город Ростов-на-Дону |
|
12 марта 2020 г. |
дело N А32-33271/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Емельянова Д.В., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Краснодарской таможни: представитель Васильев Д.С. по доверенности от 28.10.2019, удостоверение;
от ООО "Алва": представитель Есин Д.С. по доверенности, паспорт; директор Горшенев А.З.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.12.2019 по делу N А32-33271/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алва"
(ОГРН 1022301214440, ИНН 2308009320)
к Краснодарской таможне
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алва" (далее - заявитель, ООО "Алва", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Краснодарской таможни (далее - таможня) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей от 28.06.2019 N 10309000-661/2019, N 10309000-662/2019 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2019 признано незаконным и отменено постановление от 28.06.2019 N 10309000-661/2019 о привлечении к административной ответственности ООО "Алва" по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Признано незаконным и отменено постановление от 28.06.2019 N 10309000-662/2019 о привлечении к административной ответственности ООО "Алва" по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Решение мотивировано отсутствием в действиях ООО "Алва" состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований общества, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Алва" уведомил о ведении аудиозаписи судебного заседания на собственный аудионоситель.
Представитель Краснодарской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "Алва" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Краснодарской транспортной прокуратурой в ходе проведённых в марте 2019 года надзорных мероприятий по вопросам исполнения законодательства о таможенно-тарифном, нетарифном регулировании и соблюдении запретов и ограничений установлены факты нарушения ООО "Алва" требований законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Таможенным представителем ООО "Далк" (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей от 29.12.2010 N 0154/00), на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 30.01.2015 N 0154/00-15-10 заключенного с ООО "Алва", на Прикубанский таможенный пост Краснодарской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10309203/090818/0003671, в которой заявлен товар N 1 - "Тара потребительская из полимерных материалов - конические емкости с крышками, предназначенные для упаковки и хранения продуктов бытовой химии", код товара согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) 3923 10 000 0.
В отношении вышеуказанного товара N 1 при подаче ДТ N 10309203/090818/0003671 необходимо представить документ об оценке (подтверждении) соответствия - декларация о соответствии, соответствия товара обязательным требованиям, определенным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) (далее - ТР 005/2011), принят решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769.
В 44 графе по товару N 1 в ДТ N 10309203/090818/0003671 заявлены сведения о разрешительном документе - декларации о соответствии (далее - ДС) от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.АД81.В.13918 (Дело об АП, л.д. 152).
Согласно сведениям, содержащимся в представленной ДС, документ принят на основании протокола испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 (Дело об АП, л.д. 28-31), выданного Испытательным лабораторным центром (далее - ИЛЦ) Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ФБУЗ) "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике", схема декларирования - ЗД (Дело об АП, л.д. 155-157).
Краснодарской транспортной прокуратурой в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" направлен запрос от 01.03.2019 N 2312-5-2019/784 о предоставлении сведений о фактическом поступлении, проведении ИЛЦ испытаний образцов задекларированных товаров, о представлении копии протокола испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 (Дело об АП, л. 11, 18).
Согласно ответу на запрос ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" от 12.03.2019 N 04-470 продукция, указанная в ДС от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.АД81.В.13918, в учреждение не доставлялась, не исследовалась, протокол испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 не выдавался и не регистрировался в учреждении (Дело об АП, л.д. 20).
В отношении товара N 1, задекларированного по ДТ N 10309203/090818/0003671, усмотрев в декларации о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.АД81.В.13918 признаки недействительности, ввиду предполагаемого недействительного протокола испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04, Краснодарской транспортной прокуратурой установлены в действиях ООО "Алва" признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, представление недействительных документов, если такие документы могли послужить или послужили основанием для несоблюдения установленных международными Договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, запретов и ограничений.
По указанному факту Краснодарским транспортным прокурором 15.03.2019 в отношении ООО "Алва" возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ (Дело об АП, л.д. 1-7), и постановление о возбуждении производства с материалами было направлено для поведения административного расследования в Краснодарскую таможню (письмо от 18.03.2019 N 23/2-4-2019/1012) (Дело об АП, л.д. 8).
Указанный административный материал в отношении общества зарегистрирован в Краснодарской таможне как дело об административном правонарушении N 10309000-661/2019.
В результате проведенного административного расследования Краснодарской таможней установлено, что ДТ N 10309203/090818/0003671 подана в Краснодарскую таможню таможенным представителем ООО "Далк" на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 30.01.2015 N 0154/0 15-10, заключенного обществом с ООО "Алва".
ООО "Алва" таможенному представителю для представления в Краснодарскую таможню с пакетом документов представлена декларация о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.АД81.В.13918, в которой указан протокол испытаний от 13.07/2018 N 9634.05.04 (Дело об АП, л 77-78) для представления ее в таможенный орган при совершении таможенных операций по помещению товара - тара потребительская из полимерных материалов - конические емкости с крышками, предназначенные для упаковки и хранения продуктов бытовой химии, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
По окончании административного расследования по делу N 10309000-661/2019, в отношении общества 21.06.2019 составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.7 КоАП РФ.
Постановлением Краснодарской таможни от 28.06.2019 по делу об административном правонарушении N 10309000-661/2019 ООО "Алва" признано виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Краснодарской транспортной прокуратурой в ходе проведённых в марте 2019 года надзорных мероприятий по вопросам исполнения законодательства о таможенно - тарифном, нетарифном регулировании и соблюдении запретов и ограничений установлены факты нарушения ООО "Алва" требований законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Таможенным представителем ООО "Далк" (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей от 29.12.2010 N 0154/00), на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 30.01.2015 N 15-10 заключенного с ООО "Алва", на Прикубанский таможенный пост Краснодарской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ N 10309203/041218/0005723, в которой заявлен товар N 1 - "Тара потребительская из полимерных материалов - конические емкости с крышками, предназначенные для упаковки и хранения продуктов бытовой химии", код товара согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее -ТН ВЭД) 3923 10 000 0.
В отношении вышеуказанного товара N 1 при подаче ДТ N 10309203/041218/0005723 необходимо было представить документ об оценке (подтверждении) соответствия - декларация о соответствии, соответствия товара обязательным требованиям, определенным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) (далее - ТР 005/2011), принят решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769.
В 44 графе по товару N 1 в ДТ N 10309203/041218/0005723 заявлены сведения о разрешительном документе - декларации о соответствии (далее - ДС) от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.АД81.В.13918 (Дело об АП, л.д. 144).
Согласно сведениям, содержащимся в представленной ДС, документ принят на основании протокола испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 (Дело об АП, л.д. 27-30), выданного Испытательным лабораторным центром (далее - ИЛЦ) Федерального бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ФБУЗ) "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике", схема декларирования - ЗД (Дело об АП, л.д. 146-150).
Краснодарской транспортной прокуратурой в адрес ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" направлен запрос от 01.03.2019 N 2312-5-2019/784 о предоставлении сведений о фактическом поступлении, проведении ИЛЦ испытаний образцов задекларированных товаров, о представлении копии протокола испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 (Дело об АП, л.д. 10, 17).
Согласно ответу на запрос ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" от 12.03.2019 N 04-470 продукция, указанная в ДС от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.АД81.В13918, в учреждение не доставлялась, не исследовалась, протокол испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 не выдавался и не регистрировался в учреждении (Дело об АП, л.д. 20).
В отношении товара N 1, задекларированного по ДТ N 10309203/041218/0005723, усмотрев в декларации о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.АД81.В.13918 признаки недействительности, ввиду предполагаемого недействительного протокола испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04, Краснодарской транспортной прокуратурой были установлены в действиях ООО "Алва" признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, представление недействительных документов, если такие документы могли послужить или послужили основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, запретов и ограничений.
По указанному факту Краснодарским транспортным прокурором 15.03.2019 в отношении ООО "Алва" возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ (Дело об АП, л.д. 1-7), и постановление о возбуждении производства с материалами было направлено для проведения административного расследования в Краснодарскую таможню (письмо от 18.03.2019 N 23/2-4-2019/1012) (Дело об АП, л.д. 8).
Указанный административный материал в отношении общества зарегистрирован в Краснодарской таможне как дело об административном правонарушении N 10309000-662/2019.
В результате проведенного административного расследования Краснодарской таможней установлено, что ДТ N 10309203/041218/0005723 подана в Краснодарскую таможню таможенным представителем ООО "Далк" на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 30.01.2015 N 0154/00-15-10, заключенного обществом с ООО "Алва".
ООО "Алва" таможенному представителю для представления в Краснодарскую таможню с пакетом документов была представлена декларация о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.АД81.В.13918, в которой указан протокол испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 (Дело об АП, л.д. 76-77) для представления ее в таможенный орган при совершении таможенных операций по помещению товара - тара потребительская из полимерных материалов - конические емкости с крышками, предназначенные для упаковки и хранения продуктов бытовой химии, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
По окончании административного расследования по делу N 10309000-662/2019, в отношении общества 21.06.2019 составлен протокол об административном правонарушении по статье 16.7 КоАП РФ.
Постановлением Краснодарской таможни от 28.06.2019 по делу об административном правонарушении N 10309000-662/2019 ООО "Алва" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании их незаконными и отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Под недостоверными сведениями в контексте ст. 16.7 КоАП России следует понимать не любые сведения, которые подлежат заявлению (сообщению) таможенному органу, а только те, ответственность за заявление (сообщение) которых предусмотрена частью 3 статьи 16.1, частями 2, 3 статьи 16.2 или статьей 16.17 КоАП России.
В примечании 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.7 КоАП России, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в представлении таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшем за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах.
Субъектом правонарушения является декларант либо иное лицо, которое представило таможенному представителю либо иному лицу документы, содержащие недостоверные сведения о товарах.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии со статьей 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что декларация о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТЯ.АД81.В.13918 была действительной на момент ее представления обществом таможенному представителю и на дату вынесения оспариваемых постановлений по следующим основаниям.
Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза) (статья 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014).
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукций (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссий от 25.12.2012 N 294, статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Таможенного союза при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие таких товаров обязательным требованиям, или сведения о таких документах.
В соответствии с Перечнем продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011), утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.03.2013 N 47, в отношении товара - упаковка полимерная (оболочки, пленки, ящики, бочки, барабаны, канистры, фляги, банки, тубы, бутылки, флаконы, пакеты, мешки, контейнеры, лотки, коробки, стаканчики, пеналы), из товарной подсубпозиции 3923 10 000 0 ТН ВЭД, подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждений) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011) - декларации о соответствии.
В соответствии со статьей 7 TP 005/2011 перед выпуском в обращение на таможенной территории Таможенного союза упаковка (укупорочные средства) должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента, носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования соответствия. Декларирование соответствия партии упаковки (укупорочных средств) проводит импортер.
Импортер - резидент государства - члена Таможенного союза, который заключил с нерезидентом государства - члена Таможенного союза внешнеторговый договор на передачу упаковки (укупорочных средств), осуществляет реализацию и (или) использование упаковки (укупорочных средств) и несет ответственность за ее соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза (статья 2 TP 005/2011).
Таким образом, учитывая изложенное, ООО "Алва" при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров - тара потребительская из полимерных материалов - конические емкости с крышками, предназначенные для упаковки и хранения продуктов бытовой химии, должно было представить в Краснодарскую таможню с ДТ N 10309203/090818/0003671, ДТ N 10309203/041218/0005723 документ об оценке (подтверждении) соответствия - декларацию о соответствии, товаров обязательным требованиям, определенным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011), для подтверждения соблюдения ограничений при перемещении вышеуказанного товара через таможенную границу Союза и помещении его под таможенную процедуру в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в ходе проверки Краснодарской транспортной прокуратурой и производства по делам об административном правонарушений Краснодарской таможней установлено, что декларация о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-TR.AД81.B.13918 на оформляемые по ДТ NN 10309203/090818/0003671, 10309203/041218/0005723 товар принята ООО "Алва" на основании недействительного протокола испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04.
Товар, указанный в декларация о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТК.АД81.В. 13918 в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не доставлялся, лабораторией не исследовался, протокол испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 не выдавался и не регистрировался в учреждении.
Таким образом, указанная декларация о соответствии является недействительным документом и не подтверждает соответствие товара обязательным требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011) (не проведена процедура подтверждения соответствия, предусмотренная техническим регламентом, отсутствовали основания для принятия указанным заявителем декларации о соответствии).
Декларация о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТК.АД81.В.13918 являлась недействительной с момента ее принятия обществом и регистрации в связи с тем, что протокол испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" не выдавался, продукция не исследовалась, протокол лабораторных испытаний за N 9634.05.04 учреждением не регистрировался.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что таможенным органом в ходе проведения административного расследования не был исследован ряд обстоятельств, касающихся договорных обязательств ООО "Технолог", получения протокола испытаний, истребования образцов оттисков печатей ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" и подписи главного врача, назначение почерковедческой и технической экспертиз, поскольку письмом от 06.05.2019 N 36.7-07/09488 Краснодарской таможней в Центральную оперативную таможню направленно поручение о производстве процессуальных действий в соответствии со статьей 26.9 КоАП РФ с целью опроса в качестве свидетелей представителей ООО "Технолог", ООО "Услуги по подтверждению соответствия", ООО "Далк" и получения от организаций необходимых для производства по делу документов (Дело об АП N 10309000-661/2019, л.д.66-89; Дело об АП N 10309000-662/2019, л.д.65-88).
Сотрудникам оперативной таможни установить фактическое местонахождения и провести процессуальные действия в отношении представителей ООО "Технолог", ООО "Услуги по подтверждению соответствия" не представилось возможным.
Генеральным директором ООО "Далк" информационным письмом от 17.05.2019 N ДАЛК/19-42 оперативная таможня проинформирована, что декларация о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТК.АД81.В.13918 получена таможенным представителем от ООО "Алва" по электронной почте вместе с пакетом документов, необходимых для оформления таможенной декларации. Общество в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" для получения протокола испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 не обращалось, указанный протокол испытаний отдельным документом от декларанта не получало.
Краснодарской таможней письмом от 06.05.2019 N 36.7-07/09487 в Северо-Западную оперативную таможню, направленно поручение о производстве процессуальных действий в соответствии со статьей 26.9 КоАП РФ с целью опроса в качестве свидетеля представителя ООО "Формат Лоджистикс" и получения от организации необходимых для производства по делу документов (Дело об АП N 10309000-661/2019, л.д.90-127; Дело об АП N 103 09000-662/2019, л.д.89-126).
Сотрудникам оперативной таможни был проведен опрос генерального директора ООО "Формат Лоджистикс" по обстоятельствам получения декларации о соответствии. Обществом представлены документы, касающиеся данных директором пояснений.
В ходе производства по делу об административном правонарушении, в соответствии с установленной законодательством компетенцией по рассмотрению вопросов по достоверности декларирования соответствия, Краснодарской таможней письмами направлены документы и сведения в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю с целью прекращения действия ДС 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТЛ.АД81.В. 13918 и рассмотрения вопроса о наличии в действиях ООО "Алва" признаков административного правонарушения предусмотренного статьями 14.44, 14.48 КоАП РФ.
В таможню поступило письмо управления от 24.05.2019 N 23-00-10/19-5383-2019 согласно которому, ООО "Алва" принято решение о прекращении действия декларации о соответствий от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д- та.АД81.В. 13918, о чем 11.01.2019 и 15.05.2019 (ДТ N10309203/090818/0003671 подана в таможенный орган 09.08.2018; ДТ N10309203/041218/0005723 - 04.12.2018) направлено уведомление в Федеральную службу по Аккредитации (Дело об АП N 10309000-661/2019, л.д.64-65; Дело об АПN 10309000-662/2019, л.д.63-64).
В ходе производства по делу об административном правонарушении 25.06.2019 в книге учёта сообщений преступлений (КУСП-1) Краснодарской таможни зарегистрирован рапорт за N 46 "Об обнаружений признаков преступления" по признакам состава преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 327 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), выразившегося в наличии признаков подделки, изготовления заведомо подложного разрешительного документа - протокола лабораторных исследований от 13.07.2018 N 9634.05.04, послужившего основанием для принятия ООО "Алва" декларации о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТТ1.АД81.В.13918, представленной таможенным представителем в таможенный орган при декларировании товаров по декларациям на товары N 10309203/090818/0003671, N 10309203/041218/0005723 с целью его подтверждения установленным ограничениям и выпуска в свободное обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Дознание по уголовным делам, возбужденным по указанной статье, в соответствии с частью 3 статьи 151 УК РФ, проводится дознавателями органов внутренних дел, в компетенцию которых входит назначение почерковедческих и технических экспертиз в связи с признаками подделки документов.
Согласно ответу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике" от 12.03.2019 N 04-470, представленного в Краснодарскую транспортную прокуратуру в связи запросом от 01.03.2019 N 2312-5-2019/784, продукция, указанная в ДС от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТИ.АД81.В.13918, в учреждение не доставлялась, не исследовалась, протокол испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04 не выдавался и не регистрировался в учреждении (Дело об АП N 10309000-661/2019, л.д.20; Дело об АП N 10309000-662/2019, л.д. 19). Указанный ответ явился основанием возбуждения прокуратурой рассматриваемых дел об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения, в том числе о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС, о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС, о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры (пункт 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются, в том числе соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 135 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утверждено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Таможенного союза при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органа подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие таких товаров обязательным требованиям, или сведения о таких документах.
Импортер - резидент государства - члена Таможенного союза, который заключил с нерезидентом государства - члена Таможенного союза внешнеторговый договор на передачу упаковки (укупорочных средств), осуществляет реализацию и (или) использование упаковки (укупорочных средств) и несет ответственность за ее соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза (статья 2 TP 005/2011).
В соответствии с вышеуказанными нормами ООО "Алва" при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров - тара потребительская из полимерных материалов - конические емкости с крышками, предназначенные для упаковки и хранения продуктов бытовой химии, должно было представить в Краснодарскую таможню с ДТ N 10309203/090818/0003671, ДТ N 10309203/041218/0005723 документ об оценке (подтверждении) соответствия -декларацию о соответствии, товаров обязательным требованиям, определенным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011), для подтверждения соблюдения ограничений при перемещении вышеуказанного товара через таможенную границу Союза и помещении его под таможенную процедуру в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В ходе проверки Краснодарской транспортной прокуратурой и производства по делам об административном правонарушении Краснодарской таможней установлено, что декларация о соответствии от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТЯ.АД81.В.13918 на оформляемые по ДТ N 10309203/090818/0003671, 10309203/041218/0005723 товар принята ООО "Алва" на основании недействительного протокола испытаний от 13.07.2018 N 9634.05.04, не выдавался и не регистрировался в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской Республике", товар, указанный в декларация о соответствии, в учреждение не доставлялся, лабораторией не исследовался.
В связи с этими установленными обстоятельствами, указанная декларация о соответствии является недействительным документом и не подтверждает соответствие товара обязательным требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011) (не проведена процедура подтверждения соответствия, предусмотренная техническим регламентом, отсутствовали основания для принятия указанным заявителем декларации о соответствии).
В соответствии с пунктами 2, 3, 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29.05.2014) декларация о соответствии техническим регламентам Союза это документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.
В технических регламентах Союза устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия. Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия.
Импортёр - резидент государства - члена Таможенного союза, который заключил с нерезидентом государства - члена Таможенного союза внешнеторговый договор на передачу упаковки (укупорочных средств), осуществляет реализацию и (или) использование упаковки (укупорочных средств) и несет ответственность за ее соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза (статья 2 TP 005/2011).
В соответствии со статьей 7 TP 005/2011 перед выпуском в обращение на таможенной территории Таможенного союза упаковка (укупорочные средства) должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента, носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования соответствия, в том числе с применением схемы Зд. Декларирование соответствия партии упаковки (укупорочных средств) проводит импортер.
При проведений декларирования соответствия импортером, он проводит идентификацию упаковки (укупорочных средств).
Принятие декларации о соответствии включает в себя, в том числе следующие процедуры: проведение испытаний товара; формирование комплекта доказательственных материалов; принятие и регистрация декларации о соответствии.
При декларирований соответствия импортер самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям технического регламента TP 005/2011.
Доказательственные материалы для принятия декларации о соответствии должны включать в себя протокол (протоколы) испытаний, проведенных импортером и (или) аккредитованной испытательной лабораторией (центром), подтверждающий соответствие декларируемым требованиям (при условии, что с момента оформления протокола (протоколов) прошло не более одного года);
Декларация о соответствии подлежит регистрации в соответствии с законодательством Таможенного союза.
Комплект доказательственных материалов вместе с декларацией о соответствии, должен храниться у импортера в течение срока, установленного законодательством Таможенного союза.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 184-ФЗ при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
Декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом.
Заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, ее копию) либо регистрационный номер декларации о соответствии (статья 28 Федерального закона N 184-ФЗ).
ООО "Алва" в ДС от 19.07.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТЯ.АД81.ВЛ3918 указано, что обществом применена схема декларирования Зд.
В соответствии с пунктом 23 Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621, Приложением А к этому Положению схема Зд включает процедуры:
- проведение испытаний образцов продукции;
- Принятие и регистрация деклараций о соответствии.
С целью контроля соответствия продукции требованиям технического регламента заявитель проводит испытания образцов продукции. Испытания образцов продукции проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует по уведомительному принципу.
Таким образом, ООО "Алва" должно было принять декларацию о соответствии ввозимого товара - тара потребительская из полимерных материалов - конические емкости с крышками, предназначенные для упаковки и хранения продуктов бытовой химии, на основании сформированных обществом доказательственных материалов, подтверждающих соответствие указанного товара требованиям TP 005/2011, обеспечив проведение исследования его образцов в испытательной лаборатории, получив по результат исследований протоколы испытаний товара.
Общество, как лицо, на которое законодательством о техническом регулировании возложена обязанность по принятию декларации о соответствии на основании сформированных ООО "Алва" доказательственных материалов (протоколов испытаний продукции), имело возможность до подачи в таможенный орган декларации на товары принять меры, направленные на представление в испытательную лабораторию (либо обеспечение представления.третьими лицами в испытательную лабораторию) образцов товара, на проверку проведения исследований образцов товара испытательной лабораторией и оформления протоколов испытаний по результатам проведенных исследований.
Поручив подготовку доказательственных материалов, подтверждающих соответствие оформляемого товара требованиям технических регламентов, сторонним лицам общество не проверило осуществление ими порученных в соответствии с договорами действий.
Факт оказания посреднических услуг при формировании обществом доказательственных материалов при декларировании соответствия, не снимает с ООО "Алва" как декларанта обязанности по соблюдению требования статей 7, 135 ТК ЕАЭС о соблюдении запретов и ограничений, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких ограничений, соответствие товара требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, определении Суда от 02.04.2009 N 486-0-0, применительно к таможенным правоотношениям, при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.
Таким образом, ООО "Алва" не соблюдены требования статей 7, 135 ТК ЕАЭС, в связи с чем, не были исполнены обязанности, предусмотренные пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, при этом у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
На декларанте лежит обязанность по соблюдению установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссий ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Доводы об отсутствии вины со ссылкой на заключенные договоры оказания услуг с другими лицами, противоречат положениям пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств совершенного обществом правонарушения суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив обстоятельства допущенного обществом административного нарушения, характер и степень общественной опасности, приняв во внимание, что действия общества не повлияли на внешнеторговую политику государства, в рассматриваемом случае правонарушение не причинило экономического ущерба интересам государства, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан, в связи, с чем суд апелляционной инстанции считает возможным применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и квалификацию допущенного административного правонарушения как малозначительного.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что ООО "Алва" обращалось в Федеральную службу по аккредитации были зарегистрированы новые декларации соответствия по тому же товару и контракту: декларация ТРТЭС ЕАЭС N RU Д - TR.TP 06 B.00083/18 от 28/12/20108 с протоколом испытаний пищевой продукции и декларации соответствия ТРТЭС ЕАЭС N RU Д - TR.TP 06 АB.87.В00842/19 от 23.04.2019 с протоколом испытаний.
Таким образом, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции по существу подлежит оставлению без изменения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2019 по делу N А32-33271/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33271/2019
Истец: ООО Алва
Ответчик: Краснодарская таможня