей за период с 29.06.2018 по 30.06.2018, по помещению Ленина д.126, пом. N 11 в размере 1308,93 рублей за период с 28.06.2018 по 30.06.2018.
Доводы заявителя жалобы о том, что расходы по содержанию помещений должно нести ФГБУ "ЦЖКУ", как специализированная организация, были обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в отсутствие договорных отношений между ПАО "ТГК 14" и ФГБУ "ЦЖКУ" как специализированной организации, а обязанность оплаты потребленного ресурса в отсутствие договора может быть возложена только собственника или на законного владельца помещения, которым является именно заявитель жалобы, а не ФГБУ "ЦЖКУ".
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
С учетом такого правового регулирования именно Учреждение как владелец указанных помещений должно нести расходы на содержание помещений, в том числе и в части оплаты потребленной тепловой энергии.
В этой связи апелляционным судом отклоняются доводы ФГКУ "СибТУИО" об отсутствия у него обязанности нести соответствующие расходы.
При этом отсутствие финансирования на эти цели не отменяет обязанности по несению расходов на содержание имущества.
В соответствии со статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
При этом специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года по делу N А78-18054/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
Н.А. Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-18054/2018
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: ООО "Лидер'', ООО Управляющая компания ''Фаворит''