г. Москва |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А40-142806/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Г. Вигдорчика,
судей Ю.Л. Головачевой, С.А. Назаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.И. Кикабидзе,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на определение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2020 по делу N А40-142806/18, вынесенное судьей Свириным А.А.,
о возврате заявления Департамента городского имущества г. Москвы об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта,
по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Альтервест XXI век",
при участии в судебном заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - Улитин Д.В. по дов.от 30.12.2019,
Иные лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2019 в отношении ООО "Альтервест XXI век" (ИНН 5030040240, ОГРН 1035005900600) введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Илая Е.Г. (ИНН 183100126246), член САУ "Возрождение" с вознаграждением, установленным Законом. Сообщение о данном факте опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 18.05.2019.
В Арбитражный суд г. Москвы в электронном виде поступило заявление Департамента городского имущества г. Москвы об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта.
Суд первой инстанции определением от 22.01.2020 г. возвратил указанное заявление.
Не согласившись с указанным определением, Департаментом городского имущества города Москвы подана апелляционная жалоба, в рамках которой податель жалобы просит определение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что заявление подлежит предъявлению в рамках дела о банкротстве.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал, указал на незаконность обжалуемого определения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени её рассмотрения, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в соответствии с ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого определения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Суд первой инстанции, исходя из смысла статей 10, 60, 61.1, 71, 100, 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", указал, что в рамках дела о банкротстве, подлежат рассмотрению требования кредиторов, заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, заявления о признании сделок недействительными, жалобы на действия (бездействия) арбитражного управляющего, разногласия между арбитражным управляющим и кредиторами.
Принимая во внимание предмет спора, суд пришел к выводу о том, что в данном случае рассматриваемое заявление подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, вне дела о банкротстве ООО "Альтервест XXI век".
Суд отметил, что рассмотрение сформулированного заявителем требования (об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта) не предусмотрено Законом о банкротстве, порядок его рассмотрения не урегулирован положениями данного закона.
На основании чего, суд первой инстанции, принимая во внимание положения п. 4 ст. 60 "О несостоятельности (банкротстве)", вернул заявление.
Апелляционная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Из содержания п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" следует, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В связи с этим в ходе конкурсного производства подлежат предъявлению только в деле о банкротстве также возникшие до возбуждения этого дела требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), которые рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве. Такая же позиция сформирована в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)".
Согласно правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 21.11.2016 N 305-ЭС14-5756 по делу N А40-11689/2011 оформление в соответствии с условиями инвестиционных контрактов имущественных прав сторон по результатам реализации инвестиционных проектов (с учетом всех дополнительных соглашений к контрактам) производится после сдачи объектов в эксплуатацию на основании актов о результатах реализации инвестиционных проектов согласно условиям контрактов. В представленном истцом проекте акта о результат реализации инвестиционного проекта, указаны условия об отчуждении имущества.
В связи с этим все исковые заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей и неразрывно связанных с личностью кредитора обязательств должника гражданина, поданные в день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Поскольку заявленное требование к ответчику является требованиями о понуждении к исполнению обязательства в натуре, направленным на раздел созданного имущества и его дальнейшую передачу, то исходя из вышеизложенного данное требования подлежат рассмотрению в деле о банкротстве ответчика.
Данная позиция подтверждена судебными актами по делу N А40-61347/19-161-578.
Следует отметить что судом в обжалуемом определении указано, что в силу п. 4 ст. 60 "О несостоятельности (банкротстве)", заявления и жалобы, поданные лицами, не имеющими права на обжалование, или с нарушением установленного настоящей статьей порядка, подлежат возвращению.
Между тем, возвращенное заявление подано Департаментом городского имущества, который, в соответствии с п.п. 7.3, 14 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" является уполномоченным органом по защите финансовых и имущественных интересов города Москвы и таким образом обладает правом подачи соответствующих заявлений об обязании подписать акт реализации инвестиционного проекта.
Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", (далее - Федеральный закон от 12.12.2011 N 427-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дополнена п. 3 следующего содержания:
Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со ст. 24.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.
Положения названной нормы в новой редакции распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ и обязательства сторон по которым исполнены до дня его вступления в силу, но при этом права собственности на созданные в рамках исполнения данных договоров объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Данная норма отражена и в ст. 70 вступившего в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.
Заявленные требования являются, по существу, требованиями о понуждении участников к исполнению данного Контракта. Исходя из условий Контракта, составление Акта о результатах частичной реализации инвестиционного проекта является обязанностью сторон, неисполнение которой влечет невозможность регистрации участниками инвестиционных отношений права собственности на инвестиционный объект.
Представление интересов Правительства Москвы в данном вопросе поручено Департаменту, ввиду того, что согласно постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов" (в редакции постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 305-ПП), полномочиями по подготовке и направлению проектов актов о результатах реализации инвестиционных проектов наделен Департамент.
Следует учитывать, что уклонение стороны инвестиционного договора от подписания акта о результатах реализации инвестиционного договора представляет собой неисполнение договорного обязательства, влекущее невозможность регистрации участниками инвестиционных отношений прав на инвестиционный объект.
При указанных обстоятельствах, обращение ДГИ с заявление об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта в виду наличия разногласий у сторон, должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
На основании изложенного, определение суда первой инстанции от 22.01.2020 г. подлежит отмене.
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 36 Постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в ст. 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (п. 2 ч. 4 ст. 272 АПК РФ).
На новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
В этих случаях, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует ч. 1 ст. 268 АПК РФ, в связи с чем оспариваемое определение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2020 подлежит отмене, а вопрос - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2020 по делу N А40-142806/18 отменить.
Вопрос направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
Ю.Л. Головачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142806/2018
Должник: ООО "СТРОЙБЮРО"
Кредитор: АО Мосэнергосбыт, ГБУК г. Москвы "Московский театр п/р О.Табакова", Департамент городского имущества г. Москвы, ИФНС N 2 по г. Москве, ИФНС России N 2 пог. Москве, Назаров Сурен Гарриевич, ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК", ПАО МОЭК
Третье лицо: Rianio LTD, Бологов М. С., Почитаева И П, Смолович Тимур Владимирович, Тер-Аванесов А Б
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15088/2022
18.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12789/2022
11.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11149/20
01.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142806/18
10.10.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142806/18