г. Вологда |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А66-2862/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 января 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
при участии от государственного казенного учреждения Тверской области "Тверьоблстройзаказчик" Прохоровой М.А. по доверенности от 15.09.2023 N 56, от Управления Федерального казначейства по Тверской области Кривошея Р.А. по доверенности от 24.01.2022 N 2, от Министерства строительства Тверской области Громовой С.В. по доверенности от 24.03.2023 N 30,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 сентября 2023 года по делу N А66-2862/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Тверской области "Тверьоблстройзаказчик" (ОГРН 1116952010625, ИНН 6950133850; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного князя Михаила Тверского, дом 5; далее - ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (том 2, листы 1-10), к Управлению Федерального казначейства по Тверской области (ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199; адрес: 170036, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 53а; далее - управление, казначейство) о признании недействительными пунктов 1 и 3 представления (пункт 1 резолютивной части представления) от 12.01.2023 N 36-22-10/145.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Тверской области (ОГРН 1076952005041, ИНН 6950053604; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного князя Михаила Тверского, дом 5; далее - министерство), Министерство финансов Тверской области (ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного князя Михаила Тверского, дом 5), публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (ОГРН 5177746100032, ИНН 7704446429; адрес: 115088, Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Южнопортовый, улица Шарикоподшипниковская, дом 5).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 сентября 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом каких-либо мотивированных возражений относительно выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, в жалобе казначейством не приведено, поскольку содержание апелляционной жалобы, по своей сути, полностью дублирует содержание акта проверки со страниц 33 по 36 и со 114 по 119.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Учреждение и министерство в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства финансов Тверской области и публично-правовой компании "Фонд развития территорий" отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Указанные третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей управления, учреждения и министерства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 24.10.2022 по 07.12.2022 в отношении учреждения ответчиком проведена внеплановая выездная проверка использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой казначейством составлен акт от 08.12.2022 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для вынесения управлением в адрес ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик" представления от 12.01.2023 N 36-22-10/145.
Согласно пункту 1 представления в нарушение пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), пунктов 31, 33 Региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 10.04.2019 N 108-пп, в 2021 году учреждением допущено неправомерное расходование средств по государственному контракту от 29.12.2020 N 179 (далее - Контракт N 179), заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Промстроймонтаж" (далее - ООО "Промстроймонтаж"), на подготовку проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта "МКД в городском округе город Ржев Тверской области, по адресу: Тверская область, город Ржев, улица Революции (объект N 1)" в общей сумме 1 652 162,77 руб., в том числе по средствам Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в сумме 1 352 810,29 руб., по средствам областного бюджета Тверской области с привлечением средств Фонда в сумме 41 839,50 руб., по средствам областного бюджета Тверской области, предусмотренным на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения в сумме 257 512,98 руб., по причине включения в программу дополнительного источника средств за счет областного бюджета Тверской области на оплату разницы в стоимости 1 кв. м приобретаемых жилых помещений дополнительным соглашением от 24.12.2021 N 2-21 к Контракту N 179, повлекшего изменение доли софинансирования всех источников средств.
На момент окончания контрольного мероприятия в результате расторжения Контракта N 179 соглашением от 30.03.2022 б/н восстановление кассовых расходов не произведено.
Согласно пункту 3 представления учреждением допущено нарушение пункта 13 части 1 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, пунктов 31, 37, 39 Региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 10.04.2019 N 108-пп, а именно за период с 1 января 2019 по 1 июля 2022 года ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик" допущено неправомерное расходование средств на приобретение жилых помещений на общую сумму 27 036 182,86 руб., в том числе по средствам Фонда в сумме 26 225 097,34 руб., по средствам областного бюджета с привлечением средств Фонда на общую сумму 811 085,52 руб., по причине не соблюдения долевого финансирования в результате оплаты стоимости 195 контрактов исходя из расселяемой площади и стоимости 1 кв. м, предусмотренной адресной программой, тогда как следовало, исходя из расселяемой площади и фактической стоимости квадратного метра, сложившейся при исполнении контрактов, из них:
в 2019 году: на 289,80 кв. м при неизменной стоимости 51 государственного контракта на общую сумму 7 316 937,90 руб., в том числе по средствам Фонда на общую сумму 7 097 429,76 руб., по средствам областного бюджета с привлечением средств Фонда на общую сумму 219 508,14 руб.;
в 2020 году: на 178,0 кв. м при неизменной стоимости 27 государственных контрактов на общую сумму 5 727 215,92 руб., в том числе по средствам Фонда на общую сумму 5 555 399,44 руб., по средствам областного бюджета с привлечением средств Фонда на общую сумму 171 816,48 руб.;
в 2021 году: на 540,30 кв. м при неизменной стоимости 112 государственных контрактов на общую сумму 13 624 051,56 руб., в том числе по средствам Фонда на общую сумму 13 215 329,98 руб., по средствам областного бюджета с привлечением средств Фонда на общую сумму 408 721,58 руб.;
за период с 1 января по 1 июля 2022 году: на 13,1 кв. м при неизменной стоимости 5 государственных контрактов на общую сумму 367 977,48 руб., в том числе по средствам Фонда на общую сумму 356 938,16 руб., по средствам областного бюджета с привлечением средств Фонда на общую сумму 11 039,32 руб.
В пункте 1 резолютивной части названного представления казначейство потребовало от учреждения по пункта 1, 3 представления в установленном законом порядке принять меры к возврату неправомерно израсходованных средств в размере 27 577 907,63 руб. в министерство с последующим перечислением их в Фонд, принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 01.06.2023.
Не согласившись с указанным представлением в части пунктов 1 и 3 представления (пункт 1 резолютивной части представления), учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, впоследствии уточненным.
Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266-269 АПК РФ исходя из доводов, заявленных в апелляционной жалобе, дублирующих, по сути, акт проверки.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства, удовлетворил заявленные требования.
При этом обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В части 1 статьи 158 названного Кодекса определено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечении. Результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает, в том числе, результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на территории Тверской области реализуется региональная программа "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы", утвержденная постановлением Правительства Тверской области от 10.04.2019 N 108-пп (далее - Адресная программа).
Разработчиком и администратором Адресной программы, главным распорядителем бюджетных средств является министерство.
Финансирование Адресной программы осуществляется при наличии и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, в том числе за счет средств государственной корпорации - Фонда.
Пунктом 31 Адресной программы предусмотрено, что финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда формируются на условиях софинансирования за счет средств Фонда и областного бюджета Тверской области, а также за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 33 Адресной программы при реализации этой программы с учетом финансовой поддержки Фонда планируемый объем минимальной доли финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда обеспечивается в размерах, приведенных в таблице 2 настоящего пункта, а именно средства Фонда - 97 %, доля софинансирования областного бюджета Тверской области - 3 %.
Пунктами 32, 35 Адресной программы предусмотрено, что общий объем финансирования Программы составляет 5 409 750 955,90 руб., в том числе:
средства Фонда - 3 876 991 313,95 руб.;
средства областного бюджета Тверской области - 116 261 139,72 руб.;
средства местного бюджета - 1 620 000,00 руб.;
средства областного бюджета Тверской области на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения, - 477 715 795,45 руб.;
средства областного бюджета Тверской области на оплату разницы в стоимости одного квадратного метра жилого помещения - 1 055 043 846,50 руб.
Объемы и источники финансирования Адресной программы приведены в приложении 4 к настоящей программе.
В пункте 35 Адресной программы предусмотрено, что стоимость переселения на один квадратный метр общей площади предоставляемого жилого помещения в рамках мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых с привлечением средств Фонда, рассчитана исходя из стоимости квадратного метра, установленного для Тверской области Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2018 N 822/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2019 года" утвержден показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для Тверской области в сумме 39 785,00 руб.
Пунктом 37 Адресной программы определено, что средства областного бюджета Тверской области могут быть предусмотрены в том числе на предоставление гражданам жилых помещений площадью, превышающей площадь изымаемого помещения, и рассчитываются как сумма разниц общей площади каждого предоставляемого жилого помещения и общей площади изымаемого жилого помещения, умноженная на стоимость одного квадратного метра, указанную в Программе, для предоставления жилого помещения.
В силу пункта 38 Адресной программы основной финансовый показатель, от которого зависит объем финансирования Программы по переселению граждан, - планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых взамен изымаемых жилых помещений. Программа предусматривает средства из областного бюджета Тверской области для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем приобретения (строительства) жилых помещений по цене, не превышающей стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Программой.
В случае, если стоимость одного квадратного метра жилого помещения превышает цену приобретения (строительства) жилых помещений, установленную Программой, финансирование таких расходов на оплату превышения может осуществляться за счет средств областного бюджета Тверской области.
На основании пункта 36 Адресной программы минимальная площадь приобретаемых жилых помещений должна быть не менее 28 кв. м и соответствовать СП 54.13330.2022 "СНИП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", утвержденному приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр (далее - СП 54.13330.2022).
В пункте 5.2 СП 54.13330 предусмотрено, что минимальные площади квартир (без учета площадей балконов, лоджий, террас, холодных кладовых и приквартирных тамбуров) в зависимости от числа их жилых комнат приведены в таблице 5.1, и составляют : 1 комнатная квартира - 28 кв. м; 2 комнатная квартира - 44 кв. м; 3 комнатная квартира - 56 кв. м; 4 комнатная квартира - 70 кв. м; 5 комнатная квартира - 84 кв. м; 6 комнатная квартира - 103 кв. м.
Согласно пункту 14 Адресной программы ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик" является государственным заказчиком, уполномоченным на реализацию мероприятий Программы по строительству многоквартирных домов, приобретению жилых помещений в введенных в эксплуатацию многоквартирных домах или в введенных в эксплуатацию домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В пункте 26 Адресной программы опредедено, что государственный заказчик в целях реализации мероприятий Программы по приобретению (строительству) жилых помещений:
1) осуществляет закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Тверской области в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) заключает государственные контракты на приобретение (строительство) жилых помещений;
3) производит расчеты на основании заключенных государственных контрактов;
4) ведет бухгалтерский учет, составляет налоговую и статистическую отчетности.
Государственный заказчик при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Пунктом 43 Адресной программы предусмотрено, что расходование средств Фонда и областного бюджета Тверской области на реализацию мероприятий по приобретению (строительству) жилых помещений осуществляется на основании представленных Государственным заказчиком документов:
1) счета, счета-фактуры;
2) актов сдачи-приема выполненных работ или актов приема-передачи жилого помещения (при приобретении жилых помещений), актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (при строительстве жилых помещений).
При подписании актов сдачи-приема выполненных работ или актов приема-передачи жилого помещения (при приобретении жилых помещений), актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (при строительстве жилых помещений) Государственный заказчик учитывает экспертное мнение рабочей группы по контролю за качеством строящихся (приобретаемых) жилых помещений в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, образованной при Правительстве Тверской области, отраженное в положительном (отрицательном) заключении.
Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 43 настоящего раздела, осуществляет проверку и согласование представленных Государственным заказчиком документов, проводит анализ использования бюджетных средств в соответствии с заключенными государственными контрактами и возвращает документы Государственному заказчику. Согласованные Министерством документы Государственный заказчик направляет в Министерство финансов Тверской области либо в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для государственных нужд Тверской области.
В целях реализации Адресной программы 29.12.2020 ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик" и ООО "Промстроймонтаж" (далее - Генеральный подрядчик) заключен государственный контракт N 179 на выполнение работ по строительству объекта "Многоквартирный жилой дом в городском округе город Ржев Тверской области, расположенный по адресу: Тверская область, город Ржев, улица Революции (объект N 1) (далее - Объект).
Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что цена работ по контракту составляет 173 112 492,00 руб. с учетом НДС по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, в том числе 143 131 442,57 руб. за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда - 4 426 745, 95 руб.; за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения - 25 554 303, 48 руб.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и действующим законодательством, и включает в себя:
- стоимость работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий в размере 7 202 705,34 руб.;
- стоимость работ по строительству Объекта в размере 165 909 786,66 руб.;
- стоимость поставки оборудования в размере 0,00 (ноль) руб.
Дополнительным соглашением N 1-21 от 29.10.2021 в контракт внесены изменения.
Согласно новым условиям, цена работ по контракту составляет 117 652 202 руб. с учетом НДС по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 НК РФ (далее - цена Контракта), в том числе 97 732 461,21 руб.за счет средств государственной корпорации - Фонда, за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда - 3 022 653,44 руб.; за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения - 16 897 087,35 руб.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и действующим законодательством, и включает в себя:
- стоимость работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий в размере 4 743 965,05 руб.;
- стоимость работ по строительству Объекта в размере 112 908 236,95 руб.; - стоимость поставки оборудования в размере 0,00 (ноль) рублей".
Дополнительным соглашением N 2-21 от 24.12.2021 в контракт внесены изменения.
Согласно новым условиям, Цена Работ по Контракту составляет 152 947 862,60 руб. с учетом НДС по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 НК РФ (, в том числе 97 732 461,21 руб. за счет средств государственной корпорации - Фонда, за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда - 3 022 653,44 руб.; за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения - 16 897 087,35 руб.; за счет средств областного бюджета Тверской области на оплату разницы в стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения - 35 295 660,60 руб.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом и действующим законодательством, и включает в себя:
- стоимость работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий в размере 6 167 154,57 руб.;
- стоимость работ по строительству Объекта в размере 146 780 708,03 руб.;
- стоимость поставки оборудования в размере 0,00 (ноль) рублей".
Генеральным подрядчиком работы по подготовке проектно-сметной документации и выполнению инженерных изысканий выполнены 22.10.2021, о чем составлен акт.
Оплата произведена 28.10.2021 (платежное поручение N 982 от 28.10.2021, N 983 от 28.10.2021, N 984 от 28.10.2021), в размере 7 202 705,34 руб., тогда как 24.12.2021 стоимость работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий по соглашению сторон изменена и составила 6 167 154,57 руб.
Переплата составила 1 035 550,77 руб., которую Генеральный подрядчик ходатайствовал зачесть в счет оплаты строительно-монтажных работ.
Управление полагает, что на момент расторжения контракта, по причине внесенных изменений в части софинансирования по источникам средств по состоянию на 1 апреля и 1 октября (отчетные даты), на 21 октября по субсчету 302.31 числилась кредиторская задолженность со знаком "-" по средствам Фонда в сумме 1 352 810,29 руб. (фактически дебиторская задолженность). На момент окончания проверки вопрос о порядке возврата задолженности в Фонд в сумме 1 352 810,29 руб. ГКУ "Тверьоблстройзаказчик" не решен.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд первой инстанции пришел к следующим обоснованным выводам.
ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик" и ООО "Промстроймонтаж" заключен государственный контракт от 29.12.2020 N 179 на выполнение работ по строительству объекта "Многоквартирный жилой дом в городском округе город Ржев Тверской области, расположенный по адресу: Тверская область, г. Ржев, ул. Революции (объект N1).
Контрактом изначально размер закупаемой площади составил 3 707,89 кв.м, что при утвержденной стоимости 39 785 руб./кв.м составляет:
3 707,89 кв. м*39 785 руб. = 147 558 188,65 руб. Данная сумма отражена в пункте 2.1 Контракта:
97% от 147 588 177,65 составляет 143 131 442,57 руб. - средства Фонда;
3% от 147 588 177,65 составляет 4 426 745,95 руб. - средства областного бюджета Тверской области.
Средства областного бюджета Тверской области могут быть предусмотрены в том числе на предоставление гражданам жилых помещений площадью, превышающей площадь изымаемого помещения, и рассчитываются как сумма разниц общей площади каждого предоставляемого жилого помещения и общей площади изымаемого жилого помещения, умноженная на стоимость одного квадратного метра, указанную в Программе, для предоставления жилого помещения (пункт 37 Адресной Программы).
Данная сумма отражена в пункте 2.1 контракта: 25 554 303,48 руб. за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения.
Таким образом, сумма контракта 173 112 492 руб. = 143 131 442,57 руб. (средства Фонда) + 4 426 745,95 руб. (средства областного бюджета) + 25 554 303,48 руб. (средства областного бюджета).
Дополнительным соглашением N 1-21 от 29.10.2021 в связи с изменением способа переселения в отношении части закупаемой площади (со строительства на закупку готового жилья) был уменьшен объема работ по Контракту, закупке подлежала площадь переселения 2 532 кв. м (вместо 3 707,89 кв.м) с уменьшением цены до 117 652 202 руб., что при утвержденной стоимости 39 785 руб./кв.м составляет:
2 532 кв. м*39 785 руб. = 100 755 114,65 руб. Данная сумма отражена в скорректированном пункте 2.1 Контракта (п. 3 Дополнительного соглашения N 1-21):
97% от 100 755 114,65 составляет 97 732 461,21 руб. - средства Фонда;
3% от 100 755 114,65 составляет 3 022 653,44 руб. - средства областного бюджета Тверской области.
16 897 087,35 руб. за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения.
Таким образом, сумма контракта 117 652 202 руб. = 97 732 461,21 руб. (средства Фонда) + 3 022 653,44 руб. (средства областного бюджета) + 16 897 087,35 руб. (средства областного бюджета).
В рамках проведения подрядчиком проектно-изыскательских работ в пределах изученной части геологического разреза на участке обнаружены подземные воды, пучинистость грунтов, подтопленность и сезонная подтапливаемость участка. Данные условия повлекли усложнение проектных решений, вследствие чего - существенное удорожание стоимости строительства, увеличение трудоемкости, привлечение высококвалифицированных строителей.
Пунктом 38 Адресной программы предусмотрено, что в случае, если стоимость одного квадратного метра жилого помещения превышает цену приобретения (строительства) жилых помещений, установленную Программой, финансирование таких расходов на оплату превышения может осуществляться за счет средств областного бюджета Тверской области.
Дополнительным соглашением N 2-21 от 24.12.2021 в связи с увеличением стоимости кв.м цена контракта была увеличена на 30% до 152 947 862,60 руб. без изменения закупаемой площади (2 532 кв.м).
2 532 кв.м*39 785 руб. = 100 755 114,65 руб. Данная сумма отражена в скорректированном пункте 2.1 Контракта (п. 1.4 Дополнительного соглашения N 2-21):
97% от 100 755 114,65 составляет 97 732 461,21 руб. - средства Фонда;
3% от 100 755 114,65 составляет 3 022 653,44 руб. - средства областного бюджета Тверской области.
16 897 087,35 руб. за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения.
35 295 660,60 руб. за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на оплату разницы в стоимости 1 кв.м площади жилого помещения (превышение стоимости).
Таким образом, сумма контракта 117 652 202 руб. = 97 732 461,21 руб. (средства Фонда) + 3 022 653,44 руб. (средства областного бюджета) + 16 897 087,35 руб. (средства областного бюджета) + 35 295 660,60 руб. (средства областного бюджета).
Следовательно, увеличение финансирования по контракту за счет средств Фонда не произошло, доля софинансирования средствами Фонда не изменилась.
Адресной программой предусмотрены средства из областного бюджета Тверской области для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений по цене, превышающей стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Программой и предоставление гражданам жилых помещений площадью, превышающей переселяемую площадь.
Следовательно, вывод управления об изменении объема софинансирования средствами Фонда, в связи с появлением дополнительного источника средств, является несостоятельным.
Объем софинансирования Фонда не зависит от количества источников финансирования, а зависит от переселяемой площади и стоимости одного квадратного метра (39 785 руб.), где 97 % средства Фонда, 3 % средства областного бюджета Тверской области.
Кроме того, ответчик полагает, что ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик" допущено неправомерное расходование средств на приобретение жилых помещений на общую сумму 27 036 182,86 руб., в том числе по средствам Фонда в сумме 26 225 097,34 руб., по средствам областного бюджета с привлечением средств Фонда на общую сумму 811 085,52 руб., по причине не соблюдения долевого финансирования в результате оплаты стоимости 195 контрактов исходя из расселяемой площади и стоимости 1 кв.м., предусмотренной адресной программой, тогда как следовало, исходя из расселяемой площади и фактической стоимости квадратного метра, сложившейся при исполнении контрактов.
Так, например, по государственному контракту от 16 декабря 2019 N 134 (далее - Контракт N 134), заключенному между ГКУ "Тверьоблстройзаказчик" (Покупатель) и Курбатовым Вадимом Евгеньевичем (Продавец), на приобретение жилого помещения (отдельной квартиры) по адресу: Тверская область, Конаковский район, гпп Редкино, пгт Редкино, ул. Фадеева, д. 11, кв. 31. Цена контракта: 1 750 540,00 руб. (39 785,00 руб. х 44,0 кв.м.), из них: 1 570 672,01 руб. за счет средств Фонда; 48 577,49 руб. за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренные на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда; 131 290,50 руб. - за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения.
Площадь жилого помещения должна быть не менее нормативной общей площади, которая составляет 44 кв.м. (п. 2.10 Контракта, Приложение N 1 к Контракту N 134). Расселяемая площадь - 40.7 кв.м.
Фактически приобретена квартира площадью 57,20 кв.м., что больше нормативной площади на 13,2 кв.м.
По передаточному акту от 16 декабря 2019 года б/н (Приложение N 2 к Контракту N 134) Продавец передал жилое помещение (квартиру), общей площадью 57,20 кв.м, расположенное по адресу: Тверская область, Конаковский район, гпп Редкино, пгт Редкино, ул. Фадеева, д. 11, кв. 31.
Таким образом, контрольный орган, полагает стоимость одного кв.м жилого помещения составила 30 603,85 руб. (1 750 540,00 руб. : 57,2 кв.м). По Контракту N 134 допущено неправомерное расходование средств в общей сумме 373 672,96 руб., в том числе по средствам Фонда в сумме 362 462,77 руб., по средствам областного бюджета с привлечением средств Фонда в сумме 11 210,19 руб. за счет оплаты за дополнительную площадь в приобретенной квартире, расходы за которую в сумме 373 672,96 руб. следовало произвести за счет средств областного бюджета без привлечения средств Фонда за дополнительную площадь.
Вместе с тем пунктом 35 Адресной программы предусмотрено, что стоимость переселения на один квадратный метр общей площади предоставляемого жилого помещения в рамках мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых с привлечением средств Фонда, рассчитана исходя из стоимости квадратного метра, установленного для Тверской области Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2018 N 822/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2019 года" утвержден показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для Тверской области в сумме 39 785,00 руб.
При формировании общего объема финансирования Программы, исходили из стоимости одного квадратного метра в размере 39 785,00 рублей и долевого софинансирования - 97% средства Фонда, 3% средства областного бюджета Тверской области.
Таким образом, доля софинансирования средствами Фонда не подлежит изменению и зависит от переселяемой площади и стоимости одного квадратного метра (39 785 рублей), где 97 % средства Фонда, 3 % средства областного бюджета Тверской области.
Адресной программой предусмотрены средства из областного бюджета Тверской области для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений по цене, превышающей стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Программой и предоставление гражданам жилых помещений площадью, превышающей переселяемую площадь.
Кроме того, условиями государственных контрактов, в частности Контракта N 134 (п. 2.10), предусмотрено, что площадь жилого помещения должна быть не менее нормативной общей площади. Увеличение общей площади допускается, при этом цена Контракта, а также стоимость одного квадратного метра, остаются твердыми и изменению не подлежат.
Изменение стоимости квадратного метра, нормативно установленной, после проведения конкурентных процедур, приведет к нарушению Федерального закона от 26.07.2006 N 153-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, как верно отмечено судом, если, площадь приобретенного жилого помещения превышает нормативную, дополнительные квадратные метры поступают в собственность субъекта, а затем в муниципальную собственность, безвозмездно, средства Фонда и областного бюджета на оплату дополнительных квадратных метров не расходуются.
Так, по Контракту N 134 оплата произведена за 44 кв.м, фактически приобретена квартира площадью 57,20 кв.м. Оплата 13,2 кв.м средствами Фонда или областного бюджета не производилась. Цена Контракта N134: 1 750 540,00 руб. (39 785,00 руб. х 44,0 кв.м.), из них: 1 570 672,01 руб. за счет средств Фонда; 48 577,49 руб. за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренные на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда; 131 290,50 руб. - за счет средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на оплату площади, превышающей площадь изымаемого помещения.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил заявленные учреждением требования.
Как указано ранее в настоящем постановлении, каких-либо мотивированных возражений относительно выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, в жалобе казначейством не приведено, поскольку содержание апелляционной жалобы, по своей сути, полностью дублирует содержание акта проверки со страниц 33 по 36 и со 114 по 119.
Вместе с тем следует отметить, что все заявленные апеллянтом доводы являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы не могут быть приняты.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 сентября 2023 года по делу N А66-2862/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2862/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "ТВЕРЬОБЛСТРОЙЗАКАЗЧИК"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Тверской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство финансов Тверской области, Публично-павовая компания " Фонд развития территорий"